Формальная социология Фердинанда Тенниса

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

Цель этой работы - рассмотреть основные положения теории формальной социологии Фердинанда Тенниса.
Данная курсовая работа значима для современной социологической науки так как состояние современной социологии можно охарактеризовать как поисковое. Это способствует росту интереса к исторической традиции. Расстановка акцентов в социологии Фердинанда Тенниса позволяет создать особый ракурс видения, исследования социальной жизни, социальных проблем и социальных процессов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
1.Путь Фердинанда Тенниса к социологии………………………………………….…5
2.Община, общество и типы общественных отношений………………………….…..7
3.Два типа воли………………………………………………………………………....12
4.Социология форм……………………………………………………………………..16
5.Социология и политика……………………………………………...…………….…22
Заключение……………………………………………………………………………...26
Список литературы……………………………………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

Курсовая(Формальная социология Ф.Тённиса)2011.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

     Общество  явило собой качественно иной тип отношений. Придя на смену общности, оно начинает функционировать на совершенно иной основе. К моменту его зарождения уже получила развитие конкуренция, отношения людей приобретали рациональный характер, в них появлялся расчет, договор и соображения выгоды. В этих условиях, характерных для капиталистических отношений, человеку для участия в общественной жизни необходимо было руководствоваться не чувствами, а логическим мышлением. Отсюда определение общества как субъекта связанных избирательных воль, что означает объединение индивидов на более высоком уровне социального развития, когда жизнь людей протекает в условиях товарного фетишизма и отчуждения. Эра общества характеризуется наличием крупных городов, национальной жизни и жизни космополитической. В крупных городах жизнь человека с его стремлениями основывается на конвенции, а подлинный субъект здесь — общество как таковое. Содержание национальной жизни составляет политика, а ее субъектом является государство.

     Согласно Ф.Теннису, в общине господствуют непосредственно личные и родственные отношения, а в обществе преобладают формальные институты.2 Общество типа " Gemeinschaft " придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписаным законам, а "Gesellschaft " - юридическим законам. Если первое отличается ограниченной специализацией, складывающейся главным образом на основе родственных связей, то для второго характерны специализация профессиональных ролей и отделение последних от семейных ролей. В обществе типа "Gemeinschaft " культура формируется на основе религиозных ценностей, а в "Gesellschaft " - на светских. Главными социальными институтами в " Gemeinschaft " являются семья, соседи и община; в "Gesellschaft " складываются крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, политические партии, добровольные ассоциации).

     Ф. Теннис использует термины Gemeinschaft и Gesellschaft, чтобы провести разграничения между  традиционным и современным обществом  на основе пяти основных типов социальной взаимосвязи. Понятие Gemeinschaft (община) применяется к крестьянской деревенской общине, а понятие Gesellschaft (общество) - к индустриальному городскому обществу.

     Теннис  замечает, что, в отличие от общности, суть которой составляет «реальная и органическая жизнь», общество есть «идеальное и механическое образование», и потому индивид воспринимает общество, в котором он живет, как нечто ему чуждое, враждебное. Жизнь в общности — это «доверительная, сокровенная, исключительная совместная жизнь». «Общество же — это публичность, мир». В общности, подчеркивал Теннис, связь между людьми более крепкая, «...в ней больше жизни, общность есть устойчивая и подлинная совместная жизнь, общество же — лишь преходящая и иллюзорная. И потому сама общность должна пониматься как живой организм, а общество — как механический агрегат и артефакт»3. В эру общности, подчеркивает Теннис, тон задают семейная жизнь и домашнее хозяйство. В сменившей ее эре общества ведущими формами являются торговля и жизнь больших городов.

     Теннис  выделяет три вида общности: общность крови, общность места и общность духа. Между ними существует тесная связь — временная, пространственная и культурная. В последовательности этих связей ученый ищет корни общностной воли в ее элементарных Формах. Такими формами являются взаимопонимание как «простейшее выражение внутренней сути и истины всякой подлинной совместной жизни», которое «в своей совокупной силе и природе» принимает форму единодушия. Основные формы проявления общности составляют родство, соседство, дружба. Их подробный анализ позволил Теннису наполнить конкретным содержанием процесс развития этой формы отношений (единодушия) с точки зрения воспитывающей и направляющей воли общности. Дом, деревня и город — таковы внешние формообразования совместной жизни людей, обусловленные сущностной волей и общностью.

     Совсем  иную картину рисует Теннис, характеризуя отличительные признаки общества. Здесь он указывает на факт мирного сосуществования людей, остающихся разделенными «несмотря ни на какие связи». То есть между ними нет существенной связи, «...здесь каждый выступает за себя, а в состоянии повышенной напряженности—и против всех прочих»4. Теннис дает множество определений общества, подходя к нему с самых разных сторон. Эти определения суммируются в виде формулы: «общество есть не что иное, как абстрактный разум», под которым понимается «научный разум». Субъектом научного разума выступает «...познающий объективные отношения, то есть мыслящий в понятиях человек»5. В разделе «Теория общества» Теннис подробно рассматривает механизмы действия единой воли, представления о которых складываются в результате анализа процессов производства и обмена, функции денег, роли гражданского общества и государства, правовых отношений, классовой структуры общества.

