Феномен андрогинности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 09:53, реферат

Описание работы

Человек изначально создан андрогинно, т.е. в виде двух полов, как в телесном, так и в психическом отношении. У него есть возможность чувствовать и вести себя или по-мужски или по-женски». Андрогинность относится к человеку в целом и «касается всех сфер идентичности не только сексуальной структуры, а также структуры образа жизни, телесности, эмоциональности, сферы профессии и работы, выбора партнера и т.п.». Любая абсолютная зафиксированность на роли полов является патологией. Человек может проявлять разные мужские и женские стороны в области профессии, сексуальности, интересов, переживаний, чувств и мышления. С помощью диагностического теста АДА (размер андрогинности по Аммону) эти аспекты можно установить в самооценке и в оценке других и сравнивать друг с другом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие андрогинности и андрогина
2. Теория андрогинности
3. Андрогиния: биологические предпосылки и параллели дальнейшего развития
Вывод
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

реф андрогин22.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

     ПЛАН 

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие андрогинности  и андрогина

2. Теория андрогинности

3. Андрогиния: биологические  предпосылки и параллели дальнейшего  развития 

Вывод

Список  использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Человек изначально создан андрогинно, т.е. в виде двух полов, как в телесном, так и в психическом отношении. У него есть возможность чувствовать и вести себя или по-мужски или по-женски». Андрогинность относится к человеку в целом и «касается всех сфер идентичности не только сексуальной структуры, а также структуры образа жизни, телесности, эмоциональности, сферы профессии и работы, выбора партнера и т.п.». Любая абсолютная зафиксированность на роли полов является патологией. Человек может проявлять разные мужские и женские стороны в области профессии, сексуальности, интересов, переживаний, чувств и мышления. С помощью диагностического теста АДА (размер андрогинности по Аммону) эти аспекты можно установить в самооценке и в оценке других и сравнивать друг с другом.

     Так, кто же такой этот андрогин и чем он так знаменит? В мифологии почти всех народов андрогины – мифические предки, перволюди, соединяющие в себе мужские и женские половые признаки. Есть мнение, что в библейском рассказе о сотворении Богом Евы из ребра Адама отразился в искаженном виде миф о первоначальной бесполости первых людей. Если мы хоть немножечко углубимся в изучение мифов, то сможем встретить там бородатую Афродиту, Гермафродита…

     Эквивалентом  символики андрогина служит сочетание  розы и креста в розенкрейцерианской  традиции. Геометрическим вариантом андрогина служит символика инь-ян. Андрогинное существо в ведийской мифологии именовалось Ардханаришвара. Оно изображалось в композиции с символом андрогинности – цветком лотоса. Словом, все боги только и занимались тем, что сами все порождали. К символам андрогина можно отнести и двуглавого орла.

     Если  вы знаете историю религий, то с легкостью  можете заметить такую закономерность: любое мифическое возникновение  Вселенной – это всегда распад некоего целого, того, что объединяло в себе все сущее, а потом распалось, и, как следствие, возник мир... Именно поэтому многие ритуалы призваны воссоединить несоединимое, дабы обрести черты Творца. Вот что, например, пишет Мирча Элиаде в свей книге «Мефистофель и андрогин, или мистерия целостности»:

     «Соответствующие  черты обнаруживаются в оргиастических ритуалах, направленных на изменение  человеческого поведения, когда  смещаются привычные ценности, в  мистических техниках, ставящих своей  целью соединение противоположностей, в мифах об андрогине и обрядах символического обретения качеств, присущих обоим полам, и т.д. В самом общем виде можно сказать, что все эти мифы, обряды и верования призваны напомнить людям: абсолютная реальность, священное, божественное не поддаются рациональному постижению; божественная основа мира может быть постигнута лишь как парадокс или тайна, а понятие божественности не выводимо из суммы качеств или свойств, оно есть абсолютная свобода, которая превыше Добра или Зла; божественное, абсолютное и трансцендентное качественно отлично от человеческого, относительного и преходящего уже в силу того, что оно – больше любых частных модальностей бытия и не обусловлено какой-либо ситуацией.»

     В XIX веке возникает неожиданная волна  интереса к древним духовным практикам. Думаю, что тут сказалась усталость Европы от все ускоряющегося темпа жизни.

     Утомленным  интеллектуалам захотелось чего-то возвышенного и духовного. Окостеневшее к тому времени христианство уже не могло  насытить душу, и образованная часть  общества, не сговариваясь, бросилась изучать различные культы, давно уже не практикуемые. 
 
 
 

     1. Понятие андрогинности и андрогина 

     Андрогинность (греч. ανδρεία, мужчина + греч. γυνής, женщина) — явление, при котором человек проявляет одновременно (необязательно в равной степени) и женские и мужские качества; психологическая андрогинность выявляется по высоким показателям одновременно и по шкалам маскулинности (уподоблению мужчине) и по фемининности (уподобление женщине); андрогинность во внешнем виде является сочетанием мужских и женских признаков.

     Андрогин  — человек, который не подходит ни под определение маскулинной, ни фемининной гендерной роли, сформировавшейся в том обществе, где он находится. Многие андрогинны идентифицируют себя как ментально находящихся между мужчиной и женщиной или же бесполых.

     Ранее слово «андрогин» использовалось как  синоним слова «гермафродит». В частности, древние греки понимали андрогинность как присутствие и мужских, и женских признаков в одном организме. Сейчас, в основном благодаря работам Сандры Бем, термин «андрогинность» описывает скорее психосоциальные, нежели физиологические или анатомические характеристики. Современным синонимом термина «андрогинность» является слово «интерсексуал».

