Формирование теоретической социологии на рубеже 19-20 веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:30, реферат

Описание работы

Каждая естественная наука прочно занимала свою нишу в естествознании, будь то физика, астрономия, химия или биология. Однако развитие общественных наук шло замедленными темпами и не было среди них ни одной такой, которая бы, отпочковавшись от философии, могла заявить о себе как о самостоятельной науке, которой подвластно изучение общества методологическими средствами современной науки. Потребность в необходимости постановки и исследования социальных проблем в 19 веке была налицо и приобрела первостепенное значение.

Содержание

Введение.
1. Основные этапы развития теоретической социологии.
2. Основные школы на рубеже 19-20 веков.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Основные этапы развития теоретической социологии.docx

— 24.71 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь 

Учреждение  образования 

«Международный  институт трудовых и социальных отношений»  
 
 
 
 
 
 
 

Самостоятельная управляемая работа студента по социологии

  на тему: «Формирование теоретической социологии  на рубеже 19-20 веков» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

студентка 1 курса 1012 группы

МЭО и  М факультета

Булынко Алены Владимировна

Преподаватель: Яковчук Владимир Николаевич  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2011

 

План 
 

    Введение.

           1. Основные этапы развития теоретической социологии.

           2. Основные школы на рубеже 19-20 веков.

    Заключение.

    Список литературы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

   Введение. 

   Каждая  естественная наука прочно занимала свою нишу в естествознании, будь то физика, астрономия, химия или биология. Однако развитие общественных наук шло  замедленными темпами и не было среди  них ни одной такой, которая бы, отпочковавшись от философии, могла заявить о себе как о самостоятельной науке, которой подвластно изучение общества методологическими средствами современной науки. Потребность в необходимости постановки и исследования социальных проблем в 19 веке была налицо и приобрела первостепенное значение. 
 

  1. Основные  этапы развития теоретической  социологии.
 

   В период Средневековья развитие социальных отношений осуществляется преимущественно  под контролем системы нравственных, религиозных норм, что оказало  влияние и на развитие социальной мысли.

   Наряду  с идеями индивидуалистическими, частнособственническими в XVI в. постепенно оформляется социалистическое социально-политическое течение как идеология нарождающегося пролетариата. Родоначальником утопического социализма принято считать Т. Мора (1478—1535 гг.).

     В XVIII в. в трудах французских просветителей (Ж-Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье, К. А. Гельвеции, Д. Дидро и др.) получили дальнейшее развитие учения об обществе, принципах его совершенствования.

   К середине XIX века социология оформляется как самостоятельная наука. Ее родоначальник О. Конт (1789–1857 гг.) свое учение, основными частями которого были социальная статика (изучение структур общества, взятых как бы в застывшем виде) и социальная динамика (анализ последовательности социальных изменений), назвал «социальной физикой». Обнаружив, что А. Кетле уже использует этот термин, О. Конт в 1839 г. назвал свое учение социологией. Он определял социологическое знание как знание, основанное на фактах, на эмпирическом и аналитическом исследовании социальных явлений. Анализируя проблему взаимосвязи личности и общества, О. Конт считал, что только общество и его социальные институты являются полноправными субъектами социальных отношений, а личность всегда лишь продукт воздействия общества.

   Учение  О. Конта получило дальнейшее развитие в социологических концепциях Г. Спенсера (1820—1903 гг.). Их главная идея — изменчивость общества и плавный эволюционизм в его развитии, обусловленные усложнением общества, внутренней дифференциацией социальных отношений и разделением труда.

     На вторую половину XIX — начало XX в. приходится расцвет теоретической социологии, развитие социологических теорий, ставших классическими.  

  1. Основные  социологические  школы 19-20 веков:
 

   На  рубеже XIX и XX вв. вполне проявилось своеобразие в анализе общества в рамках таких социологических школ, как немецкая, французская, русская, американская.

   При рассмотрении немецкой социологической  школы выделим две основные фигуры – К. Маркса (1818–1903гг.) и М. Вебера (1864–1920гг.). Социологическая теория К. Маркса определяется историками социологии как теория экономического детерминизма, поскольку главную причину, источник развития общественной жизни в целом он видел в экономических отношениях. В работах Маркса вскрыт механизм влияния экономики на общественную жизнь и политику. В связи с этим теория Маркса приобрела много активных сторонников, сыграла важную роль в развитии социологии.

   Принципиально иной подход при объяснении причин и логики общественного развития использовал М. Вебер, основоположник понимающей социологии и теории социального  действия. Вебер, намечает альтернативный Марксу способ анализа общества, при котором экономическая сфера жизнедеятельности утрачивает свою детерминирующую роль и оказывается в положении детерминируемой духовной сферой.

   Взаимодействие  социологических теорий Маркса и  Вебера определяет своеобразие немецкой социологической школы классического  периода. Так же крупными немецкими социологами являются Ф. Теннис (1855-1936 гг.), Г. Зиммель (1858-1918 гг.).

   Характеризуя  французскую социологическую школу  классического периода, выделим  концепции двух исследователей —  Э. Дюркгейма (1858-1917 гг.) и Г. Тарда (1843-1904 гг.). Между ними развернулся спор по основному вопросу социологии, специфически модифицированному: что является исходной социальной реальностью — индивид или общество?

   Тард решал этот вопрос в пользу индивида. Коллективное сознание он считал функцией, а не фактором индивидуальных сознаний, в психологии видел ключ к социологии, общественную жизнь и ее процессы объяснял действием простых психических механизмов, главным из которых является подражание. Существование общества он объяснял как взаимодействие двух процессов: первый — индивидуальное творчество, изобретение нового (в результате чего создаются язык, хозяйство, правительство, религия и т. д.), а второй — подражание нововведениям, обеспечивающее их распространение. Цель социологии, по Тарду, открывать повторяемость социальных фактов.

