Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 10:10, реферат
В эпоху Нового времени, эпоху расцвета естественных наук, классической европейской философии, возникает впервые и замысел создания науки об обществе, такой же точной, как науки естественные. В XIX в. настает время выхода из рамок философии социологии -- науки, изучающей самую сложную форму движения материи -- общественную. Это произошло в Западной Европе, где тогда наиболее развито было теоретическое осмысление процессов окружающей действительности. Кроме этой предпосылки причинами становления социологии были переход к рынку и связанные с ним усложняющиеся социальные процессы.
•Введение 3
•1. Социологический проект О.Конта 5
•2. Позитивизм в социологии 8
•2.1. Основные концепции позитивистской социологии Конта 8
•2.2. Социальная статика 10
•2.3. Социальная динамика 15
•Заключение 19
•Список литературы 20
2002. - С.64.
Социальная статика выделяет
«структуру коллективного существа»
и исследует условия
Индивид, по Конту, как уже отмечалось, естественным и необходимым образом предназначен жить в обществе; но и эгоистические склонности у него также носят естественный характер. «Подлинный социологический элемент» - не индивид, а семья.
Семья - это школа социальной
жизни, в которой индивид учится
повиноваться и управлять, жить в
гармонии с другими и для других.
Она прививает чувство
Общество образуется из
совокупности семей; в нем стадия
семейного существования
Разделение труда, по Конту,
не только экономический, но фундаментальный
социальный факт, «самое главное условие
нашей социальной жизни». Именно разделение
труда лежит в основе социальной
солидарности, а также увеличения
размера и растущей сложности
социального организма. Оно развивает
социальный инстинкт, внушая каждой семье
чувство зависимости от всех других
и своей собственной
Солидарность, присущая всем живым объектам, в обществе достигает наивысшей степени. Для обозначения этой степени и специфики социальной солидарности в человеческом обществе Конт со временем начинает использовать понятие социального консенсуса (согласия). Консенсус в его теории - «основная идея социальной статики».
Вместе с тем разделение труда содержит в себе определенные изъяны и опасности для социального организма. Оно грозит обществу разложением на множество изолированных групп. Оно делает человека умелым в одном отношении и «чудовищно неспособным» во всех других. Сосредоточиваясь на выполнении своей частной задачи, человек думает лишь о своем частном интересе и смутно воспринимает социальный интерес.
Преодоление этих опасностей разделения труда возможно благодаря постоянной дисциплине, функции управления и соответствующей ей исполнительской функции. Управление - это социальная функция, назначение которой состоит в сдерживании и предупреждении «фатальной склонности к основательному рассеиванию идей, чувств и интересов...». В противовес Гоббсу, Локку и Руссо Конт видит в управлении не некую добавочную, искусственную силу, призванную следить за соблюдением людьми общественного договора и порядка, а естественную, необходимую функцию, развившуюся самопроизвольно, вместе с самим обществом. Материальная, интеллектуальная и моральная субординация неразрывно связана с разделением труда; она требует, помимо подчинения, веры либо в способности, либо в честность управляющих. «Нормальное» правительство - то, которое, обеспечивая социальную сплоченность, в минимальной степени опирается на материальную силу и в максимальной - на убеждение, согласие, общественное мнение. Субординация подчиняется закону, согласно которому частные виды деятельности осуществляются под руководством более общих видов деятельности. Управление - самая общая из функций, и, таким образом, все остальные социальные функции подчиняются ей.
Конт утверждает естественный,
вечный и неустранимый характер социальной
иерархии и, соответственно, противоестественный
характер идеи социального равенства.
Деление общества на классы вытекает
из основного и необходимого разделения
управленческой и исполнительской
функций. Конт обозначает классы по-разному,
но суть их сводится прежде всего к
тому, что они составляют две наиболее
общие категории: руководителей
и исполнителей. В современном
обществе две наиболее значительные
категории - это патрициат и пролетариат.
Внутри них в свою очередь различаются
более мелкие социальные группы. Так,
патрициат делится на банкиров, управляющих
капиталами, и предпринимателей, непосредственно
управляющих работами. Предприниматели
в свою очередь делятся на промышленных
и сельскохозяйственных. Пролетариат
также внутренне
Конт чрезвычайно озабочен «печальной судьбой трудящегося класса», которого угнетают и грабят высшие слои. Его произведения полны теплых и проникновеных слов о пролетариате, о его «возвышенных взглядах и благородных чувствах». Пролетариев и женщин он считает естественными союзниками позитивизма (как и позитивистские философы, они стоят на «общей точке зрения») и стремится практически осуществить этот союз. В проектируемом обществе будущего пролетариат почитает патриция; он уже не раб, а служащий, и его зарплата становится жалованьем.
