Формы девиантного поведения в современной России: причины последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:19, реферат

Описание работы

Девиантное, или отклоняющееся (от лат. deviatie - отклонение),поведение всегда связано с несоответствием человеческих поступков и действий распространённым в обществе или социальных группах нормам, правилам поведения, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.
Исходным для понимания сути девиантного поведения служит понятие «норма». Социальная норма – это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности, социальной группы или организации. Социальные нормы возникают как результат отражения (адекватного или искажённого) в сознании людей объективных закономерностей функционирования общества и воплощаются в этикете, морали, юридических номах.

Содержание

Девиантное поведение в современной России
1.Содержание понятия девиантного поведения__________________2
2. Теоретические объяснения причин девиантного поведения_______4
3.Конкретные формы девиантного поведения___________________8
3.1.Преступность_____________________________________8
3.2.Алкоголизм______________________________________8
3.3.Наркомания_____________________________________11
3.4.Суицид_________________________________________12
3.5.Проституция_____________________________________13
4.Аддитивные формы девиантного поведения__________________15
Список использованной литературы_________________________18

Работа содержит 1 файл

социология реферат.docx

— 32.20 Кб (Скачать)

Данные государственной  статистики свидетельствуют о значительных масштабах алкоголизации молодого поколения россиян (как, впрочем, и  всего населения) и вытекающих из этого негативных последствиях. С 1998 г. неуклонно растёт заболеваемось алкогольными психозами, увеличивается количество случаев от отравления алкоголем и алкогольными суррогатами. В 2001г. в органы внутренних дел были доставлены 277 тыс. несовершеннолетних за распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, 31,1 тыс. несовершеннолетних были арестованы за убийство или покушение на убийство и умышленное причинение тяжких телесных повреждений, совершённые в состоянии алкогольного опьянения. Потребление алкогольных напитков, равно как и курение, давно стали нормой, неотъемлемым элементом субкультуры учащейся молодёжи.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1.

Доля потребляющих спиртные напитки в составе учащейся молодёжи, %

Спиртные напитки

Место обучения

Школа

ПТУ

техникум

вуз

Пиво

67,9

78,0

81,0

85,9

Вино

22,0

30,5

27,0

40,1

Водка

20,2

45,1

41,3

38,5

Коньяк

4,1

7,3

7,1

15,3

Другие крепкие напитки:  ром, виски, джин и другое

6,4

8,5

7,1

15,3

Самогон, спирт

5,2

14,6

9,5

7,6

Не потребляют алкогольных  напитков

20,7

8,5

3,2

2,4


 
 

Наркомания (от греч. narke – оцепенение и mania – бешенство, безумие). Это заболевание, которое выражается в физической и (или) психической зависимости от наркотических средств, постепенно приводящему к глубокому истощению физических и психических функций организма. Наркомания (нркотизм) как социальное явление характеризуется степенью распространённости потребления наркотиков или приравненных к ним веществ без медицинских показаний, и включает злоупотребление наркотиками и болезненное (привычное) их потребление. Более 60% наркоманов впервые пробуют наркотики в возрасте до 19 лет. Таким образом наркомания – это прежде всего молодежная проблема, тем более, что значительная часть наркоманов, особенно тех, кто употребляет так называемые, радикальные наркотики (производные опийного мака), не доживает до зрелого возраста.

Современная учащаяся молодежь хорошо информирована о наркотических  средствах (см. таб. 2). Уже в 5-м классе многие знают о препаратах Каннабиса, наркотических средствах опийной группы и наркотических стимуляторах. В 6-м классе растёт доля информированных об ЛСД и «самоделках», а к 9-му классу – об экстази и эфедрине.

Таблица 2

Доля учащейся молодёжи, информированной  о наркотиках разного психоактивного действия, % [1]

Наркотики разного психоактивного действия

Где учатся

В школе

В ПТУ

В техникуме

В вузе

Препараты Каннабиса

71,1

81,7

81,7

83,5

Опийная группа

74,1

81,7

85,7

82,3

Стимуляторы

51,2

59,8

67,5

72,5

Галлюциногены

18,8

23,2

37,3

44,6

Ингалянты

2,1

1,2

1,6

2,8

Снотворные и седативные средства

5,9

8,5

11,9

9,5

Другое

8,5

13,4

15,9

12,8


 

Суицид – намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых жизненных проблем, от самой жизни.

В разные эпохи и в разных культурах существовали свои оценки этого явления: часто самоубийство осуждали (с точки зрения христианской морали самоубийство считается тяжким грехом), иногда же допускали и считали  в определённых ситуациях обязательным (например, самосожжения вдов в Индии (обычай сати) или харакири самураев). При оценке конкретных суицидальных актов многое зависит от мотивов и обстоятельств, особенностей личности. Исследования свидетельствуют, что суицидальное поведение провоцирует  специфическая комбинация таких характеристик, как пол, возраст, образование, социальное и семейное положение.

