Ход социального развития России в 2011 году

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 18:31, статья

Описание работы

С самого начала реформ экономические и социальные процессы вступили в острое противостояние друг с другом. Социальная составляющая трансформаций тормозит и блокирует экономические преобразования.

Работа содержит 1 файл

ХОД СОЦИАЛЬНОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИИ В 2011 ГОДУ.doc

— 38.00 Кб (Скачать)

ХОД СОЦИАЛЬНОГО  РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИИ В 2011 ГОДУ 

    С самого начала реформ экономические  и социальные процессы вступили в  острое противостояние друг с другом. Социальная составляющая трансформаций  тормозит и блокирует экономические  преобразования.

    Процессы общественного реформирования в России свидетельствуют о росте актуальности и значимости социальных преобразований. Дальнейшие продвижения по пути становления цивилизованного рынка практически невозможно без решения накопившихся проблем и противоречий в социальной сфере, а также - без необходимой маркетизации ее отраслей. Стремление к продвижению лишь на финансово-экономическом участке реформ привело к «отставанию социальных тылов». В результате большинство населения не готово эффективно действовать по новым правилам, оно не адаптировалось и ведет себя пассивно, находясь в состоянии апатии. Ошибочно считалось, что вначале должны осуществляться экономические преобразования, а затем, когда экономика крепко встанет на ноги в рыночных условиях, очередь дойдет до человека со всеми его малыми и большими заботами. Но экономика тогда стоит на одной ноге; и вместо мобилизации социальной энергии народа в огромных масштабах идет растрата накопленного ранее профессионального и интеллектуального, духовного и физического потенциала.

    Происходящие  в России радикальные общественные преобразования производились и  происходили таким образом, что  привели страну к системному кризису, который вызвал острейшие социально-экономические  проблемы, а также не менее острые демографические следствия. Это – беспрецедентная бедность основной массы населения и поляризация общества до состояния раскола («две России»), падение оплаты труда у значительной части работающих до уровня ниже прожиточного минимума, все формы безработицы и деградация социальной сферы с подрывом бесплатности предоставления социально значимых услуг, продолжающаяся депопуляция на базе естественной убыли населения, снижение его качественного потенциала и глубокие перекосы в миграционной подвижности. Каждая из названных проблем, влияя друг на друга, мультиплицирует негативный эффект, а в целом – разрушает социально-экономическую безопасность страны.

    Сказанное фактически определяет социальную политику на ближайший период.

    Как преодолеть бедность?

    Основные  направления борьбы с бедностью определяются факторами ее формирования. Многочисленные исследования показывают, что существует три группы причин, от которых зависит низкий и очень низкий уровень семейных доходов, а, следовательно, и прямое их попадание в слой бедняков и маргиналов. Главным оказывается уровень оплаты труда, что и не удивительно, т.к. заработная плата, включая скрытую (по данным Госкомстата), в доходах населения составляет основную часть – 66%.

    Чтобы преодолеть бедность, как бы кому-то это не нравилось, придется высокими темпами поднимать заработную плату, особенно ее минимальный уровень, и прочие заработки тоже, - без этого бедность в России преодолеть невозможно.

    Вторая  группа факторов бедности – это  неприемлемый уровень пенсий не только по возрасту, но и при потере кормильца, по инвалидности, других пособий аналогичного типа, которые, прежде всего, касаются детей. Министерство считает, что с учетом проблем, выявленных при реализации накопительной части пенсионной системы, предлагается в перспективе обособить институт пенсионных накоплений от института обязательного пенсионного страхования, прекратив перевод пенсионных накоплений т.н. «молчунов» во Внешэкономбанк. Эти средства будут направлены на финансирование страховой части пенсии и покрытие дефицита Пенсионного Фонда.