     Понятия общности и общества, тесно между собой связанные и в то же время противоположные по своей сущности, Теннис представил в виде таблицы, в которой каждое из них соотнес с характерными для него признаками. Он дает здесь перечень понятий, через которые стало возможным установить существенные различия между этими формообразованиями совместной жизни. В случае общности это сущностная воля, самость, владение, земля и почва, семейное право. Для общества же характерны понятия избирательной воли, лица, имущества, денег и права обязательств.

     Теннис  считает утрату многих присущих общности ценностей признаком снижения качества жизни, причиной лишения человека естественных условий существования. В связи с этим ученый придает большое значение тому обстоятельству, что некоторые элементы общности не исчезают вместе с ней, а продолжают жить в изменившихся условиях. Одной из таких ценностей, которая сохраняется с переходом на новый уровень социальности, является, в частности, семья, которая претерпевает изменения, но не исчезает. Сохранение семьи и других общинных ценностей, подчеркивает Теннис, исключительно важно, ибо это делает возможным согласие и любовь. Благодаря их сохранению люди не утрачивают способности к проявлению дружеских чувств и испытывают доверие друг к другу. 
 
 
 

     3.Два типа воли

     То, что на современном языке называют мотивацией, Теннис именует волей. Человеческая воля - начало энергетическое, движущее, побуждающее. Человеческое воление  Тённис определял как способность  хотеть (Wollen) или способности мочь (Konnen).

     Воля  лежит у истоков воспитания и нравственной сферы личности. Многие чувства можно и нужно воспитывать, например, чувство порядочности, чувство долга, чувство уважения к старшим. Тренируют и воспитывают также силу воли.

     Сила  воли - способность делать то, что  тебе неприятно или в чем нет никакой биологической потребности, преодолевать препятствия. В основе труда, как и в основе воспитания, лежит сила воли. Сила воли - концентрированное выражение мотивации к достижению. Воля - стержень личности и основа воспитания. На воле, как на своеобразном жестком каркасе, крепится чуть ли не весь мир чувств. Из аморфного образования благодаря волевому началу они превращаются в стройное целое.

       Фундаментом  двух типов организации социальной жизни служат 2 типа воли, по поводу перевода которых у специалистов единого мнения нет. обозначаемые Теннисом как – Wesenwille и Kurwille. Wesenwille - это воля сущности, т.е. в некотором смысле воля целого, определяющая любой, самый незначительный аспект социальной жизни. Kurwille означает иной тип действия интегрирующего фактора, ослабление социальной воли, расчленение ее на множество частных суверенных воль, механически сочетающихся в целое общественной жизни. Воля в весьма малой степени понимается Теннисом как чисто психологический фактор, она в его концепции весьма абстрактное понятие, лишенное непосредственно психологического смысла.

     Ясно, что речь идет о противоположных  явлениях, которые лежат в основе таких же противоположных по своему содержанию и форме типов социальной общности, а именно Gemeinschaft и Gesellschaft. Связка главная и случайная воля привлекает как раз тем, что четко показывает контрарность двух типов воли и двух типов общественных связей. Но она никоим образом не раскрывает их содержание, которое лучше передается такими характеристиками, как инстинктивная и целеориентированная, органическая и деспотическая, которые хорошо описывают такой тип общества, который формируется под мощнейшим воздействием государства, политического режима и социальных институтов. В зависимости от контекста мы будем использовать разные определения двух типов воления Тенниса.

     Естественная  воля (Wesenwille) является выражением инстинктивных потребностей, привычек, убеждений или склонностей. Она же "сущностная воля". Это "психический эквивалент тела". В тесной связи с естественной волей рассматриваются все эмоциональные, аффективные, полуинстинктивные влечения, реализующиеся в наших действиях и поступках. Вообще-то правильнее было именовать ее не сущностной, а субстратной или субстанциональной волей за ее сырой, природно-инстинктивный характер. Слово "сущность" придает ей непозволительную философскую глубину и рефлексивность, которых у естественной воли нет. В социологии ей в параллель можно привести прирожденный (предписанный) статус, который наличествует у человека в силу происхождения, но не личных усилий и стремления продвинуться.

     Однако  Теннис делает одно важное уточнение, которое не позволяет переименовать характеристику сущностной воли. Дело в том, что она опирается на культурное наследие рода, семьи или общины, впитывает в себя традиции и обычаи, накопленные многими поколениями людей. Именно этот культурный капитал целой общности, который лишь озвучивает или применяет отдельный индивид, и позволяет данный тип воли именовать сущностной.

     Рациональная  или избирательная воля (Kurwille) предполагает инструментальную рациональность при отборе средств достижения целей. Если естественная воля является органичной и реальной, то рациональная концептуальна и искусственна. Два типа воли выступают "градообразующим" началом, формируя два разных типа социальности - общину и обществом. При этом общинная жизнь является выражением естественной воли, а жизнь общества - это продукт рациональной воли. Сущностная воля есть Gemenschaft, где главным взаимные чувства, а индивидуальная воля есть Gesellschaft и строится на основе разумного расчета.