     Андрогинность в культуре

     Музыка

     Во  времена глэм-рока 1970-х многие музыканты, среди них Энни Леннокс, Дэвид Боуи, Фредди Меркьюри, Элис Купер, Марк Болан, одевались на андрогинный манер.

     Песня и видео группы Garbage под названием Androgyny.

     Брайан Молко, солист рок-группы Placebo, известен по своему андрогинному образу.

     Вокалист  британской группы Suede Бретт Андерсон делал в начале своей карьеры акцент на андрогинный облик.

     Основатель  музыкального направления индастриал (а впоследствии пост-индастриал) Дженезис Пи-Орридж вставил себе импланты груди, опираясь на теорию бесполой эволюции, где мужчина будет женщиной, а женщина — мужчиной.

     Под влиянием западных глэм-рок групп в Японии в 80-х годах был изобретен стиль Visual Kei. Это направление известно благодаря культу женственности во внешнем виде музыкантов. Наиболее известные группы Visual Kei: X Japan, Luna sea, Dir en grey, Malice Mizer.

     Немецкая  группа Cinema Bizarre и россияне Akado также делают акцент на андрогинность в своих сценических образах.

     Лидер группы London After Midnight Шон Бреннан обладает андрогинной внешностью.

     Андрогинная внешность Тильды Суинтон позволила ей сняться в фильме «Орландо», где она играет как мужскую, так и женскую роли

     Андрогинные персонажи очень часто появляются в аниме и манге из-за того, что женственность во внешности считается у японцев признаком красоты. Также в аниме и манге часты случаи переодевания женственных персонажей в женскую одежду, например, в аниме Minami-ke. В аниме Naruto андрогинность героя Хаку настолько сильна, что некоторые герои сериала не могли определить, парень он или девушка.

     В литературе

     В романе Стругацких «Отель „У Погибшего Альпиниста“» есть героиня Брюн, с полом которой в течение долгого времени никак не может определиться герой-рассказчик.

     «Сага о Форкосиганах» Лоис Макмастер Буджолд — бетанские гермафродиты (также бетанские андрогины), искусственно созданный подвид человека, представители которого обладают как женскими, так и мужскими функциональными половыми органами одновременно, и не имеют выраженного полового диморфизма. Внешность андрогинная, у всех представителей выражены молочные железы.

     2. Теория андрогинности 

     Многие  исследователи придерживаются мнения, что целостную (холическую) личность характеризует не маскулинность  или фемининность, а андрогиния, т. е. интеграция женского эмоционально-экспрессивного стиля с мужским инструментальным стилем деятельности, свобода телесных экспрессий и предпочтений от жесткого диктата половых ролей. Интересно, что еще во времена Платона была распространена легенда о людях-андрогенах, которые сочетали в себе вид обоих полов. Они были сильны и питали замыслы посягнуть даже на власть богов. И тогда Зевс разделил их на две половины - мужскую и женскую. "Вот с каких давних пор, - пишет Платон, - свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу" (Платон. Пир. - М.: Мысль. - 1993. - С. 98-103).

     Андрогиния  понимается как эмансипация обоих  полов, а не как борьба женщин за равенство в маскулинно ориентированном  обществе.

     "Феминистское движение отличий, последовательницы которого почитают различия, диктуемые гендерными стереотипами, обеспокоены тем, что андрогиния и другие новые веяния, сокращающие отличия мужчин от женщин, превратятся в конце концов в плавильную печь, из которой женщины выйдут копиями мужчин. Они также утверждают, что женские качества, передававшиеся при помощи гендерных стереотипов, попали в незаслуженную опалу. Подобно им, мифопоэтическое движение мужчин (называемое так, потому что они используют сказки и мифы для иллюстрации "баховой мужественной природы" мужчин) заявляет, что естественные мужские качества были незаслуженно забыты и что мужчины слишком "феминизировались" и стали "слюнтяями" (Kimmel and Kaufman, 1994). В определенном смысле эти идеи совпадают с современными критическими высказываниями в адрес "плавильной печи", которую представляет собой культура. Идея "плавильной печи", где люди из разных культур собираются вместе и в конечном счете сплавляются друг с другом (т. е. ассимилируются), уже вышла из моды. Проблема здесь в том, что, когда более сильная культура ассимилирует более слабую, последняя теряет свои уникальные культурные традиции и свое лицо. Вместо метафоры "плавильной печи" появилась метафора "салатницы", которая отражает, что разные культуры могут смешиваться, сохраняя свой уникальный вкус. Модель "салатницы" поддерживает и ценит культурное разнообразие.

     Ценить  разнообразие - не означает ли это, что  нам надо ценить гендерные различия? Я считаю, что нам следует ценить качества, связанные с тем и  другим гендером, но никак не гендерные различия... Искусственное разделение качеств на мужские и женские приводит к наложению бессмысленных ограничений на оба пола и способствует развитию гендерного конфликта. Мы, естественно, должны ценить некоторые качества, которые в прошлом считались мужскими (или женскими), но при этом не следует считать, что человек непременно должен принадлежать к определенному полу, чтобы обладать ими" (Ш. Берн, 2001, с. 119-120).

     Хотя  создателем теории андрогинности считается  Сандра Бем, у нее были предшественники, в том числе и такой авторитетный, как Карл Юнг.

     К. Юнг (1994) видел в идее единства двух противоположностей - мужского и женского - образ архетипический. Воплощение женского начала в мужском бессознательном (анима) и мужского в женском (анимус), т. е. психологическую бисексуальность он рассматривал как самые значительные архетипы, как регуляторы поведения, проявляющие себя наиболее типично в некоторых снах и фантазиях или в иррациональности мужского чувства и женского рассуждения.

Информация о работе Феномен андрогинности