Чикагская социологическая школа

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Чикагская социологическая школа - периодизация деятельности и подходы

Содержание

Введение
1.Периодизация деятельности Чикагской школы

2.Социально-экологический подход
3. Город как объект исследования

4. Концепция маргинальной личности
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовик 2009.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

       Значение  деятельности Чикагской школы в  американской и мировой социологии состоит в том, что она ориентирована  на науку и общество, на социально-политические реформы, которые на основе  разработанных учеными теорий могут быть эффективными. Благодаря исследованиям представителей Чикагской школы авторитет социологической науки значительно вырос.

       Проанализированные  в данной работе  теории Р. Парка  и его сторонников, касающиеся социально  – экологической проблематики, помогли выявить тесную связь между обществом и природой. Выдвинутая Парком теория помогла так же понять значимость  поддержания баланса в экологической системе, в которую включен человек. Идея социальной экологии, экологии человека, рассмотренная в данной работе, стала поистине новаторской и оказала значительное влияние на развитие науки.

       Раскрытая в данной работе социология города также сыграла большую роль в  развитии  науки. Исследования города, проводимые в рамках Чикагской социологической школы, помогают объяснить особенности города, городской жизни и решать возникающие в этой области проблемы.

       Так же в данной работе проанализирована концепция маргинальной личности, разработанная Р. Парком и др. учеными. Дано определение, характеристика маргинальной личности, ее значение и роль в обществе. Так как проблема маргинализации существует и по сей день, данная теоретическая база может служить хорошим «помощником», для решения данной проблемы.

       В работах социологов-эмпириков, выполненных в рамках социологической школы, неоднократно подчеркивается значение проблем, составляющих содержание повседневной жизни людей. Их исследования направлены на выявление и анализ того круга проблем, которое до сих волнуют общество и которые необходимо  регулярно решать.

       Значение  Чикагской социологической школы  состояло в том, что в эмпирических исследованиях внимание обращалось не только на  «субъективный фактор», но и на объективные обстоятельства экономического, социального и политического  характера.

       Таким образом, можно сказать, что деятельность Чикагской школы  внесла огромный вклад в развитие социологии как  науки.  
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список использованных источников 

1. Оригинальные  произведения 

1.1. Вирт, Л. «Гетто» (Главы из книги) [Текст] / перев. с англ. В.Г. Николаева // Социальные институты и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. – 2004 - №1. – С. 126-170

1.2. Хьюз, Э. Ч. «Институты» [Текст] / пер. с англ. В.Г. Николаева // Социальные институты и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. – 2004. - №2 – С. 133-159

2.Учебная литература.

2.1. История западной социологии [Текст] / Под ред. В.А. Бачинина, Ю.А. Сандулова, - СПб.: Лань, 2002. – 384 с.

2.2  История социологии 19 – 20 века [Текст]: в 2 ч. Ч. 1. Западная социология / Под ред. Воронцова, А.В., Громова, И.А. – М.: Владос,2005. – 423с.

2.3. История социологии в Западной Европе и США [Текст] / Под ред. Гайденко, П.П., Инонина, А.Г., и др. – М.: НАУКА, 1993. – 424 с.

2.4. История социологии [Текст] / Под ред. Е.Г. Збровского – М.: Гардарики, 2007. – 608 с.

2.5. История социологии [Текст] / Под ред. Кравченко, А.И.: Моск. Гос. Унив-т им. М.В. Ломоносова – М.: Проспект, 2008. – 403 с.

2.6. История социологии [Текст] / Под ред. Немировского, В.Г. – М.: Владос, 2005. – 318 с.

2.7. История социологии в Западной Европе и США [Текст] /  Под ред. Осипова, Г.В. – М.: Изд-я гр. НОРМА – ИНФРА – М , 1999. – 576 с.

 2.8. Этапы развития  социологической мысли [Текст]: Развитие западной социологии. / Под ред. П.С. Гуревича – М.: Издательская группа «Прогресс» - «Политика», 1992. – 608 с. 

3. Публикация  в периодической печати.

3.1.  Ганжа, А.О. К истории создания работы У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» [Текст] / А. О. Ганжа // СОЦИС – 2007. -  №7. – С. 115-121

3.2. Николаев, В.Г. Из социологического наследия Э.Ч. Хьюза: предисловие к публикации [Текст] / В.Г. Николаев // Социальные институты и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. – 2003. - №4.  – С.115-117.

3.3. Данилова, И.В. Город и его окружение как объект комплексного исследовании [Текст] / И. В. Данилова // СОЦИС – 2005. - №3.  – С.100-113.

