Формирование идеи социального закона

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 21:41, доклад

Описание работы

Важнейшей интеллектуальной предпосылкой возникновения социологии как науки было представление о социальном детерминизме, т. е. о том, что в обществе господствуют не хаос и произвол, а пространственная и временная упорядоченность, причинно-следственные связи, обусловленность одних явлений и процессов другими.

Работа содержит 1 файл

Формирование идеи социального закона.docx

— 27.18 Кб (Скачать)

  Идея  законосообразности социального мира, выводимая из его включенности в  мир природы, присутствовала и у  таких выдающихся предшественников социологии, как Вико, Гердер, Кондорсе.

  У Сен-Симона, чье творчество воплощает  переход от предыстории к истории  социологии, идея социального закона как разновидности естественного  выражена наиболее резко и отчетливо. Он считал, что принципы естественнонаучного  детерминизма должны быть перенесены в сферу социальных наук. Сен-Симон  преклонялся перед гением Ньютона  и доказывал, что основной закон, действующий в социальном мире так  же, как и в физическом, – это  закон всемирного тяготения: “...Из идеи всеобщего тяготения можно  вывести более или менее непосредственно объяснение всех явлений...”.

  Закон всемирного тяготения положил в  основу своей теории и Ш. Фурье, согласно которому общество должно строиться  на принципе “страстного притяжения”. Не случайно Фурье был прозван  “социальным Ньютоном”.

  Таким образом, понятие закона, заимствованное естествознанием из человекознания (религии, морали, права), затем вернулось в область наук о человеке, но уже в совершенно новом облике – в форме естественнонаучного закона. Такая интерпретация социального закона означала, что, во-первых, он перешел из области должного в область сущего, во-вторых, из трансцендентной, потусторонней сферы он спустился в имманентную, посюстороннюю, а именно в сферу природы.

  Вместе  с тем, будучи натуралистическим, это  истолкование закона означало, что  он по-прежнему выводится не из собственно сферы социальной реальности, а извне  – из царства природы. История  социологии начиналась с констатации  “неизменных” и “естественных” законов  в обществе, на манер физики или физиологии. Не случайно поэтому и первые наименования науки об обществе суть “социальная физика” и “социальная физиология”. Вместе с тем первые шаги новой науки сопровождались стремлением не только дедуцировать такого рода законы из сферы природы, но и обнаружить их внутри собственно общества. Поиски специфической социальной реальности совпадали с поиском специфических, свойственных ей и только ей, законов.

  В XVI–XVIII вв. принципы естественнонаучного  детерминизма и законосообразности распространились на понимание как структуры общества, так и его развития. На понимание структуры общества большое влияние оказали достижения тогдашней механики и астрономии. Особенно важное значение в этом отношении имел, как уже сказано, открытый Ньютоном закон всемирного тяготения. В это время “человеческое общество рассматривалось как своего рода астрономическая система человеческих индивидов, связанных социальным притяжением и отталкиванием”. Связующим началом при этом считались либо договор, либо естественная, врожденная тенденция к объединению, присущая человеку как социальному животному.

  На  трактовки структуры общества повлияли также тогдашние представления  о механизме, а начиная с XVIII и  особенно в XIX в. – об организме (впрочем, понятия механизма, машины, и организма, как отмечалось в предыдущем параграфе, зачастую рассматривались как тождественные). Эти представления содержали в себе зародыши таких направлений классической социологии, как механицизм и органицизм, но вместе с тем в них уже таилось начало будущего понимания общества как системы.

  В предысторический период социологии формировался также принцип законосообразности социального развития.

  В известном смысле можно утверждать, что социология выросла из констатации  трех законов, относящихся к социальному  развитию:

  • социальное развитие существует, оно носит постоянный и универсальный характер;
  • в его основе лежит рост знания, прежде всего научного, которое практически реализуется в развитии техники и промышленности;
  • общество в своем развитии совершенствуется, т. е. в нем действует закон прогресса. Последний закон в известной мере подытоживает первые два и имеет особенно важное значение в качестве предпосылки становления социологии и характерной черты ее первоначальной истории.
  1. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1975. Т. 1.
  1. Аристотель. Политика // Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1983.Т. 4.
  2. Монтескье III. О духе законов // Монтескье ТТТ. Избр. произведения. М., 1955.
  3. Гоббс Т. О гражданине // Гоббс Т. Соч.: в 2 т. М., 1989. Т. 1.
  4. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Там же. М., 1991. Т. 2.
  5. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.
  6. Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3.
  7. Сен-Симон. Труд о всемирном тяготении // Сен-Симон. Избр. сочинения. М.-Л., 1948. Т. 1.
  8. Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1978. Т. 2.
  9. Декарт Р. Правила для руководства ума // Декарт Р. Избр. произведения. М., 1950.

Информация о работе Формирование идеи социального закона