   Социологическая теория Дюркгейма, основывалась на концепции  коллективных представлений и была направлена против психологизма Тарда. В определении предмета социологии Дюркгейм шел по пути поиска особого рода реальности — реальности «социальных фактов», существующих объективно, независимо от индивида и оказывающих принудительное давление на него. Общество, согласно Дюркгейму, — это исходная, первичная реальность, наделенная чертами превосходства над индивидом.

     Таким образом, в концепциях  Тарда и Дюркгейма уже внутри собственно социологического знания глубоко проработаны два способа решения основного вопроса социологии.

   На  рубеже XIX и XX вв. в американской социологии самое пристальное внимание уделяется проблемам структуры общества, анализу его неоднородности. Практичность отразилась на направленности исследований в рамках американской социологической школы.

   Такого  рода трансформация, «американизация» прослеживается в развитии социологических  концепций У. Самнера (1840-1910гг.) (от следования теории Г. Спенсера, социальному дарвинизму, к разработке понятий «мы — группа», «они — группа», анализу влияния этнической группы на оценку человеком окружающего мира). А. Смолла (1854-1926гг.) (от социального дарвинизма к обоснованию необходимости выражения социологических выводов в «социальных технологиях», призванных способствовать улучшению социальных институтов); Ч. Кули (1864-1929гг.), преодолевшего биологический детерминизм и явившегося одним из основоположников теории малых групп; Ф. Гиддингса (1855-1931 гг.), эволюционировавшего от следования Г. Спенсеру и Г. Тарду к активной разработке новых концепций позитивизма, рассмотрению объекта социологии как «плюралистического поведения» индивидов, формированию эмпирической социологии США; Э. Росса (1866— 1951 гг.) (от следования социологии Э. Дюркгейма к созданию своеобразной теории социального контроля, в рамках которой соотносится внутренний этический контроль индивида над своим поведением и внешний индивиду политический контроль) и других американских социологов. В американской социологии развитие шло в направлении ослабления интереса к общей социологической теории и перехода к частным эмпирическим исследованиям.

   Становление российской традиции анализа общественной жизни по форме прошло те же этапы, что и на Западе, но имело значительное своеобразие по содержанию, так как  было сосредоточено вокруг ключевой для существования российского  общества проблемы — проблемы целостности  огромной страны, создания из разноплеменных, рассредоточенных по необъятной территории людей единого общества, складывания структуры общения как условия самосохранения и развития россиян.

   Н. К. Михайловский (1842-1904 гг.) одним из первых обобщил явления психического взаимодействия людей в толпе, исследовал социально-психологические закономерности взаимоотношений лидеров и масс (теория «героя и толпы»), явился одним из создателей субъективной социологии, автором «субъективного метода» в социологии. Социальный идеал Михайловского — развитие всесторонней, «разнородной» личности, осуществимое только при преодолении «разнородности» общества, торжество личного начала видится возможным лишь при посредничестве начала общинного.

   На  начальном этапе становления  социологии в России (60—80-е годы XIX в.) развивались одновременно два направления — объективная и субъективная школы, принципиальные разногласия и борьба между которыми сохранялись до начала XX в.

   Начало  XX в. связано в российской социологии с утверждением неопозитивизма (А. С. Звоницкая, К. М. Тахтарев, П. А. Сорокин), неопозитивизм начала XXв. делает акцент на законах функционирования социальных структур, институтов, явлений. Подобный анализ, с одной стороны, требует эмпирических исследований, а с другой — теоретических обоснований, так как само вычленение того или иного социального процесса или социального института должно быть теоретически обосновано.

   Один  из виднейших представителей неопозитивизма П. А. Сорокин (1889—1968 гг.) оказал громадное влияние на развитие всей социологии XX в.

   Становление социологической мысли в России проходило в обстановке острой конфронтации немарксистской и марксистской социологии. Она охватывала как идейные, теоретические, так и политические проблемы, поскольку  большинство русских социологов активно занимались политической деятельностью, или были с ней связаны (народники П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский, «легальный марксист» П. Б. Струве, эсер П. А. Сорокин и др.). Видными учеными и политиками была представлена марксистская социология. Среди них назовем Г. В. Плеханова (1856-1918гг.), В. И. Ленина (1870-1924 гг.) А. А. Богданова (1873-1928 гг.).

   К концу 20-х годов XX в. заканчивается классический этап в развитии социологии. Социальная жизнь обретает новые черты, определяемые в западном мире развитием «общества массового потребления» как способа не допускать разрушительных экономических кризисов.  
 
 

   Заключение 

   Итак, завершаем краткий анализ длительного  исторического пути, по которому шло  становление и развитие науки  об обществе. Из множества идей и  концепций, выдвинутых выдающимися  мыслителями различных эпох, постепенно формировалась эта наука как  ответ на объективные потребности  социального развития. Социология —  не застывшая наука. На каждом новом  этапе социальных преобразований она  черпает из реальности новые социальные факты, научно обобщает их и дает возможность  представить перспективу общественного  развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  литературы 

  1. История социологии: учебник / под общ. ред. В.И. Добренькова. – М., 2004.
  2. История социологии: учебное пособие / А. Елсуков, Г.Н. Соколова, Т.Г. Румянцева, А.Х. Грицанов. Под общ. ред. А.Н. Елсукова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск, 1997.
  3. Бабосов Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов. / Е.М. Бабсов. – Минск, 2002. 

Информация о работе Формирование теоретической социологии на рубеже 19-20 веков