Этнические общности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:26, реферат

Описание работы

Каждая глобальная (этническая) общность — это продукт взаимодействия социальных отношений в определенных исторических условиях. Содержание и формы ее изменяются с изменением условий существования. С прогрессом цивилизации общность становится более сложной, внутренне структурированной. Каждая новая этническая общность перерастает рамки предыдущей, включает в себя несколько аналогичных общностей.

Содержание

1. Этнос как глобальная общность
2. Энографические группы
3. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат на тему.docx

— 31.69 Кб (Скачать)

В советской этнополитической традиции широко использовалось еще  одно обозначение части народа, оказавшейся  в силу тех или иных причин оторванной от своего этнического массива, —  национальная группа. Таким понятием обозначалась совокупность людей определенной национальности, проживающих за пределами  своих государственных образований: русские вне России, украинцы в  Канаде и т.п. Применительно к  СССР национальными группами считались  поляки, немцы, корейцы, представители  других народов. В настоящее время  это понятие почти вышло из употребления, нередко его заменяют понятием этнические (национальные) меньшинства.

В современной политической практике широкое распространение  в последние годы получает еще  одна терминологическая характеристика территориально обособленной группы народа — диаспора. Появляются работы, в  которых диаспора даже рассматривается  как некая типологическая категория  этноса. Не вдаваясь в дискуссию  по поводу столь оригинальной точки  зрения, заметим лишь, что это  понятие не следует путать с этнической (этнографической) группой. Диаспора, в  отличие от этнической (этнографической) группы, не обладает культурным своеобразием, отличающим ее от основного этнического  массива. Русскую диаспору в Западной Европе или Америке (по крайней мере, в период ее формирования и зрелого  функционирования) отличает от русских  не особенности культуры или самосознания, а лишь территория проживания.

Наиболее верную, на наш  взгляд, характеристику диаспоры дает Ю.П. Платонов: «Под диаспорой понимается этнос или часть этноса, проживающая  вне своей исторической родины или  территории обитания этнического массива  и не желающая потерять этнические групповые характеристики, заметно  отличающие ее от остального населения  страны пребывания, а также вынужденная (осознанно или неосознанно) подчиняться  принятому в ней порядку".

Часть того или иного народа, оторвавшаяся от своего основного массива, может образовывать диаспору, а может  и не образовывать ее. Диаспора как  совокупность мест поселения того или  иного народа вне территории своего происхождения — это не только и не столько способ сохранения своих  этнических параметров (языка, особенностей менталитета, культуры, самосознания и  т.п.) в иноэтническом окружении, но, прежде всего, форма адаптации к новой социальной и культурной среде принимающего общества. С этих позиций татары, живущие, например, в Приморском крае, вряд ли будут представлять собой диаспору, поскольку социальная и культурная среда этого субъекта федерации практически ничем не отличается от Республики Татарстан.

На наш взгляд, стремление сохранить свою этническую отличительность, свою "самость" в иноэтническом окружении - не самый главный показатель диаспоры. Для этого есть немало других средств, особенно в тех государствах, где общественная жизнь строится на принципах культурного плюрализма. Диаспора возникает тогда, когда люди, ее составляющие, чувствуют себя среди окружающего населения "не в своей тарелке", испытывают стресс от перемены места жительства и в силу этих причин стремятся к определенной изоляции от внешней действительности, ищут в общинной солидарности пресловутую соломинку утопающего. Для российских народов (за очень редким исключением), на какой бы территории Российской Федерации они не жили, все эти обстоятельства вряд ли имеют актуальность. В равной мере это относится и к значительной части наших недавних соотечественников из союзных республик, которые и в Москве, и во Владивостоке, и в десятках других городов и сел Российской Федерации чувствуют себя как рыба в воде.

Нация - глобальная социальная общность, самодостаточная социальная система, возникшая на основе одного или нескольких народов как выражение нового уровня развития производительных сил и производственных отношений. В основе формирования наций лежат процессы ликвидации феодальной раздробленности, развития товарно-денежных отношений, создания единого внутреннего рынка, централизованного государства, унификации языка и культуры. Не последнюю роль играют и такие факторы, как длительное совместное проживание различных народов на одной территории, доверие друг к другу, взаимное уважение традиций и обычаев, комплиментарность.

Термин "нация" в процессе исторического развития неоднократно менял свое значение. Ни одна из существующих сегодня концепций нации не является общепринятой. В западной социологии преобладает взгляд, согласно которому нация — совокупность граждан  одного государства, т.е. территориально-политическая общность. В Центральной и Восточной  Европе между понятиями "нация", "народ" и "этнос" нередко  ставят знак равенства, признавая тем  самым нацию этнической общностью. В середине XX века в нашей стране было принято считать нацию высшей формой этноса, пришедшей на смену народности. На таком признании, в частности, базируется известное определение нации И. Сталиным: "Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности четырех основных признаков, а именно: на базе общности языка, общности территории, общности экономической жизни и общности психического склада, проявляющегося в общности специфических особенностей национальной культуры".