3.4. Меньшина, Е.В. Проблема идентичности в творчестве Р. Парка [Текст] /  Е.В.  Меньшина // СОЦИС – 2005. - №5. – С. 118 – 122.

3.5. Попов,  Ю.Н. У. Томас и Ф. Знанецкий «Польский крестьянин в Европе и Америке» [Текст] / Ю. Н. Попов // СОЦИС – 2004. - №2. – С. 120-124.

4. Электронные  ресурсы. 

4.1. Банникова, Л. М.  Маргинальность как социально-патологическая форма адаптации населения к именующимся условиям жизни [Электронный ресурс] / Л.М. Банникова // Центр независимых социологических исследований. – (socio.rin.ru)

4.2. Бондаренко, С.А.  Современная американская социология основные направления и школы.[Электронный ресурс] / С.А. Бондаренко// Центр независимых социологических исследований. –  (www.auditorium.ru)

4.3. Онзимба Ленюнго, Ж.Б.  Проблема маргинальной личности в американской социологии. [Электронный песурс] / Ж.Б. Онзимба Ленюнго // Вестник РУДИ, серия Социология, 2003. -№1(4). С. - !60-165. – (Socio.rin.ru)

4.4.  Сериков, А. Е. Понятие социальной ценности и социальной установки в социологии, У. Томаса [Электронный ресурс]  / А.Е. Сериков // Социология. – (www.auditorium.ru)

4.5. Тимофеева, Л. В. Интеграция городской жизни.[Электронный ресурс]/ Л.В.  Тимофеева // Социология. – (www.auditorium.ru). 
 
 
 

Приложение  А 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Конспект  произведения Л. Вирта

