Этнометодология гарольда гарфинкеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 02:43, реферат

Описание работы

Гарольд Гарфинкель родился в 1917 г. в Нью-Джерси, академическую карьеру начал в 1935 г. Студентом-экономистом местного университета. Степень магистра получил в 1942 г. в университете Северной Каролины. В период с 1946 по 1952 он проходил аспирантуру в отделе социальных отношений Гарвардского университета под руководством Талкотта Парсонса. Отслужив в армии в период Второй мировой войны, Гарфинкель защитил диссертацию на степень Ph.D. в Гарварде. Затем преподавал во многих университетах, но основная карьера формировалась в Калифорнийском университете, где он оставался профессором до 1954 г. В период с 1957 по 1966 гг. трудился в Общественной службе здравоохранения США.

Содержание

Введение 3
Понятие этнометология 4
Практическое социологическое рассуждение 6
Заключение 8
Литература 10

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 37.62 Кб (Скачать)

Таким образом этнометодология показывает как взаимопонимание в социальном взаимодействии позволяет не «начинать с нуля» каждое взаимодействие.

Заключение

 

Основное требование этнометодологии - не допускать разрыва между субъектом и объектом изучения. Социолог должен быть включен в ситуацию исследования, он не может смотреть на нее отстраненным взглядом. Задача социолога - оказаться в состоянии взаимосопряженности с исследуемым, именно на этом базируется их взаимодействие. Представители этнометодологии подчеркивают, что такое взаимодействие, опирающееся на коммуникацию между исследователем и объектом изучения, дает неизмеримо более богатую информацию, чем любой иной способ ее получения. Поэтому выводы этнометодологов, получаемые в ходе такого общения, часто носят характер простого здравого смысла, что называется, народной мудрости. Эти выводы воспроизводят социальное взаимодействие в качестве речевой коммуникации, характеризуемой как отражение поведения людей.

Этнометодолог должен изучать, по мнению представителей этого направления, прежде всего обстоятельства действия и мышления. В этом случае для него важной становится практическая адекватность действия и методов его изучения. Что же касается практической организации людей, непосредственно осуществляющих социальную деятельность, то она не интерпретируется как результат этой деятельности, а видится в качестве таковой. Для конкретной группы действующих лиц объяснимой!" их деятельности и есть наблюдаемое условие ее осуществления. Как пишет Ливингстон, "объяснимость практического действия есть явление практического действия. Она исследуется этнометодологически как упорядочивающий феномен и как результат этой упорядоченности". Поэтому объективность объяснения (и его предмета) есть в первую очередь его характеристика как чего-либо описываемого, наблюдаемого, анализируемого в ходе практического осуществления этого процесса.

Таким образом, для этнометодологии социальная реальность лишена объективных характеристик. В качестве объективных свойств присутствуют значения собственных суждений, которые (значения) мы приписываем этой реальности. Социальная и культурная реальность, следовательно, конструируется в процессе взаимодействия на основе речевой коммуникации. Поскольку сама коммуникация отражает единичные акты деятельности, понятно, что реальность повседневной жизни этнометодологи рассматривают как поток уникальных, неповторимых ситуаций.

Этнометодология, таким образом, раскрывает механизмы социальной коммуникации между людьми и методы социологического исследования, связанного с корректным языковым описанием повседневных социальных взаимодействий индивидов. Здесь большая роль придается мастерству обычного языка, с помощью которого производится истолкование эмпирических ситуаций повседневной социальной жизни. Этим и должна заниматься, по мнению Гарфинкеля, социология.

Суть дела в том, что  реальные социальные проблемы могут  быть обнаружены благодаря анализу  социальных речевых коммуникаций. Отталкиваясь от формальных структур языкового общения, повседневного разговора, можно  выявлять социальные противоречия. Решающее значение приобретает здравый смысл, поскольку он означает обыденные  толкования реальности на основе веры в объективный характер окружающего  нас мира.

В итоге мы имеем дело с достаточно субъективистским истолкованием социальной действительности, которая, по существу, отождествляется с ее восприятием. Но, несмотря на то, все же конкретные исследования обыденного сознания, общения, морали дают положительные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы. М.: Аспект Пресс, 2002. - 287 с.
  2. Гарфинкель, Г. Исследования по этнометодологии. — СПб.: Питер, 2007. — 33
  3. Гарфинкель, Г. Что такое этнометодология?  (PDF) / Пер. с англ. А. М. Корбута // Социологическое обозрение. — 2003. Т. 3. — № 4. — С. 3—25.
  4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. История зарубежной социологии. - М.: Академический проект, 2005. - 704 с.
  5. Социология: Энциклопедия  / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко.  — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — (Сер. Мир энциклопедий).
  6. Филмер П. Об этнометодологии Гарольда Гарфинкеля // Новые направления в социологической теории. М.: Прогресс, 1978. С. 328-375.
  7. http://ru.wikipedia.org

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Этнометодология гарольда гарфинкеля