Формы организации учебного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 23:05, реферат

Описание работы

Учебные занятия, как правило, проводятся в виде лекций, консультаций, семинаров, практических занятий, лабораторных работ, контрольных и самостоятельных работ, коллоквиумов и т.д. Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами. С точки зрения управления образовательным процессом, выбор технологий определяется преподавателем вуза. Тем не менее, набор дидактических средств, выбираемых для достижения образовательной цели, во многом зависит от формы обучения.

Работа содержит 1 файл

Формы организации учебного процесса.docx

— 37.19 Кб (Скачать)

Организация индивидуальной или групповой самостоятельной  деятельности учащихся в системе  ДО предполагает, как и при очном обучении, использование новейших педагогических технологий. В первую очередь, речь идет о широком применении метода проектов, обучения в сотрудничестве, исследовательских и проблемных методов.

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и  творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого  различают три уровня самостоятельной  деятельности студентов: репродуктивный (тренировочный), реконструктивный и  творческий (поисковый).

В системе дистанционного обучения особенно эффективно организуется репродуктивный уровень самостоятельной  работы студентов. Он эффективен в решении  задач, заполнении компьютерных таблиц, схем, проведении самостоятельных практикумов  с помощью компьютерных тренажеров и т.д. Реконструктивный уровень  СРС осуществляется с помощью  компьютерного моделирования, работы с имитационными моделями. Творческое начало реализуется прежде всего в подготовке курсовых и дипломных студенческих исследовательских работ или проектов и связано с научно-исследовательской работой студентов.

Научно-исследовательская  работа студентов.

Организация научно-исследовательской  работы студентов при очном обучении традиционно сводится к проведению научных студенческих семинаров, конференций, к выполнению учебно-исследовательских  заданий, написанию курсовых и дипломных  сочинений и проектов.

Совершенствование навыков работы преподавателей в  системе дистанционного обучения позволяет  организовать не только самостоятельную  познавательную деятельность учащихся, оперативное и систематическое  взаимодействие с преподавателем, но и групповую научно-исследовательскую  работу по типу обучения в сотрудничестве, использовать проблемные, поисковые  методы, что позволяет перенести  акценты с репродуктивных на творчески-познавательные методы учебной деятельности, которые  и должны составлять основу дистанционного обучения.

Система дистанционного обучения предполагает использование  различных педагогических технологий, позволяющих реализовать творческие, исследовательские и игровые  формы проектной педагогической деятельности, которая формирует  основу научно-исследовательской работы студентов.

Творческие  проекты предполагают максимальную степень свободы студентов. Они не имеют заранее определенной и проработанной структуры. Преподаватель определяет лишь общие параметры проекта и указывает оптимальные пути решения поставленных задач. Необходимым условием выполнения творческих проектов при дистанционном обучении является четкая постановка планируемого результат, значимого для учащихся. Специфика дистанционного обучения предполагает интенсивную работу студентов с первоисточниками, с документами и материалами, зачастую не содержащими готовых ответов. Творческие проекты предполагают максимальную активизацию познавательной деятельности студентов, способствуют эффективной выработке навыков первоначальной обработки информации, работы с документами, умений обобщать и интегрировать полученную информацию.

Реализация творческих проектов позволяет максимально  раскрыть творческие возможности студентов  и стимулировать их научно-исследовательскую  работу. При этом взаимодействие между  студентами и преподавателем при  дистанционном обучении может осуществляться с использованием как off-line, так и on-line технологий. Местом для обсуждения концепции группового проекта или индивидуальных проектных работ, методов и способов организации учебно-познавательной деятельности и т.д. становится своеобразный "дискуссионный клуб", который организуется, например, в рамках "Электронного университета".

Исследовательские проекты отличаются наличием четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры, использования научных методов обработки и оформления результатов. При этом во главу угла ставится принцип доступности для студентов содержания и методов исследования. Тематика исследовательских проектов должна отражать наиболее актуальные для современной науки проблемы, учитывать их актуальность и значимость для развития исследовательских навыков студентов.

Самым простым  способом решения данной задачи может  стать подготовка студентов, удаленных  от базовых вузовских центров, к  участию в научных конференциях на основе сетевых технологий, путем  организации систематического консультирования с помощью электронной почты  или телеконференции. Более интересной является разработка самих исследовательских  проектов с использованием информационных технологий.

Следует отметить некоторые трудности, возникающие  при организации подобного рода учебно-познавательной деятельности. Прежде всего, это низкая пропускная способность каналов, которая не позволяет использовать наиболее эффективную  технологию ДО - видеоконференцию и затрудняет организацию даже аудио конференции.

Вместе с тем, проектная деятельность при дистанционном  обучении имеет свои преимущества:

    • возможности мультимедиа представления материала;
    • оперативная обратная связь, позволяющая анализировать подготовку к выполнению проектной работы на различных этапах;
    • опосредованное с помощью компьютера общение, что зачастую снимает коммуникативные проблемы, особенно часто возникающие при организации игровых проектов;
    • возможность одновременно работать в группе и индивидуально;
    • фиксация текстов, открывающая возможность долгосрочного обращения к результатам и опыту выполненной работы.

Опыт организации "дистанционных проектов" позволяет  утверждать, что цель проектной деятельности в системе дистанционного образования  остается традиционной и направленной, прежде всего, на выполнение студентами научно-исследовательской работы. При  этом меняются структура и способы  организации учебной деятельности: иными становятся способы доставки учебной информации, организации  учебных диалогов и управления учебным  процессом. Главной задачей преподавателя  становится разработка системы поддержки  НИРС на основе постоянного консультирования и включения в наиболее сложные  диалоговые ситуации.

Еще одной эффективной  формой организации НИРС является проведение олимпиад, телевикторин и других творчески-активных форм учебно-познавательной деятельности. Они дают возможность адаптировать педагогические инновации к особенностям дистанционного обучения.

Все выше названные организационные формы НИРС в системе дистанционного образования могут быть реализованы на основе on-line технологий: Chat, Audio Conferencing, Internet Video Conferencing.

Несмотря на определяющую роль самостоятельной  работы при дистанционном обучении, основными субъектами учебного процесса остаются студент и преподаватель. Соучастие студента в познавательной деятельности наравне с преподавателем есть одно из условий качественного  образования и в традиционной образовательной системе, и при  дистанционном обучении. Поэтому  основным требованием к технологиям  дистанционного обучения является сохранение преимуществ очного обучения на расстоянии.

Информация о работе Формы организации учебного процесса