«Гетто» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

п/п

Основные положения  произведения Собственное понимание  основных положений произведения
1 С точки зрения социолога, гетто как институт интересно, прежде всего, тем, что репрезентирует пролонгированный случай социальной изоляции. Это результат попытки народа приспособиться, по крайней мере, внешне, к чужакам, среди которых он поселился. То есть гетто  можно рассматривать как форму  взаимоотношений между разными  группами людей, по средствам которой  одна группа подчиняется другой.
2 Исследование  гетто, вероятно, прольет свет на множество на множество родственных феноменов, таких как происхождение сегрегированных ареалов и развитие культурных сообществ вообще; ибо хотя гетто является еврейским институтом, есть и такие формы гетто, которые имеют отношение не только к евреям. В наших больших городах есть  Маленькие Силиции, Польши и т.д. Можно сказать, что гетто типичный представитель  целого ряда других форм общинной жизни, которые возникают между двумя  различными народами с разными ценностями, нормами поведения, религией.
3 Гетто – не только физический факт; это еще и состояние  духа. Законы, регламентировавшие поведение  евреев и христиан, являют собой  лишь внешние формы, которым с  субъективной стороны соответствует  установки социальной дистанции, самосознания и группового сознания. Эти установки  выражаются в чувствах и взрывах  насилия, трения и конфликты, которые  вызваны совместной жизнью разных культурных групп
4 История гетто, есть история института. Различные  стадии процесса, в ходе которого этот институт формируется; фундаментальные человеческие мотивы, которые находят в нем выражение; силы, которые его изменяют, воспроизводят и вносят вклад в его разрушение. Таким образом, история гетто показывает различные  процессы которые способствуют росту общинной жизни, а также способы, которыми общество формирует те личностные и культурные институты которым дают приют.
5 Гетто не было произвольным творение властей, призванным совладать  с чужим народом. Гетто было кристаллизацией потребностей и  практик, укорененных в религиозных и светских обычаях самих евреев.
6 Евреи стекались  в отдельные культурные ареалы не под давлением извне и не по какому-то обдуманному плану. Факторы  которые подталкивали евреев к основанию  локально обособленных сообществ, следует искать в характере еврейских традиций, в привычках и обычаях евреев, но и средневекового горожанина вообще.  Это отделение  видимо давало евреям возможности для  следования своим религиозным предписаниям, обычаям и т.д.
7 Добровольное гетто было административным инструментом, по крайней мере, отчасти. Оно способствовало социальному контролю  со стороны  сообщества над его членами; оно существенно облегчало сбор налогов; и оно делало возможным надзор который средневековые власти осуществляли над всеми чужаками и негражданами.  Таким образом, можно сказать, что не смотря на  то, что гетто было добровольно  оно все равно оказывало влияние  на людей и не заметно для них  контролировало их действия и жизнь.
8 Через посредство гетто – добровольное гетто – постепенно развивалась та социальная дистанция, которая, в конце концов, изолировала еврея от всего остального населения. По средствам  этой дистанции власть  держала  евреев отдельно от остального мира. Эта  дистанция росла, пока евреи совсем не стали, отрезаны от других людей. Постепенно добровольное гетто формировалось в принудительное.
9 Формы общинной жизни, возникшие естественно и  спонтанно в попытке евреев адаптироваться к своим окружениям, постепенно формализовались  в обычае и прецеденте и, наконец, кристаллизовались в правовые установления. То, к чему евреи стремились как к привилегии  и, что санкционировалось, прежде всего, лишь личными любезностями и обычаем, вскоре стало мерой, которая им навязывалась. Таким образом, власть не заметно власть не заметно для евреев взяла их жизнь под полный контроль.
10 Получив образец  в лице римского гетто, учрежденного в 1556 г. папой Павлом 4, гетто выросли  в Христианском мире повсеместно, в  каждом городе, где была еврейская  община. Это было связано, скорее всего, с тем, что евреи могут мешать христианам. Навязать свою религию.
11 К заходу солнца евреи должны были быть по внутреннюю сторону  ворот, в противном случае подвергались суровому наказанию. Обычно им не разрешалось появляться на улицах  за пределами гетто по воскресеньям и в важные христианские праздники. Все это свидетельствовало  об ущемлении прав евреев и о ужесточении  контроля над ними.
12 Кое-где власти отказывались предоставить евреям  больше пространства, чем было первоначально отведено под гетто; обычно это вело к перенаселенности, когда население гетто возрастало. Росла изоляция евреев от внешнего мира и угнетение  их прав.
13 В некоторых  городах в гетто были перенесены публичные дома, так как гетто  было подходящим местом для учреждения с дурной репутацией. Часто в одном здании  проживало по нескольку семей, и квартал обычно располагался в наименее приятельском районе города. Число жителей  гетто постоянно росло, а территория оставалась практически неизменной.
14 Евреи средних веков определенно поддерживали больше контактов, чем, их соседи-христиане, и эти контакты были более разнообразными и широкими. Они путешествовали из одного города в другой; много в мире они не могли увидеть лично, но к ним в гетто приезжали евреи со всех концов земного шара. Тем самым внутри гетто царили теплые дружеские отношения  и европейские сообщества участвовали  в жизни своих далеких братьев  по религии и знали о происходящем в мире больше чем христиане.
15 Реальная внутренняя солидарность сообщества гетто всегда коренится  в прочных семейных узах. В этом внутреннем круге в отношения между членами вплетались через колоритный ритуал глубинные узы симпатии Здесь каждый индивид, бывший для всего мира евреем, имел достойное место и был связан с остальными глубокими чувствами
