Формы отклонений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 15:36, доклад

Описание работы

Термин "социальное отклонение" обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодежной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы - все это люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты.

Работа содержит 1 файл

социология.docx

— 29.22 Кб (Скачать)

Таким образом, вторичное  отклонение может перевернуть всю  жизнь человека. Создаются благоприятные  условия для повторения акта отклоняющегося поведения. После повторения проступка  изоляция еще больше усиливается, начинают применяться более жесткие меры социального контроля, и лицо может  перейти в состояние, характеризующееся  постоянным отклоняющимся поведением.  

Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение  всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Эта оценка заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а  другие одобряются. Например, странствующий  монах в одном обществе может  считаться святым, в другом - никчемным  бездельником. В нашем обществе люди, попадающие под определение гения, героя, лидера, избранника народа - это  культурно одобряемые отклонения.  

Такие отклонения связаны  с понятием возвеличивания, т.е. возвышения над другими, что и составляет основу отклонения. Каждый из нас имеет  свои представления о понятии  возвеличивания. Например, когда появляется потребность в защите общества, на первое место по значимости выходят  гениальные полководцы, в другое время  самыми великими могут стать политические деятели, деятели культуры, ученые. Попытаемся выделить необходимые качества и способы поведения, которые  могут привести к социально одобряемым отклонениям. 

1. Сверхинтеллектуальность.  Повышенная интеллектуальность  может рассматриваться как способ  поведения, приводящий к социально  одобряемым отклонениям лишь  при достижении ограниченного  числа социальных статусов. Интеллектуальная  посредственность невозможна при  исполнении ролей крупного ученого  или культурного деятеля, в  то же время сверхинтеллектуальность  менее необходима для актера, спортсмена или политического  лидера. В этих ролях куда более  важны специфический талант, физическая  сила, сильный характер.  

Другими словами, возвеличивание на основе интеллектуальности возможно только в отдельных, строго ограниченных областях человеческой деятельности. Фактор сверхинтеллектуальности не слишком популярен в народе, который  гораздо больше ценит твердый  характер или магнетическую, волевую  личность.  

2. Особые склонности  позволяют проявлять уникальные  качества на очень узких, специфических  участках деятельности. Возвеличивание  спортсмена, актера, балерины, художника  больше зависит от особых склонностей  человека, чем от его общей  интеллектуальности. Отдельные интеллектуальные  способности часто бывают необходимы  для реализации особых склонностей,  но обычно знаменитости вне поля своей деятельности ничем не отличаются от остальных людей. Все здесь решает способность сделать работу лучше других на очень узком участке деятельности, где проявляется крайне специфический талант.  

3. Сверхмотивация. Одна  из причин, вызывающих сверхмотивацию, состоит в групповом влиянии.  Например, семейная традиция может  стать основой высокой мотивации  для возвышения индивида в  той области, в которой протекает  деятельность его родителей. Очень  интересна гипотеза некоторых  русских ученых, связывающих появление  большого числа сверхмотивированных  индивидов с природными явлениями,  например, с солнечной активностью.  

Влияние внешних  условий в соединении с групповым  влиянием способствует появлению большого числа индивидов, обладающих сверхмотивацией  в различных областях деятельности. Многие социологи считают, что интенсивная  мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или в юности. Известно, например, что воинственность часто  появляется из-за сверхстрогости родителей. Чувства ненадежности, замкнутости, возмущения или враждебности могут  найти выход в интенсивных  усилиях, направленных на личные достижения.  

4. Личностные качества. Общественное мнение выработало  множество популярных стереотипов  индивидуальных качеств, способствующих  возвышению индивида в различных  областях деятельности.  

Так, в соответствии с таким популярным стереотипом  ученый должен быть отрешенным от окружающих, немного сумасшедшим, начитанным и  оригинальным; артист -фантазером, всегда раскованным, весьма темпераментным и  т.д. В основном эти стереотипы заведомо неправильны и создаются для  самооправдания или рекламы профессии  и рода деятельности, но в некоторых  из них есть доля истины, подмеченная  многими поколениями людей в  ходе общения. Личностные качества - это  безусловно важный фактор достижения возвышения, а часто даже самый  важный. Не случайно многие великие  личности обладали каким-либо выдающимся личностным качеством.  

В итоге можно  сказать, что большинство факторов экстраординарных личностных достижений трудно выделить и измерить, но следует  учитывать влияние основных из них, способствующих социально одобряемым отклонениям. 

Культурно осуждаемые отклонения.  

При рассмотрении этого  вопроса необходимо, прежде всего, выделить ту часть культурно осуждаемых отклонений, которая не рассматривается в  курсе социологии.  

Тот, кто имеет  физические или психические дефекты, может быть совершенно не способен к обычным для нормальных членов общества ролевым достижениям или  нормальному поведению. "Психический  дефект" означает, что у данного  индивида наблюдаются ограниченные способности к обучению в результате тяжелой наследственности или повреждения  рассудка. Диагностирование этих дефектов лежит вне области социологии, но социологов интересует как общественное мнение по поводу этих дефектов, так  и социальная распространенность и  виды социальных отклонений, встречающиеся  у этих неполноценных людей.  

Психические дефекты  могут быть врожденными и приобретенными вследствие тяжелого заболевания или  внутриличностного конфликта (например, постоянного страха, ролевого несоответствия и др.). В данном случае характерно слабое восприятие существующих норм, слабое обучение этим нормам и слабая защита от внутренних бессознательных  влечений. Сложность изучения этого  вопроса состоит в том, что  психический дефект может проявиться индивида только в одной области  жизнедеятельности, а в остальном  он достаточно строго придерживается общепринятых норм поведения.  

