СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3
1.Подходы
к определению девиантного поведения
4
2.Основные условия
и причины возникновения девиантного
поведения подростков
6
Заключение
9
Список
литературы
10
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый
возраст – это время становления
характера. Именно в этот период влияние
среды, ближайшего окружения оказывается
с огромной силой. Поведение подростка
– внешнее проявление сложного процесса
становления его характера. Серьезные
нарушения поведения нередко
связанные с отклонениями в этом
процессе. Нередко эмоциональное
развитие детей бывает нарушенным,
а их поведение трудным. В этой
связи довольно часто возникают
осложнения психологического развития.
Большая часть этих осложнений является
лишь отклонением от нормы, а не симптомом
психологического заболевания.
Корректирование
отклоняющегося поведения современного
«трудного» подростка возможно. Необходимо
разбираться не только в сущности
происходящих общественных процессов,
но и знать норму и патологического
поведения, психологические факторы
трудновоспитуемости, формы проявлений
нарушения поведения возрастные
особенности психики, основные причины
появления «трудных» детей и подростков.
- ПОДХОДЫ К
ОПРЕДЕЛЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
На
сегодняшний день, нет единой точки
зрения на определение понятия девиантного
поведения и насколько оно является патологическим.
Существуют разные подходы к определению
девиантного поведения, которые исходят
из различного понимания нормы: социологический,
биологический и психологический.
Социологический
подход определяет девиацию как отклонение
от общепринятых, усредненных стереотипов
поведения и выделяет два типа девиантного
поведения созидающей и разрушительной
направленности. Девиантное поведение
деструктивной направленности – совершение
человеком или группой людей социальных
действий, отклоняющихся от доминирующих
в социуме социокультурных ожиданий и
норм, общепринятых правил. Вследствие
этого данный подход отождествляет разрушительную
(асоциальную) девиацию только с преступность
– поведением, уголовно наказуемым, запрещенным
законом, и является лишь одной из форм
данного вида девиантного поведения.
Биологический
подход предполагает существование
неблагоприятных физиологических
или анатомических особенностей
организма ребенка, затрудняющих его
социальную адаптацию:
- генетические,
которые передаются по наследству. Это
могут быть нарушения умственного развития,
дефекты слуха и зрения, телесные пороки,
повреждения нервной системы;
- психофизиологические,
связанные с влиянием на организм человека
психофизиологических нагрузок, конфликтных
ситуаций, химического состава окружающей
среды, новых видов энергии, приводящих
к различным соматическим, аллергическим,
токсическим заболеваниям;
- физиологические,
включающие в себя дефекты речи, внешнюю
непривлекательность, недостатки конституционно-соматического
склада
- человека,
которые в большинстве случаев вызывают
негативное отношение со стороны окружающих,
что приводит к искажению системы межличностных
отношений ребенка в среде сверстников,
коллективе.
Психологический
подход рассматривает девиантное поведение
в связи с внутриличностным конфликтом,
деструкцией и саморазрушением личности,
блокированием личностного роста, а также
состояниями умственных дефектов, дегенаративности,
слабоумия и психопатии. Причиной возникновения
девиаций в поведении и развитии ребенка
может быть недостаточная сформированность
определенных функциональных систем мозга,
обеспечивающих развитие высших психических
функций (минимальные мозговые дисфункции,
синдром дефицита внимания, синдром гиперактивности).
Отклонения такого рода рассматриваются
в рамках неврологии и нейропсихологии.
Однако во многих случаях необычные формы
поведения, отличающиеся от какого-то
усредненного представления о норме, связывают
с особенностями характера или личности.
Социально-психологический
подход объясняет причины, влияющие
на появление отклоняющегося поведения:
девиантное поведение – результат сложного
взаимодействия процессов, происходящих
в обществе и сознании человека.
Таким
образом, отклоняющееся поведение
– это систем поступков или
отдельные поступки, противоречащие
принятым в обществе правовым или
нравственным нормам. Следовательно, девиантным
является поведение, отклоняющееся от
установленных обществом норм и стандартов,
будь то нормы психического здоровья,
права, культуры, морали (В.В. Ковалев, И.С.