16 Жизнь гетто  вряд ли когда-нибудь застывала в  неподвижности. Всегда появлялись новые  проблемы, которые требовали от его  членов коллективного действия. Не смотря на ограниченность гетто  в не была масса возможностей для проявления способности к лидерству
17 Внешние проявления отдельности – стена гетто, ворота, еврейские метки – способствовали развитию не только группового сознания и самосознания евреев. Они стали  физическими символами социальной изоляции, которая проявлялась в  социальной дистанции между евреями и христианами. С течением времени евреи приспособились к этим ограничениям и смогли выстроить собственное общество, в котором жизнь была сносной и порой даже возбуждающей. Таким образом, изоляция евреев от христиан повлияла на первых скорее положительно, чем отрицательно.
18 Гетто -  прежде всего культурное сообщество. В его  многолюдные, перенаселенные, узкие  улочки  были практически целиком  перенесены все основные очертания  жизни европейского гетто и русской  черты оседлости. Само местоположение гетто определяются не только доступностью и низкой арендной платой за жилье, но и традицией. Евреи,  которые  жили в гетто, знают ценность близости к рынку или коммерческому  центру города, в котором они живут.
19 Плотность населения в гетто нужно объяснить не только бедностью иммигрантов и их неспособность платить высокую цену за жилье, но так же традициями тесной общинной жизни, сложившимися в многолюдных кварталах гетто Старого Света. На первом плане  у евреев всегда была семья, и уважение друг друга, помощь друг другу, сплоченность.
20 Между гетто  Старого и Нового Света есть одно важное различие. Первые являются в  целом  гомогенными образованиями, сосредоточенными в одной в одной  части города и имеющими общую  культурную  жизнь в городском или даже региональном масштабе. Американское гетто разбивается, как правило, на несколько секций, содержащих различные национальные группы евреев. Это связано  с гетерогенными волнами миграции, характерными для Нового Света и  не характерными для Старого
21 Гетто – полноценный  мир, но это маленький и узкий  мир. В нем есть свои интеллектуалы, но их интеллектуальность ограниченного  сорта. То, чего жизни гетто недостает  в плане широты, она восполняет глубиной эмоций, силой семейных и  общинных связей, привязанностью к традиции, форме и чувству. Узы семьи, деревенской  общины которые связывают обитателей гетто в маленькие ядра более  или менее автономных единиц, лишь отчасти видны человеку со стороны. Семья из гетто сможет перенести такие кризисы которые простая семья навряд ли переживет.
22 Жизнь, которая  в гетто пульсирует, - провинциальная и сектантская жизнь. Успехи здесь  измеряются малыми масштабами; диапазон самовыражения ограничен.                                                       Лишь покинув гетто, еврей может жить настоящей полноценной жизнью. Сообщество гетто не способно коллективно действовать в более широких масштабах.
23 Гетто  -  закрытое сообщество, воспроизводящее и обновляющее  себя при минимальном впитывании влияний извне, как биологических, так и культурных.  Оно почти так  же полностью отрезано от мира, как  если бы и сейчас было обнесено стеной, а его жители так же запирались по ночам за его массивными воротами.
24 Выход из гетто  вовне не являются ни прямым, ни беспрепятственным. Как только еврей отваживается выбраться с узких улочек гетто в широкую космополитическую жизнь внешнего мира, он сразу же сталкивается с внешними препятствиями и переживает внутренние конфликты. Переход из одной культуры в другую и от одной личности к другой – процесс, требующий не только времени, но и сотрудничества обеих групп. Переход из одной  культурной группы в другую очень  тяжел и проблематичен. Часто  люди решающиеся на это не доходят  до конца своей цели и сворачивают  на пол пути. Сложность связана с отказом от своих ценностей, норм религии и принятии других правил и норм, что сделать очень трудно.
25 Отпор, продиктованный предубеждениями и исключением, вынуждает еврея остро осознавать свою отдельность. Он сталкивается с  тем, что внешний мир не принимает его как индивида и упорно прикрепляет ему унизительный ярлык «еврей» к нему и его детям  не сознавая того, что он чувствует себя частью своего народа не больше, чем этот народ считает его частью себя. Он занимает положение в дух мирах и нив одном из них не чувствует себя как дома. Его Я расколото между миром, который он покинул, и миром, который никак не принимает его. Попадая во внутренний мир, еврей чувствует себя чужаком, которого общество никак не принимает  лишь потому, что он еврей. Он находится на границе между старой и новой жизнью и не там не там он не чувствует себя уверенно.
26 Преуспев, в какой либо деятельности, еврей, который был воспитан в гетто и отведал некоторых плодов нееврейского мира в общении со своим ближайшем кругом товарищей, поначалу считает историю о предупреждениях и исключении либо преувеличенными.  Его личность расширяется, он приобретает некоторую непринужденность в выученных им манерах поведения и любезностях, достаточную, для того чтобы быть естественным и исполнять роль человека, который находится у себя дома и чувствует себя как дома. При этом он все  время сознает некоторую формальность, иногда чрезмерную сердечность, и это  заставляет его быть настороже.
27 Требуется исключительное мужество, чтобы противостоять расовой враждебности в качестве индивида. Чаще наблюдается  тенденция возвращения к собственному народу, в маленькую, но человечную и сочувственную группу семьи, где человека ценят и понимают. Похвалы здесь звучат не столь громко, но зато более искренно.  Не находя себе места вне гетто люди возвращаются назад туда где их искренне ждут.
28 Сплачивало  еврейское сообщество вопреки всем разлагающем силам не только  возвращение разочарованных евреев, но и тот факт, что еврейское  сообщество воспринимается как сообщество окружающим миром. Такое отношение  к евреям со стороны прессы и широкой  публики навязывает им извне коллективную ответственность.