Суициды в большей степени  характерны для высокоразвитых стран, и сегодня существует тенденция  увеличения их числа. Суицидная активность имеет определённые временные циклы: весеннее-летний  пик и осонне-зимний спад (отмечены ещё Э. Дюркгеймом); рост количества самоубийств во вторник и снижение в среду – четверг; конец недели больше опасен для мужчин. Соотношение между мужчинами и женщинами-самоубийцами примерно 4:1 при удавшихся самоубийствах и 4:2 при попытках, т. е. суицидное поведение мужчин чаще приводит к трагическому исходу. Отмечено, что вероятность проявления этой формы отклонений зависит и от возрастной группы; так, самоубийства совершаются чаще в возрасте после 55 и до 20 лет, сегодня самоубийцами становятся даже 10 -12-летние дети.

 

Проституция. Молодёжная проституция – явление не новое. Её отрицательные последствия чаще всего выражаются в социальной деградации личности, неспособности создать полноценную семью и интегрироваться в общество. Согласно полученным ответам, проституцией занимается в целом 5,7 % всей молодёжи, в том числе 3,6 % учащихся.

 

[1] 

[1]

Аддитивные формы  девиантного поведения.

В отечественной социологии до настоящего времени малоисследованной  остаётся проблема аддикции (пагубной склонности к чему-либо). Но без понимания механизма возникновения и протекания этого явления трудно анализировать алкоголизм, наркоманию и некоторые другие формы деструктивного поведения.

Суть аддитивного поведения  индивида заключается в стремлении изменить своё психическое состояние  посредством приёма некоторых веществ  или фиксации внимания на определённых предметах или видах деятельности. Процесс употребления такого вещества, привязанность к предмету или  действию сопровождается развитием  интенсивных эмоций и принимает  такие размеры, что начинает управлять  жизнью человека, лишает его воли к  преодолению аддикции. Такая форма поведения характерна для людей с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующихся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящихся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта. Аддикция для них становится универсальным средством бегства от реальной жизни. Люди с аддиктивным типом поведения с целью самозащиты используют механизм, называемым в психологии «мышлением по желанию»: вопреки логике причинно-следственных связей они считают реальным лишь то, соответствует их желаниям. В итоге нарушаются межличностные отношения, человек отчуждаются от общества.

Для людей с аддитивной формой поведения в качестве вещества, предмета или действия могут выступать  – наркотики, алкоголь, табак, азартные игры (включая компьютерные), длительное прослушивание ритмичной музыки, полное погружение  в какой-либо вид деятельности с отказом от жизненно важных обязанностей человека.

Аддитивное поведение  формируется постепенно. Начало отклонения связано с переживанием человеком  интенсивного острого изменения  психического состояния благодаря  принятию определённых веществ или  с помощью определённых действий, возникновением понимания того, что  существует определённый способ изменить своё психологическое состояние, испытать чувство подъёма, радости, экстаза. Далее формируется устойчивая последовательность  прибегания к средствам аддикции. Сложные жизненные ситуации, состояния психологического дискомфорта провоцирует аддитивную реакцию. Постепенно такое поведение становится привычным типом реагирования на требования реальной интегральной части личности, т. е. возникает другая личность, вытесняющая и разрушающая прежнюю.

[1] Материалы всероссийского  опроса, проведённого в 2001 году  Центром социологических исследований  Министерства образования Российской  Федерации по теме «Девиация  подростков и молодёжи: алкоголизм, проституция, наркомания», в ходе  которого было опрошено 2000 человек  в возрасте 12-20 лет. Половину опрошенных составили юноши, половину – девушки.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 
Список использованной литературы

 

1. Маркович, Д. Ж. Общая  социология : учебник / Д. Ж. Маркович. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Владос, 1998. – 432с. – ISBN 5-691-00171-Х

 

2. Соколов, В. М. Социология  нравственного развития личности : учебное пособие / В. Ж. Соколов. – М. : Политиздат, 1986. – 240с.

 

3. Социология : учебник / под ред. В. П. Лаврененко. – М. : - ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 407с. – ISBN  5- 238-00130-4

 

4. Волков, Ю. Г. Социология  в вопросах  ответах : учебное пособие / Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. – М. : Гардарики, 1999. – 374с. – ISBN 5-8297-0003-4

 

5. Арефьев, А. Девиантные яаления в среде учащейся молодёжи / А. Арефьев // Народное образование. 2003. - №7. С. 193 -199.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формы девиантного поведения в современной России: причины последствия