Фактор гендера в социолингвистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:43, реферат

Описание работы

Фактор гендера в последнее десятилетие играет большую роль в изучении языка. Социальная и культурная маркированность специфики пола привлекает все большее внимание ученых лингвистов и социологов. Гендер, как понятие значимое для лингвистики, берет свое начало ещё в античности, когда в языке начали появляться первые противопоставления, связанные с биологическим полом.

Работа содержит 1 файл

Волкова Д фактор гендера в социолингвистике.docx

— 21.96 Кб (Скачать)

Волкова Д. 505 группа

Фактор гендера  в социолингвистике.

Фактор гендера в последнее  десятилетие  играет большую роль в изучении языка.  Социальная и  культурная маркированность специфики  пола привлекает все большее внимание ученых  лингвистов и социологов. Гендер, как понятие значимое для  лингвистики, берет свое начало ещё  в античности, когда  в языке  начали появляться первые противопоставления, связанные с биологическим полом.

Для того,  чтобы  детально разобрать значение  этого фактора для изучения языка следуют обратиться к определению самого понятия.

 Итак Гендер – совокупность социальных и культурных норм, которые общество приписывает людям выполнять в зависимости от их биологического пола; социальная конструкция, которую можно рассматривать как порождение социальных институтов: семьи, образования, медицины, права, языка, искусства, науки и литературы; пол, рассматриваемый как общественное или культурное явление - социально или культурно нагруженный пол.

Работа над этим вопросом началась ещё в начале 19в, но гендерные  исследования не были системными и  последовательными. Несмотря на это  сейчас в социолингвистических исследованиях  нельзя не отметить работы таких западных ученых как Дж.Д. Фрезер, Ф. Маутнер, О. Есперсен.

В 80-ые годы 20в. началось активное изучение гендера как социо-культурного  пола, внимание  к разностороннему  изучение мужских и женских социально-культурных ролей и их совокупности. Во многом толчком для развития изучения гендера в различных областях науки явилось появление течения феминизма. Как социальный феномен феминизм привлек к себе огромное внимание исследователей различных областей. Для лингвистики была значима так называемая феминистская критика языка. Именно представители этого  движения первыми обратили внимание на различия и противопоставления в языке,  связанные с половыми различиями, установили особенности коммуникации и взаимодействия в однополых группах, провели параллели и противопоставления между мужской и женской речью.

Как причины  гендерных  различий  в языке отечественные  и западные исследователи отмечают следующие факторы:

- различие особенностей  психической деятельности мужчин  и женщин;

-различие выполняемых  социальных ролей;

- исторически обусловленные  речевые парадигмы;

-различие в  путях  и способах социализации мужчин  и женщин;

- влияние общества и  социо-культурной парадигмы.

 

Для более детального понимания  проблемы стоит рассмотреть социальный роли, как фактор влияющие на становление  речи и её особенностей.

Понятие социальная роль подразумевает разные формы общественного поведения человека, нормативно одобренный общество образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную социальную позицию. Социальная позиция в данном контексте понимается как определенное место, занимаемое в существующей общественной иерархии.  Говоря иначе: социальные роли - своеобразный свод взаимных обязанностей индивида и общества.

Социальная роль человека обусловлена множеством факторов, одни из которых постоянные: пол, темперамент, возраст, профессия и т.д., другие ситуативные: роль человека в конкретной ситуации взаимодействия - пассажир, покупатель, респондент и т.д.

Выполняемая человеком роль накладывает серьезный отпечаток  на его  личность, заставляет вести  себя определенным образом, формировать  свои вкусы и предпочтения в зависимости от занимаемого положения.  Так как речь и речевое поведение является неотъемлемым фактором личности, то важно отметить, что социальная роль заметно влияет на язык человека и его манеру говорить. К примеру,  очень часто людей некоторых профессий становится "видно" как только они начинают говорить. Учителя всегда выбирают определенный тон и  темп речи, неосознанно прибегают к речевым клише, часто используемым в школе. Люди высокого чина, начальники,  в повседневном общении  часто выбирают приказной тон и речевые конструкции долженствования, глаголы повелительного наклонения.  Эти особенности мы можем заметить  и в устоявшихся определениях типа: говорит, как учитель, хорошо поставленным актерским голосом, оставь свой прокурорский тон, кричит, как базарная торговка  и так далее.