     В своих простейших формах сущностная воля есть лишь непосредственное, страстное  и одновременно наивное воление. Для избирательной воли, наоборот, характерно сознание. Ее отличает делячество в противоположность творчеству. В избирательной воле руководящую роль играет мышление. Точнее сказать, рассудок. А иначе и быть не может. Сущностная воля опирается на коллективную волю рода, а потому она разумна. Напротив, отдельный индивид, отринув коллективное наследие и пытающийся опереться лишь на собственное мышление, скудные знания и расчет, проявляет рассудочную волю. Она избирательна в том отношении, что произвольна, случайна и может рассчитывать лишь на жалкие возможности индивида, а не рода. Избирательна она и в том отношении, что индивид, не способный опереться на всю полноту коллективного опыта, выдергивает из него подходящие или понравившиеся фрагменты, строя на зыбкой основе собственное мышление, воление и действия. "Субстанция народа - пишет Ф.Теннис - как изначальная и господствующая сила создает дома, селения, города страны. Затем, в многообразных проявлениях, она порождает также и сильных своевольных индивидов - в образе князей, феодальных сеньоров, рыцарей, а также духовников, художников, ученых". Опираясь на плечи гиганта, выдающиеся личности, тем не менее, часто не придерживаются коллективных традиций, ищут собственных путей. Это и есть избирательная историческая воля.

     Мыслительные  формы цели и средств друг от друга  отделяет размышление, из чего следует, что средства начинают хотеть, как считает Тённис, независимо от их сущностной взаимосвязи с целью. Но мысленная цель требует, чтобы средства максимально соответствовали ей, так чтобы не применялось ни одно средство или часть какого-то средства, не обусловленная целью, а, напротив, выбиралось и использовалось только наиболее целесообразное. Это ведет к еще более определенному различению и разделению средств и цели, не допускающему никакого иного взгляда на средство или иного интереса к нему, кроме тех, которые направлены на его по возможности совершенную целесообразность. Именно в этом, по мнению учёного, выражается принцип рационализации средства, всюду получающий развитие как необходимое следствие по мере того, как мысль, сообразно желанию и стремлению, все более интенсивно направляется на цель.

     Тённис  утверждает, что тот, кто преследует свои цели, не считаясь ни с чем, как  правило, вынужден подавлять или  преодолевать свою совестливость, полагая, что вправе по необходимости презирать  и отрицать ее, но именно для того, чтобы не принимать близко к сердцу всякого рода сомнения, находит удовлетворение в высокомерии и заносчивости. Поэтому чисто эмоциональные (импульсивные), то есть иррациональные воления и действия, с одной стороны, и чисто рациональные, ориентированные только на средства и часто противоречащие чувствам воления и действия, с другой, он называет лишь крайними случаиями, между которыми происходят все действительные воления и действия.6

     Выдвинутые  им понятия сущностной воли и избирательной воли воздают должное той мысли, что масса волений и действий расположена ближе или склоняется либо к одному, либо к другому случаю. Тённис называет их нормальными понятиями (Normalbegriffe) или понятиями, указывающими направление (Richtungsbegriffe); они представляют собой идеальные типы, призванные служить масштабом для познания и описания реалий.

       Таким образом, общечеловеческое воление, способность хотеть (Wollen), понимаемая нами как естественная и изначальная, исполняется в способности мочь (Konnen) и существенно обусловлена взаимодействием с ней. Весь дух, даже дух самого простого человека, выражается в способности мочь и в соответствии с этим – в волении: его образ мыслей, душу, совесть формирует не только то, что он изучал, но также унаследованный им от ушедших, но продолжающих оказывать на него влияние предков и предшественников. Вот почему волю в таком понимании Тённис называет сущностной волей (Wesenswille) человека и противопоставляет ее другому типу воли – избирательной воле (Kurwille): в ней преобладающую, или даже руководящую роль играет мышление. Избирательная воля – это рациональная воля, а рациональную волю следует строго отличать от воли разумной: последняя, по мнению Тённиса, прекрасно уживается с подсознательными мотивами, глубинные основания которых лежат в сущностной воле; рациональная воля исключает таковые как элементы, препятствующие ей, и стремится быть ясно осознанной настолько, насколько это возможно. 
 
 
 
 
 

 4.Социология форм

     Теннис  не случайно дал своей главной  работе (в первом ее издании) подзаголовок «Теорема философии культуры». Выработанные в ней понятия «общность» и  «общество» стали первым шагом в  направлении разработки формальной, в некотором смысле «геометризированной» концепции социологии, которую сам Теннис именовал чистой социологией (впоследствии в работах историков социальной мысли она стала рассматриваться как формальная социология, а сам Теннис считался основоположником соответствующей «школы»).

Информация о работе Формальная социология Фердинанда Тенниса