Очевидно, что психические  дефекты лежат в основе ограниченно  части культурно осуждаемых отклонений. Относительно определения изучения других причин таких отклонений существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и  социологические, или культурные, теории.  

Основная предпосылка  всех теорий физических типов состоит  том, что определенные физические черты  личности предопределяют совершаемые  ею различные отклонения от норм. Сама по себе эта идея так же стара, как  человеческая история. В обществах  давно укоренились выражения: "лицо убийцы", "порочные черты лица" и т.п. Среди последователей теорий физических типов можно назвать  Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона. В  работах всех этих авторов присутствует одна основная идея: люди с определенной физической конституцией склонны совершать  социальные отклонения, осуждаемые обществом.  

Из современных  теорий самой разработанной считается  теория В. Шелдона, который выделил  три основных типа человеческих черт, влияющих, по его мнению, на совершение поступков, которые характеризуются  как отклоняющееся поведение: эндоморфный (округлость форм, лишний вес), мезоморфный  тип (мускулистость, атлетичность), эктоморфный  тип (субтильность, худоба).  

Шелдон описал определенные виды поведения, присущего каждому  типу: например, преступные типы и алкоголики в основном принадлежат к мезоморфым типам. Однако практика доказала несостоятельность теорий физических типов. Всем известны многочисленные случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а индивид с грубыми, "преступными" чертами лица не мог и муху обидеть. 

В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит  изучение конфликтов, происходящих внутри сознания личности. Согласно теории 3. Фрейда, у каждой личности под слоем  активного сознания находится область  бессознательного. Бессознательное - это  наша психическая энергия, в которой  сосредоточено все природное, первобытное, не знающее границ, не ведающее жалости. Бессознательное - это биологическая  сущность человека, не изведавшего  влияния культуры. Человек способен защититься от собственного природного "беззаконного" состояния путем  формирования собственного "Я", а  также так называемого сверх-"Я", определяемого исключительно культурой  общества. Человеческое "Я" и сверх-"Я" постоянно сдерживают силы, находящиеся  в бессознательном, постоянно ограничивают наши инстинкты и низменные страсти.  

Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты  между "Я" и бессознательным, а  также между сверх-"Я" и бессознательным  разрушают защиту и наружу прорывается  наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может  произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.  

Очевидно, что в  этой точке зрения есть доля истины, однако определение и диагностика  возможных нарушений в структуре  человеческого "Я" и возможных  социальных отклонений крайне затруднены в связи со скрытностью объекта  изучения. Кроме того, хотя каждой личности присущ конфликт между биологическими потребностями и запретами культуры, далеко не каждый человек становится девиантом. Почему же все-таки появляются девианты? 

Ответ на этот вопрос пытаются дать социологические, или  культурные, теории социальных отклонений. В соответствии с ними индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым  вполне определенным нормам, причем эти  неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала  адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его  эмоциональной потребностью, а запреты  культуры - частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что  автоматически действует в ожидаемой  манере поведения большую часть  времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением.  

Одним из важнейших  факторов обучения моральным ценностям  и поведенческим нормам служит семья. Когда ребенок социализируется  в условиях счастливой, крепкой и  здоровой семьи, он обычно развивается  как уверенная в себе и в  окружении, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован определенным образом на свое будущее. Если семейная жизнь в чем-то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с отклоняющимся поведением.  

Многочисленные исследования молодежной преступности показали, что  около 85% молодых людей с отклоняющимся  поведением воспитывались в неблагополучных  семьях.  

Американскими исследователями  в области социальной психологии было выявлено пять основных факторов, определяющих семейную жизнь как  неблагополучную: сверхсуровая отцовская  дисциплина (грубость, сумасбродство, непонимание); недостаточный материнский  надзор (равнодушие, беззаботность); недостаточная  отцовская привязанность; недостаточная  материнская привязанность (холодность, враждебность); отсутствие сплоченности в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь). Все эти факторы оказывают  значительное влияние на процесс  социализации ребенка в семье  и в конечном счете на воспитание личности с отклоняющимся поведением.  

Однако многочисленны  также случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных  семьях. Дело в том, что семья - это  далеко не единственный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий  в социализации личности. Нормы, воспринятые  с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в  частности с социальным окружением.  

В сложном, постоянно  изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм, многие нормы и культурные ценности разных субкультур противоречат друг другу. Часто  родители сталкиваются с такой ситуацией, когда воспитание ребенка в семье  противоречит влиянию других социальных групп и институтов.  

Так, родители вынуждены  бороться с излишней идеологизацией своих детей, влиянием коммерческого  духа, уличных групп, массовой культуры, противоречивости политического положения  и т.д. Неизбежно происходят конфликты  норм и ценностей. То, что говорят  в семье детям, кажется неправдой, обостряется конфликт субкультур отцов  и детей.  

В нашем сложном  обществе существует множество конфликтующих  нормативных образцов, которые способствуют возникновению феномена отклоняющегося поведения. Например, столкновение норм и ценностей, регулирующих поведение, в соответствии с которыми мы жили долгие годы, и норм и ценностей  в "перестроенном" обществе. Иногда бывает просто трудно выбрать линию  неотклоняющегося поведения.

Литература

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988.

Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы. //Социально-политический журнал №2, 1995г.

Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного  поведения // Социально-политический журнал №4, 1993г.  

Мертон Р. Социальная теория и социальная структура //Социологические  исследования. - 1992, № 2-3. 

Наумова Н.Ф. Социологические  и психологические аспекты целенаправленного  поведения. М., 1988.  

Основы социальной работы // Учебник. Отв. Ред. П.Д.Павленок. - М.: ИНФРА-М, 1998. 

Социальные отклонения - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрид. лит., 1989.

Информация о работе Формы отклонений