Кон, В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн и др.),
а также поведение, не удовлетворяющее
социальным ожиданиям данного общества
в конкретный период времени (Н. Смелзер,
Т. Шибутани).
- ОСНОВНЫЕ
УСЛОВИЯ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
К
основным условиям и причинам возникновения
девиантного поведения подростков, как
правило, являются:
- Индивидуально-психологические
особенности несовершеннолетних, способствующие
формированию девиаций поведения: нарушения
в эмоционально-волевой сфере. Такие особенности
чаще всего, если они не являются патологическими,
формируются в результате неудовлетворительного,
ошибочного воспитания в семье, в результате
различного рода нарушений родительско-детских
отношений.
- Акцентуации
(чрезмерно выраженные отдельные черты)
характера подростка как крайний вариант
нормы, при которой отдельные черты характера
подростка чрезмерно усилены, при этом
существует избирательная уязвимость
в отношении определенного рода психогенных
воздействий при хорошей и даже повышенной
устойчивости к другим. При определенном
стечении обстоятельств такие подростки
неожиданно иначе, чем другие, реагируют
на явления окружающей жизни, неадекватно
поступают, казалось бы, в стандартной
ситуации. Как отмечают П.Б. Ганнушкин,
К. Леонгард, А.Е. Личко и др., акцентуации
характера необязательно связаны с девиантным
поведением подростков, но такие подростки
обладают меньшей устойчивостью против
пагубного влияния окружающей среды. Ряд
типов акцентуации характера как провоцируют
девиантное поведение несовершеннолетних.
Родителям, учителям и другим взрослым,
которые наиболее тесно взаимодействуют
с подростками, следует учитывать, что
в норме большинство детей в подростковом
возрасте имеют акцентуации характера.
- Бурно протекающий
подростковый кризис, стремление к взрослости,
на фоне противоречий физиологического
и психического
- развития
(отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях
с окружающими и противоречивость в действиях
и поступках). Часто неадекватное, вызывающее
поведение несовершеннолетних в подростковом
возрасте (что, собственно является нормой
в этом возрасте) в результате неправильного,
неграмотного реагирования родителей,
учителей и других взрослых закрепляется
и укореняется. При этом следует отметить,
что часто взрослые не в состоянии грамотно
реагировать на поведение подростков
из-за своих собственных комплексов. Подростковый
возраст детей в первую очередь обнажает
психологические проблемы их родителей.
- Негативное
влияние стихийно-группового общения
в формировании личности подростков. Основным
видом деятельность подростков является
общение, хотя они в своем большинстве
и не умеют это делать грамотно и конструктивно.
Примечательно также, что грамотно и конструктивно
общаться подростков специально никто
и не учит, поэтому основными источниками
научения являются семейные и «киношные»
образцы общения. При этом очень велико
влияние референтной группы подростков,
т.к. процесс освоения общественных норм
и ценностей у подростков происходит через
неформальную группу. Отверженность в
семье, изоляция в классном коллективе
вынуждают подростков искать среду обитания
вне больших, организованных коллективов,
в кругу себе подобных, в сфере стихийно-группового
общения. Последнее же является важным
фактором социализации несовершеннолетних,
здесь подростки находят условия и возможности
для собственной самореализации и самоутверждения.
Стихийно-групповое общение ведет к усилению
девиантного поведения, но, как показывают
практика и научные исследования, все
зависит от характера и направленности
группы: если групповое общение имеет
антиобщественную, криминальную направленность,
то и характер девиантного поведения подростка
будет усугубляться, а его деятельность
приближаться к криминальной, общественно
опасной
- Социально-педагогические
причины, среди которых выделяются семья
(родительская) и школа. Противоречивость
внутрисемейного общения и отношений
в подростковом возрасте особенно остро
проявляется в функционально несостоятельных
семьях, не выполняющих или выполняющих
формально свою ведущую функцию – воспитание
полноценного человека. К таким семьям
относятся: криминальные, конфликтные,
педагогически несостоятельные, педагогически
пассивные, антипедагогические. Но и в
функционально-состоятельных семьях подростковый
возраст создает множество проблем, и
неправильное их решение приводит к девиациям
в поведении подростков. Школа, как правило,
подхватывает ошибки родителей во взаимодействии
с подростками и усугубляет их, закрепляя
тем самым девиантное поведение подростков.