Социальные  роли, характерные для данного общества, принимаются человеком в процессе его социализации. Несмотря на то, ожидания, присущие той или иной роли, состоят из набора постоянных, предписывающих человеку определенную манеру поведения, усвоение ролей каждым человеком происходит через призму его личного опыта и под влиянием той социальной микро- и макросреды, к которой он принадлежит. Поэтому и проигрывание ролей, как обусловленных постоянными и долговременными социальными характеристиками индивида, так и проигрываемыми в той или иной стандартной ситуации, варьируется от личности к личности, от одной социальной группы к другой. Важно, однако, что эта вариативность находится в определенных рамках.  Пока поведение человека не противоречит социальным нормам и не является общественно-неприемлемым или опасным, нарушающим законы морали и нравственности.

Теперь, на мой взгляд, стоит перейти к  непосредственно социолингвистике, то есть влиянию гендера и социальных ролей исполняемых коммуникантами на речевое поведение личности.

Столь значимое и заметное различие в мужской и женской речи, по мнению исследователей, обусловлено тем, что женщины и мужчины используют  разные модели общения. Способы и подходы к взаимодействиу с другими людьми различаются в зависимости от гендерных особенностей и социальных ролей. Все дело в том, какие функции выполняет общение для разных людей.  В таблице я попытаюсь привести самые наиболее значимые различия в общении полов:

 

 

мужчины

женщины

Цель коммуникации

Обмен информацией

Обмен эмоциями и впечатлениями

Значимые качества собеседника

Эрудиция, умение излагать свои мысли, локаничность, понятность.

Невербальные  проявления, тон, темп речи, настроение.

Способы достижения взаимопонимания

Конструктивная беседа, последовательное изложение точек зрения

Личный опыт, эмоциональное  отношение к проблеме, эмпатия.

Использование невербалики

Мало выражена, используется при необходимости.

 Важна настолько же, насколько и вербальный контакт,  используется много и часто  не к месту.

Аргументация

Факты

Личный опыт


В социолингвистических исследованиях  было выявлено, что речь каждого  индивида подвержена влиянию различных  факторов. Ниже приведены наиболее значимые из них.

 1. Как уже говорилось ранее - гендерная принадлежность и социальная роль говорящего.

 2. Женщинам более свойственны эмфатические речевые акты; они легче переключаются, "меняют" роли в коммуникации". Мужчины переключаются тяжелее, проявляя некоторую "психологическую глухоту" - увлекаясь обсуждаемой темой, не реагируют на реплики, с ней не связанные.

3. В мужской речи чаще встречаеься терминологичность, стремление к точности номинаций, сильное влияние фактора профессии, большая, по в отличие от женской, тенденция к использованию экспрессивных грубых средств, включая ненормативную, бранную лексику.

5. Речь женщин более насыщенна эмоциональной и оценочной лексикой. Женщины чаще прибегают к положительной коннотации высказываний и позитивным оценкам, в то время как мужчины чаще придерживаются нейтральных или негативных суждений.

 6. К типичным особенностям женской речи относят преувеличенную экспрессивность и учащенное использование междометий и экспрессивных частиц, уменьшительно-ласкательных суффиксов. ( столик, шкафчик, щеночек)

7. Для женщин более характерны косвенные речевые акты; в их языке больше этикетных форм. Очень часто женщины используют утверждений в вопросительной форме.

8. В речевом поведении женщин нет стремления к доминированию, она гораздо лучше могут слушать и сочувствовать собеседнику,  склонны к эмпатическому восприятию больше, чем к логическому.

 

Список литературы:

  1. Крысин Л.П. Социальный аспект владения языком. // Крысин Л. П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М. , 1989
  2. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. – М.: Изд-во “Институт социологии РАН”, 1999.
  3. Воронина О.А. Гендер // Словарь гендерных терминов. Под. ред. А.А.Денисовой. М., Информация – XXI век. 2000
  4. Лауретис Т. Де Гендерные исследования. М.: МИД, 2001
  5. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика-М. «Аспект-пресс» 2000г.
  6. Роджер Т. Белл Социолингвистика М.: Международные отношения 1980г.
  7. Швейцер А.Д., Никольский Л.Б. Введение в социолингвистику М.:Высшая школа 1978.

 

 


Информация о работе Фактор гендера в социолингвистике