29 В то время как  гетто  пустело, стало мало новых  рекрутов, которые могли бы заполнить  освобождающиеся места. В прошлом именно постоянный  приток ортодоксальных евреев был гарантией единения сообщества и сохранения веры.  Возрождение расового предупреждения против еврея послужило  заменой  этой силы. Оно чрезвычайно  усилило групповое сознание и  упорядочило солидарность. Оно вернуло большое число евреев, находившихся на высоких стадиях ассимиляции, назад в родное гнездо Оно дало толчок европейскому национальному движению..
30 Подъем и  упадок гетто являют собой, по всей видимости, циклическое движение. Когда  еврей выходит из гетто во внешний мир и обретает в нем качество человека, гетто приходит в упадок. Но как только эта свобода ограничивается, обычно в результате слишком массивного и быстрого передвижения, между евреями и неевреями вырастают дистанции, и начинается обратное движение в гетто. Как и большинство  процессов протекающих в развитии общества и различных институтах, организациях, развитие гетто имеет  циклический характер.
31 Хотя евреи  видят в современном гетто  опасность для своего статуса  как личностей и как граждан, жители самого гетто невосприимчивы к конфликтам, нарастающим душевный покой основного еврейства. Не смотря на ослабление контроля властей, евреи  все равно чувствуют угрозу для  своего положения в обществе.
32 «Еврейская  проблема»- это проблема расколотого состояния на границе с нееврейским миром. Но не обитателями самого гетто, цепляющимися за тепло семейного и племенного очага. Главная проблема для евреев это отношение с  нееврейским обществом, которое  поставило на них своеобразное клеймо.
33 Современная  незримая стена гетто не менее реальна, чем старая, потому что она держится на чувствах и предрассудках людей, являющихся продуктами разных культур, и  на самых фундаментальных чертах человеческой природы, управляющих нашей тягой к знакомому и нашим отталкиванием от чуждого.  Стена между  евреями и христианами исчезнет тогда, когда вторые избавятся от предрассудков.
34 Взаимодействие  – это жизнь, а жизнь это  рост, противящийся попыткам направить  его и взять под контроль с  помощью методов пусть даже сколь угодно рациональных, которые не принимают в расчет этот динамический процесс. В борьбе за обретение статуса  рождается личность. Еврей, как и всякий человек, обязан своим уникальным характером этой борьбе.  Евреи так же как и все христиане является личностью не зависимо от веры, национальности и т. д.
35 Отношения между  двумя группами в таких случаях  обычно являются внешними. Проблемы решаются правилами и законами, а не личным контактом и интимной дискуссией Именно потому, что контакты между большей и меньшей, господствующей и подчиненной группами ограничиваются сугубо поверхностными делами, они и способны жить так близко друг к другу. 
36 Каждый раз, когда в население входит новое  приращение, оно не локализуется случайным образом где попало; оно вызывает пересортировку всей массы людей, приводящую, в конце концов, к укоренению каждого элемента в той среде которая является для него если уж не самой желанной, то во всяком случае наименее нежеланной. Каждый элемент  находит свое особое местоположение  без чьего бы то ни было явного умысла.
37 Оказавшись в ареале, каждая группа стремится воспроизвести культуру, к которой она привыкла в своем прежнем хабитате, настолько точно, насколько позволяют новые условия. Каждый человек  подыскивает себе хабитат так же, как это делают животные и растения в мире природы; каждый имеет свой тип питания, семейной жизни и развлечения.
38 Физическая  дистанция, отделяющая эти иммигрантские  ареалы от ареалов коренного населения , есть в то же время мера социальной дистанции между ними и средство с помощью которого эта социальная дистанция поддерживается. Это не столько  поддерживает взаимную враждебность, сколько делает возможной взаимную терпимость.
39 Каждый ареал  в городе приспособлен к какой-то одной функции лучше, чем к другой. Цены на землю, арендная плата, доступность и установки  его обитателей и владельцев определяют , в конечно счете, каким типом  ареала он станет.
40 Гетто рассматривалось  в этом исследовании в первую очередь  как следствие изоляции. Изоляция евреев была непросто физической, но прежде всего осязаемой и носила зримый характер. Это был тип изоляции, производимый отсутствием интеркоммуникации, вследствие разницы языка, обычаев, чувств, традиций и социальных форм. Гетто не столько  физический факт, сколько состояние духа. Изоляция еврея была сродни тому типу изоляции, в которой оказывается человек, чувствующий себя одиноким в самой гуще толпы.
41 Проблемы решаются правилами и законами, а не личным контактом и интимной  дискуссией. Именно потому, что контакты между большей или меньшей, господствующей и подчиненной группами ограничиваются сугубо поверхностными делами, они способны жить так близко друг другу.  Человеческим  группам удается жить бок о бок подобно растениям и животным. У людей возникают чувства и две группы могут занимать данный ареал без потери своих отдельных идентичностей, поскольку каждой стороне полезно жить своей собственной внутренней жизнью и каждая каким то образом боится другой  или идеализируют другую.  
42 Анонимный статус еврея базируется на солидарности его сообщества и его индивидуальной  способности действовать коллективно. Именно историческая изоляция еврея, именно гетто объясняет его характер, а так же фантастические представления, которые другие о нем имеют. История евреев и история гетто – в сущности, история миграций. В ходе этих миграций евреи развивали связи, из которых кристаллизовалось нечто, выглядящая как международная организация. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Чикагская социологическая школа