- Школьная
дезадаптация также является одной из
причин появления девиаций поведения,
как правило, агрессивной и социально-пассивной
направленности. Педагогические ошибки,
особенно на ранних этапах обучения, порождают
психосоциальные проблемы личности дезадаптирующего
характера, которые не будучи разрешенными
в младшем школьном возрасте, становятся
основой для всевозможных отклонений
психосоциального развития несовершеннолетних
и в подростковом возрасте резко изменяют
поведение несовершеннолетних в негативную
сторону: агрессия, склонность к употреблению
психоактивных веществ и уходу в виртуальный
мир (компьютерная и интернет-зависимости),
самовольные уходы из дома и школы на длительное
время, отказ от обучения и т.д.
К
отклоняющемуся поведению относятся различные
действия подростков агрессивного, антисоциального,
аддиктивного характера (алкоголизм,
токсико- и наркомания), различные правонарушения,
и такие типично подростковые реакции,
как реакция оппозиции, побеги из дома,
реакция группирования со сверстниками.
Последние формы обычно не носят патологический
характер и должны с взрослением исчезать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подростковый
возраст – как переходный период
затягивается в основном из-за большого
времени требуемого для усвоения «взрослых
ролей». Для достижения статуса взрослости
подросткам приходится справляться с
рядом задач развития возникающих на этом
этапе жизненного пути. В процессе выполнения
этих задач могут возникать трудности.
В силу различных причин в отрочестве
и юности часто имеет место девиантное
и деликвентное поведение.
Анализируя
личность несовершеннолетнего правонарушителя,
отмечаем зависимость от:
- Наследственно-биологических
факторов: отрицательно влияют алкоголизм,
предрасположенность к нервным или психическим
заболеваниям одного из родителей, патологическая
беременность, роды.
- Ближайшего
социального окружения подростка: семья,
социально-экономический статус родителей,
братьев, сестер, особенности воспитания
подростков, школа, положение подростка
в классе, ценностные ориентации, друзья,
статус подростка в группе друзей.
- Личностные
характеристики подростка: особенности
характера и темперамента, ценностно-мотивационный
блок, мотивация достижения, уровень притязаний,
самооценка и возможные конфликты в области
самооценки.
- Правосознание
подростка.
Таким
образом, антисоциальное поведение несовершеннолетнего
взаимообусловлено влиянием биологических
и социальных факторов, учитывая которые,
необходимо строить систему воспитания
подростков.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
- Клейберг
Ю.А. Психология девиантного поведения.-
М.: ТЦ Сфера, 2003. - 160 с.
- Ковалев В.В.
Семиотика и диагностика психических
заболеваний у детей и подростков. - М.:
Медицина, 1985. - 288с.
- Кон, И.С. Психология
ранней юности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,
1989. – 255 с.
- Леонгард,
К. Акцентуированные личности. - Ростов
н/Д: Феникс, 2000. — 544 с.
- Личко, А.Е.
Психопатии и акцентуации характера у
подростков. –Л.: Речь, 1983. - 125 с.
- Смелзер,
Н. Социология. – М.: Феникс, 1998. – 688 с.
- Степанов
В.Г. Психология трудных школьников: Учебное
пособие для учителей и родителей. – М.:
Академия, 1997. – 320 с.
- Фельдштейн,
Д. И. Психологические
основы общественно-полезной деятельности
подростков. - М.: Педагогика, 1982. - 222 с.
- Шибутани,
Т. Социальная психология. - Ростов н/Д:
Феникс, 1999. - 539 с.