На самом деле этнос  и нация — совершенно разные социальные явления. "Нация, в отличие от этноса, - пишет В.М. Межуев, — это то, что дано мне не фактом моего рождения, а моими собственными усилиями и личным выбором. Этнос я не выбираю, а нацию — моту выбрать... Нация — это государственная, социальная, культурная принадлежность индивида, а не его антропологическая и этническая определенность".

Большинство современных  наций сложилось из разных этнических общностей в процессе совместной жизнедеятельности в рамках единого  государства, которое в конечном итоге и стало важнейшим фактором образования нации. «Идея наций, - считает В.А. Тишков,- рождается среди народов, не обязательно культурно однородных, как политическая программа для создания суверенных гражданских сообществ, и уже государства создают нации». В этой связи нельзя не вспомнить знаменитого итальянца Дж. Гарибальди: «Мы сделали Италию, теперь будем делать итальянцев».

Границы нации и государства  совпадают, но не нация формирует  границы государства, а государство - границы нации.

Формирование наций связано  с возникновением и развитием  капитализма. Развитие товарно-денежных отношений постепенно вело к формированию единого в экономическом отношении  социально-исторического организма (термин Ю.И. Семенова), который был  одновременно и централизованным государством. С появлением такого организма (социора) возникли и объективные интересы основной массы людей, входивших в его состав. К моменту образования французского государства, например, только три миллиона из двенадцати говорили по-французски и могли считаться этническими французами. Единой французской нацией это разноязыкое и разноэтническое сообщество (кельты Бретани, баски юга Франции, немцы Эльзаса и Лотарингии и др.) стало в процессе антифеодального движения, в ходе борьбы за завоевания Великой Французской революции, против попыток возродить феодальные порядки. Лишь в процессе такой борьбы могла вызреть идея национального единства, гражданского сообщества, имеющего право создавать государство, контролировать власть. Без этого французская нация не смогла бы оформиться.

На базе нескольких этнических общностей формировались многие нации Западной Европы. Так, швейцарская  нация состоит из четырех этнических групп, говорящих на немецком, французском, итальянском и ретороманском  языках. Две крупные этнические общины — фламандцы и валлоны —  лежат в основе бельгийской нации. Подобная ситуация характерна для многих государств Западной Европы.

Население социально-исторического  организма (государства) может представлять собой и одну этническую общность. В этом случае нация может быть одновременно и этносом. Такую нацию  принято называть этнонацией. В основном на базе одного этноса сформировались, в частности, португальская, исландская, норвежская и шведская нации. Однако подобные примеры не столь уж многочисленны. На практике границы централизованного государства редко совпадают с этническими границами. В мире насчитывается несколько тысяч этнических общностей (этносов) и всего лишь около 200 государств.

Поэтому на сегодняшний момент этнополитологи договорились называть государственнообразующие этносы (нациеобразующие) стержневыми этнообщностями в том или ином государстве. Это не значит, что в данном государстве один этнос, это значит, что он доминировал в создании именно этого государства. В России - русские, в Германии- немцы и т.д.

По мнению Ю.И. Семенова, главное, что делает ту или иную общность нацией, - наличие у составляющих ее людей одного общего отечества. Люди, составляющие этнос, могут образовывать нацию, а могут и не образовывать её. С другой стороны, понятие государства  может совпадать с понятием отечества, а может и не совпадать. Для  людей, живущих в государстве, оно  может быть их общим отечеством, а может и не быть. Если население  государства является представителем одного этноса, эта совокупность людей  обязательно будет и нацией. Когда  такого совпадения нет, все зависит  от того, считают ли представители  этносов, населяющих страну, своим отечеством всю страну или только ту её часть, в которой они компактно проживают. Процесс превращения этноса в  нацию принято называть нациезацией этноса, а целенаправленные действия государства, его политических институтов или этнополитической элиты по превращению этноса в нацию - нациестроительством.

 

Список литературы

1.         Арутюнян Ю.В. Дробижева Л.М. Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие для вузов. М., 1998.

2.         Гемнер Э. Нации и национализм. М, 1991.

3.         Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л., 1990. Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению // Социологические исследования. 1992, № 1.

4.         Крюков М.В. Еще раз об исторических типах этнических общностей // Советская этнография. 1986. № 3.


Информация о работе Этнические общности