    С 2013 года средства пенсионных накоплений должны быть возвращены в бюджет ПФР. И наконец, «страховые взносы на накопительную  часть трудовой пенсии» необходимо исключить, начиная с 2013 года, из системы  обязательного пенсионного страхования  как вид самостоятельного платежа и преобразовать в вычет на накопительную пенсию из суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.

    Фактически, пенсионная реформа сворачивается. Пенсионная система будет состоять из двух частей: одна часть распределительная, которой управляет государство, другая – частная. Главное – перекрывается  тенденция развития обязательного  пенсионного страхования.

    Как повысить оплату труда ?

    Фундаментом социальных реформ является реструктуризация системы оплаты труда в направлении  действительной реализации рыночных принципов  в этой важнейшей сфере. Только при  последовательном росте заработков можно обеспечить заинтересованность работника в более эффективном труде и реализовать постоянный рост его производительности. Повышение заработной платы обеспечивает выполнение ею основных функций – воспроизводственной, экономической, социальной.

    Социальные  реформы в области оплаты труда включают три взаимосвязанных компоненты:         

      · динамику прожиточного минимума  с целью включения в него  не только традиционного потребительского  набора, но более высоких налогов,  социальных взносов, полной оплаты  жилья и коммунальных услуг;        

      · радикальное повышение гарантированного  минимума оплаты труда и ее  средней величины, с учетом изменения  «структуры» расходов заработной  платы, включая состав обязательные  платежи;        

      · существенное сокращение поляризации  заработной платы.

    Таким образом, реформа оплаты труда представляет собой одномоментное осуществление трех взаимосвязанных действий: повышение заработной платы, снижение ее дифференциации и увеличение обязательных платежей. Сдвиги должны быть такими, чтобы достичь поставленных целей в контексте повышения жизненного уровня, но не нарушить важных соотношений на макро- и микроуровне между ростом заработной платы, увеличением производительности труда, доходов и эффективности экономической деятельности предприятий.

    Региональные программы

    Для решения социальных проблем необходимо также учитывать региональные особенности, трасформируя федеральные программы. Субъекты федерации тщательно оценивают  сложившуюся ситуацию на своей территории, готовы формулировать региональные конструкции с подробным обоснованием и оценкой эффективности проводимых мероприятий.

    Финансирование  программ предполагает не только поступления  из консолидированного бюджета, но также  от бизнеса (принцип социальной ответственности  бизнеса) и из различных благотворительных фондов.

    Среди региональных программ наиболее эффективными могут быть следующие:        

      · преодоление бедности и малообеспеченности;         

      · социальная защита наиболее  уязвимых групп;        

      · борьба с различными видами  безработицы;        

      · здоровье и образование детей и молодежи.

    Национальный проект в сфере здравоохранения

    Первый  шаг на современном этапе реформирования системы медицинского обслуживания российского населения определяется приоритетным национальным проектом в  сфере здравоохранения. Он включает следующие направления:        

      · развитие первичной медико-санитарной  помощи на основе высокотехнологичной  медицины;        

      · дополнительная подготовка  врачей по специальностям «терапия»,  «педиатрия», «общая врачебная  практика (семейная медицина)»;        

      · повышение оплаты труда участковых  врачей и работающих с ними  медицинских сестер.;        

      · профилактика, выявление и лечение  ВИЧ-инфицированных;        

      · дополнительная иммунизация  населения;        

      · скрининговые  программы обследования новорожденных детей;        

      · диспансеризация работающих  на производстве с вредными  условиями труда;        

      · оплата медицинской помощи  женщинам в период беременности  и родов;        

      · строительство 15 новых центров  высоких медицинских технологий в области сердечно-сосудистой хирургии, травматологии, ортопедии, эндокринологии, нейрохирургии и др.

    Таким образом, первейшая задача сегодня состоит в том, чтобы не только компенсировать, но преодолеть возникшие проблемы и достигнуть, по крайней мере, для всех групп населения уровня жизни, доходов и потребления, которое оно имело в дореформенный период.

Информация о работе Ход социального развития России в 2011 году