Гопники как феномен в среде молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 01:04, доклад

Описание работы

В литературе различаются две альтернативные возможности развития молодежи в современной России - социальная интеграция и социальное исключение. Доминирование какой-то одной из них свидетельствует о разнонаправленных тенденциях эволюции российского социума.

Работа содержит 1 файл

доклад.doc

— 37.00 Кб (Скачать)

 ГОПНИКИ КАК ФЕНОМЕН  В СРЕДЕ МОЛОДЕЖИ

 В. В. ГАВРИЛЮК

 В литературе различаются  две альтернативные возможности  развития молодежи в современной России - социальная интеграция и социальное исключение. Доминирование какой-то одной из них свидетельствует о разнонаправленных тенденциях эволюции российского социума.

 Как статусная  характеристика социальное исключение символизирует положение отторгнутой, исключенной социальной группы. С социальным исключением тесно связана тенденция маргинализации новых поколений российского социума, которая не исчезает, а лишь меняет формы. В этой связи хотелось бы обратить внимание на достаточно распространенное в российской провинции явление в среде молодежи - "гопники ". Это явление еще недостаточно изучено отечественными социологами. Между тем, степень его распространения, влияние на социализацию нового поколения весьма заметны. В отличие от известных молодежных субкультур, доминирующих в СМИ, гопники сегодня - реальная форма социализации большей части молодежи в основном из низших слоев российской провинции. Данное явление нельзя, строго говоря, отнести к молодежной субкультуре в классическом ее понимании. Это, скорее, тип мировоззрения и образа жизни молодых людей, чем определенная форма молодежной субкультуры. Молодежные движения, в отличие от субкультур, имеют более глубокие социальные основания, базируются на типе мировоззрения, менее связаны с базисными для субкультур основаниями - музыкой, модой, стилем. В 2007 г. кафедра социологии Тюменского государственного нефтегазового университета приступила к изучению феномена гоп-культуры и молодежи, принадлежащей к данной субкультуре. Проект продолжался в 2008 г. Методы исследования: фокус-группы; наблюдение; анкетирование; опросы экспертов. В качестве респондентов в опросах, проведенных в апреле - мае 2007 г., приняли участие школьники 10 - 11 классов Тюменской области - 518 человек и их родители - 512 человек (в качестве экспертов); учащиеся НПО и СПО города Тюмени - 791 респондент. Основные задачи исследования: 1) определение объективных условий, причин возникновения гопников как формы социализации молодежи из низших социальных слоев в сложноустроенном субъекте РФ; 2) изучение особенностей их субкультуры: ценностных ориентации, норм и стереотипов взаимоотношений внутри сообщества, типизации социальных практик (отношение к наркотикам, способы разрешения конфликтов, типичные сексуальные практики и т.п.), самопрезентации; взаимоотношений с молодежью вне субкультуры; 3) выявление основных каналов распространения норм и ценностей субкультуры в регионе, реальных масштабов включенности молодежи из разных социальных слоев региона в субкультуру гопников, нахождение способов противодействия этим процессам. В ходе исследования выявлено несколько версий возникновения понятия "гопники". Согласно одной, оно происходит от воровского жаргонного слова "гоп-стоп", означающего грабёж, вооружённый налёт. По другой - истоки восходят к малоизвестному жаргонному выражению "гопать" - бродить без определённой цели. Есть и версия о том, что название этой молодежной группы идет от слова "гопа" - ночлежка, которое, в свою очередь, произошло от аббревиатуры ГОП (городское общежитие пролетариата). Сельская молодёжь, перебирающаяся в поисках лучшей жизни в города в первые годы советской власти, селилась в подобных заведениях, создавая им дурную славу. Развитие движения "гопников" имеет два достаточно четко выделяемых периода: 20-е и 90-е годы прошлого века. Периоды возникновения и возрождения "гопничества" связаны с переломными годами в развитии страны, являются следствием системного кризиса. Сегодня термин становится достоянием общественного массового сознания, а феномен рассматривается предельно широко, вплоть до включения в это маргинальное молодежное движение всех слоев населения современной России. Такой подход, однако, не позволяет рассмотреть суть, степень распространенности явления, выделить целевые группы для преодоления маргинализации новых поколений. Нужны более конкретные исследования. Важной характеристикой любой социальной группы является самоидентификация. Человек, который разделяет