Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 01:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование возможности воздействия фискальной политики на эффективный рост национальной экономики. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный бюджет, государственными денежными доходы. В условиях рынка фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.

Содержание

Введение 3
1. Фискальная политика как инструмент макроэкономического регулирования : её сущность, цели и инструменты 4
1.1 Дискреционная фискальная политика 8
1.2 Автоматическая фискальная политика 10
1.3 Сильные и слабые стороны фискальной политики как формы государственного регулирования рыночной экономики 12
1.4 Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос 14
1.5 Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение 15
2. Фискальная политика в Республике Беларусь 17
2.1 Методы финансирования дефицита госбюджета в национальной экономике 17
2.2 Содержание проводимой фискальной политики в Республике Беларус 21
3. Анализ эффективности использования инструментов фискальной политики в стимулировании экономического роста и инновационной деятельности 31
Заключение 38
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Фиск.политика!.docx

— 134.86 Кб (Скачать)

Автоматический (встроенный) стабилизатор — это экономический  механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний экономики, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. [8, с.154]

. В качестве таких стабилизаторов в странах с рыночной экономикой обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система социальных пособий. Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса.

К автоматическим стабилизаторам относятся: подоходный налог, косвенные  налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость), пособия по безработице и социальные выплаты. В период спада встроенные стабилизаторы приводят к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет, росту социальных выплат и дефициту государственного бюджета. В период подъема, наоборот. [1, с.107]

Рассмотрим механизм воздействия  встроенных стабилизаторов на экономику. Подоходный налог действует следующим  образом: если по каким-либо причинам в  экономике наступает падение  инвестиционного спроса, то за ним  последует падение совокупного  спроса, а это в силу мультипликативного эффекта вызовет еще большее  падение равновесного уровня дохода Y. Однако наличие налоговой ставки t на доходы, поскольку налоговая функция имеет вид Т = Тa + t×Y, уменьшает величину мультипликатора, и это уменьшение будет тем больше, чем выше значение t.

Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку  НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении  объема продаж налоговые поступления  от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. В условиях экономической активности, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что  увеличивает поступления от косвенных  налогов. Экономика автоматически  стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая  сумма их выплат увеличивается при  спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и их доходы сокращаются) и уменьшается при подъеме, когда  наблюдается «сверхзанятость» и  рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует  подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при  буме оказывает сдерживающее влияние  на экономику. [1, с.107]

1.3 Сильные и слабые стороны фискальной политики как формы государственного регулирования рыночной экономики

 

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

1) Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.

2) Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро.

3) Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатками  фискальной политики являются:

1) Эффект вытеснения. Часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

2) Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к «перегреву» и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

3) Неопределенность. Неопределенность касается проблемы идентификации экономической ситуации. Бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбора типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики.

4) Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики – монетаристы, сторонники теории экономики предложения и теории рациональных ожиданий считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Дж. Кейнс, получили название «дефицитного финансирования», а проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем. [1, с.109]

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Фискальная  политика в Республике Беларусь

2.1 Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I). [9, с. 127]

Масштаб спроса правительства  на товары и услуги оказывает прямое воздействие на совокупный спрос. При  неизменных налогах, чем больше спрос  правительства на вооружение, образование, автомагистрали, здравоохранение, тем  выше государственные расходы и  тем выше совокупный спрос. Наиболее важные изменения в государственных  закупках товаров и услуг, оказывающих  влияние на совокупный спрос, происходят во время международных конфликтов и международной напряжённости. В периоды войн государственные  расходы существенно возрастают.

Снижение налогов увеличивает  совокупный спрос. Также его увеличению способствует рост трансфертных платежей – пособий по безработице, выплат по нетрудоспособности и др. И трансферты, и налоги влияют на располагаемый  доход домашних хозяйств. Чем выше уровень располагаемого дохода домашних хозяйств, тем больше спрос на экономические  блага. Так как налоги и большие  трансферты увеличивают располагаемый  доход, они повышают совокупный спрос. [10, с.220]

 

2.2 Воздействие  инструментов фискальной политики  на совокупное предложение

 

Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. В кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен, т.е. является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры и инструментов снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов [11, с. 129].

Однако поскольку фирмы  рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой  активности и объема производства. Подробное изучение воздействия  налогов на совокупное предложение  принадлежит экономическому советнику  президента США Р.Рейгана, американскому  экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» («supply-side economics») Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 2.4), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения).

Рисунок 2.4. Кривая Лаффера

Используя налоговую функцию: Т = t Y, Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при  которой налоговые поступления  максимальны (Т max.). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые  поступления сократятся, поскольку  уменьшится налогооблагаемая база (Y). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80-х  годов предложил такую меру, как  снижение ставки налога (и подоходного, и на прибыль корпораций) [9, с. 130].

Дело в том, что в  отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер (рис. 2.5), т.е. рост производства (от Y1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) [12, с. 211].

Рисунок 2.5. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

 

2.3 Методы финансирования  дефицита госбюджета в национальной  экономике

 

Бюджетный дефицит – это  не показатель плохого хозяйствования. Ещё в 30-е гг. 20 в. Дж. Кейнс и  шведские экономисты Г. Мюрдаль и  Б. Улин предположили отступить от традиционного  представления о том, что государственный бюджет должен быть сбалансированным, и пойти на некоторое превышение расходов над доходами для стимулирования экономического роста, особенно в периоды кризисов.

Действительно, если государство  выплачивает денег больше, чем  получает, то это повышает покупательскую способность в обществе – люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов.

Поэтому дефицит полезен  в период безработицы, но  в фазе подъёма он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательской способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов. [13, с. 222]

Существуют несколько  способов финансирования бюджетного дефицита: увеличение налогов, что приводит к  росту государственных доходов; эмиссия необходимого количества денег (монетизация бюджетного дефицита); выпуск облигационных займов; привлечение  внешних займов.

Такой способ, как повышение  налоговых ставок, введение специальных  налогов используется крайне редко, поскольку приводит к снижению деловой  активности и сокращению объема производства. Проблема увеличения налоговых поступлений в госбюджет выходит за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, т.к. разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения.

В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи  – сознательное затягивание налогоплательщиками  сроков внесения налоговых отчислений в госбюджет. Нарастание инфляционного  напряжения создает экономические  стимулы для откладывания уплаты налогов, т.к. за это время происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В результате дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители  заранее увеличивают цены, чтобы  застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня инфляции.

Если отсроченные платежи  накапливаются в отношении предприятий  государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются  центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования дефицита, на практике это разделение весьма условно.

Другой способ покрытия бюджетного дефицита — эмиссионный способ финансирования (монетизация бюджетного дефицита). Прямая эмиссия денег центральным  банком сейчас практически не используется. Монетизация дефицита осуществляется в основном путем выдачи центральным  банком кредитов правительству для  покрытия бюджетного дефицита, что  также ведет к инфляции.

Достоинства эмиссионного способа  финансирования:

  • рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента, что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска;
  • это мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, либо когда центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги, оплачивая домохозяйствам и фирмам стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег.

Информация о работе Фискальная политика