ценности гоп-культуры, гопниками называется "пацаном" или "нормальным пацаном". Тот факт, что слово "гопник" в данной социальной группе не используется (по крайней мере для самоидентификации), свидетельствует о его происхождении извне. Интересным представляется выбор слова "пацан", которое в русском языке является синонимом слов "мальчик", "подросток". Если, к примеру, неформалы своим названием подчёркивают несоответствие стандарту, отличие от других, гопники показывают, что они обычные, нормальные, такие, какими должны быть все. Для гопника одной из наивысших ценностей является принадлежность к группе. Первичная группа – это единственная социальная ниша, в которой он может себя реализовать, получить признание и уважение за смелость, принципиальность, верность товарищам - положительные человеческие качества, которые общество вне данной социальной группы не замечает и не ценит. Группа товарищей представляет для гопника примитивную, но в то же время реальную (достижимую) систему ценностей, которая сводится к формуле "будь как все, не противопоставляй себя группе". Только в этих узких рамках гопник может реализовать свою индивидуальность. Любой, даже самый "героический" поступок ничего не значит, если он произошёл без свидетелей или без одобрения со стороны референтной группы. Наше исследование подтвердило факт распространения движения гопников в российской провинции, причем массовый характер оно имеет среди подростков и молодежи, относящейся к периоду ранней юности. Так, только 12,7% опрошенных школьников ответили, что ничего не знают о гопниках; среди учащихся колледжей и профессиональных училищ таких оказалась 23% (данные нуждаются в уточнении); наименее информированными оказались, как и ожидалось, родители подростков - 28% из них не слышали о такой молодежи. Оценки распространенности гоп-движения сегодня достаточно сложны, но даже из сказанного выше можно составить представление о масштабах маргинализации современной молодежи. Под философией или "точкой зрения" гопников понимается непризнание законов страны и общества, ориентация на уличный грабеж, а не на получение образования и зарабатывание денег собственным трудом, отсутствие самореализации в других общепризнанных формах жизнедеятельности. В настоящее время недостаточная изученность феномена гопников не позволяет дать определённый ответ на вопрос, являются ли они носителями особой молодежной субкультуры (контркультуры), хаотически формирующейся общностью подростков, предрасположенных к совершению делинквентных действий, или же мы имеем дело со сложившимся молодежным движением. Безусловно, явление гопников нельзя отнести к молодежной субкультуре в классическом ее понимании. Эта группа находится под сильным влиянием криминальной субкультуры, проявляющейся, в частности, в языке, представлении о нормах и ценностях, особенностях поведения. Законы криминального мира в значительной степени определяют мировоззрение гопников, но если ценности группы вступают в конфликт с "блатными понятиями", гопник не колеблясь, поступит "не по понятиям". Отождествлять криминальную субкультуру и гопников было бы неправильно. Гопника отличает способность к прямому действию, он не рефлексирует. Индивидуальность гопника - миф, ибо гопник, осознавший свою индивидуальность, автоматически выбывает из группы. Социальная опасность феномена гопников не осознается современниками в полной мере, так как эта молодежь не проявляет себя в качестве активной реакционной группы, как, например, скинхеды. Сущность мировоззрения гопников - агрессивное отрицание ценностей культуры: высокого уровня образования, межэтнической толерантности, труда, стремления к самосовершенствованию и приверженности к этическим нормам. Гопники -маргинальное течение с размытыми представлениями о социальных, нравственных, правовых нормах. Сущность гопника - несформированная личность, не желающая и не способная делать выбор собственной жизненной стратегии. Оценки масштабности "гопничества" сегодня достаточно сложны, но о его распространенности в регионе можно судить по факту самоидентификации 30% опрошенной молодежи. Глубина социальных последствий данного явления в российской провинции скажется, видимо, уже в ближайшем будущем, когда новое поколение повзрослевших гопников превратится в избирателей, часть наемных работников на региональных рынках труда и т.д. Необходимо средствами молодежной политики предотвратить возможную связь новых поколений россиян с субкультурой гопников, демонстрируемой сегодня на улицах провинциальных городов.

Информация о работе Гопники как феномен в среде молодежи