Будучи противником разделения
властей на законодательную, исполнительную
и судебную, Конт вместе с тем
резко разделяет власть на духовную
и мирскую. Это разделение реально
и благотворно для общества, при
условии безоговорочного
Среди различных систем социальных институтов или сфер социальной жизни Конт особое значение придает религии и морали. Эти две социальные сферы окрашивают и пронизывают все остальные: науку, экономику, политику, право и т. д. Социальный вопрос для него прежде всего не экономический и не политический по своей сути, а морально-религиозный. Движущая сила деятельности - не интеллект, а чувство; чувство же в свою очередь приводится в движение моралью и религией. Вот почему в «Системе позитивной политики» социология растворяется в этих двух сферах. С помощью «субъективного» метода разработка морали сливается с построением социологии; все науки служат лишь подготовительной ступенью для морали, которая трактуется как своего рода седьмая наука, находящаяся на вершине иерархии наук. Характерное отождествление фаталистски толкуемого социального закона и повелительной моральной нормы хорошо видно в любопытном тезисе Конта, согласно которому социология должна стремиться «постоянно представлять как неизбежное то, что проявляется сначала как обязательное, и наоборот».
Одновременно социология становится средством учреждения Религии Человечества. По Конту, в противовес протестантам и деистам, которые атаковали религию именем Бога, позитивисты «должны окончательно упразднить Бога именем религии» Социология / Под ред. проф. А.Н. Елсукова. Минск: ТетраСистемс, 2000. - С. 58.
Религиозно-нравственное начало
пронизывает у Конта и такой
институт, как собственность. Он был
сторонником частной
В принципе структура общества, изучаемая социальной статикой, по Конту, радикально не изменяется. Она может лишь испытывать болезненные потрясения в «критические» периоды, но затем вновь восстанавливается благодаря прогрессу. Ведь согласно одной из его формул, «прогресс есть развитие порядка».
2.3. Социальная динамика
Социальная динамика - это теория прогресса. Понятие прогресса характерно только для человеческих обществ, составляет их специфику и позволяет отделить социологию от биологии. Прогресс здесь возможен благодаря тему, что, в отличие от обществ животных, одни поколения могут передавать другим накопленные материальные и духовные богатства. Вследствие неразличения общества и человечества и включения социологии в «позитивную теорию человеческой природы» теория прогресса Кон-га в основе своей является антропологической. Социальный прогресс в конечном счете проистекает из врожденного инстинкта, заставляющего человека «непрерывно улучшать во всех отношениях любое условие своего существования», развивать «в целом свою физическую, моральную и интеллектуальную жизнь...».
Конт оговаривается, что
прогресс не равнозначен безграничному
росту счастья и человеческого
совершенства, отмечая, что последнее
понятие лучше заменить понятием
«развития». Социальная динамика лишена
оптимизма, так как она признает
возможность и даже необходимость
отклонений. В истории «органические»
периоды чередуются с «критическими»,
когда преемственность
Конт постоянно подчеркивает
непрерывный и преемственный
характер прогресса. Подобно тому, как
социальная статика выявляет солидарность
в пространстве, социальная динамика
выявляет солидарность во времени. Социальная
динамика рассматривает каждое последовательное
состояние общества как результат
предыдущего и необходимый
Следуя взглядам традиционалистов, Конт постоянно подчеркивает преемственность поколений и колоссальное влияние всех предыдущих поколений на последующее развитие. В «Позитивистском катехизисе» он утверждает: «Живые всегда, и все более и более, управляются умершими: таков фундаментальный закон человеческого порядках». С этим утверждением перекликается его тезис о том, что человечество в гораздо большей степени состоит из мертвых, чем из живых, и социальная связь нарушается в случае «бунта живых против мертвых».
Главный закон социального прогресса у Конта - это закон трех стадий. Все общества раньше или позже проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии.
В теологическую эпоху люди верят сначала в фетиши (фетишистский период); затем - в богов (период политеизма); наконец - в единого Бога (период монотеизма). Основным мирским занятием являются завоевательные войны. Соответственно, духовная власть принадлежит священникам, мирская - военным.
В метафизическую эпоху люди обладают правом свободной дискуссии и основываются только на индивидуальных оценках. Духовная власть, принадлежащая метафизикам и литераторам, поглощена мирской, принадлежащей законодателям и адвокатам. Значение военной деятельности сохраняется, но она становится преимущественно оборонительной.
Наконец, в позитивную эпоху духовное управление осуществляется «учеными», мирское - «индустриалами». Основным видом деятельности становится индустрия, которая носит мирный характер.
По Конту, позитивная стадия в развитии человечества должна была начаться сразу после Великой Французской революции, но Революция осуществила лишь разрушительную задачу и уклонилась от нормального пути. В известном смысле она еще продолжается. С духовной точки зрения позитивная стадия начинается с «Курса позитивной философии». Сначала Конт избегал указания точной даты начала позитивной фазы в мирском, или политическом, аспекте. Но в «Системе позитивной политики» он ее указывает: это 1860 - 1865 гг.
Чтобы эволюция человечества
пришла к Земле Обетованной (позитивному
состоянию), необходимо осуществить
два ряда реформ. Первые должны быть
теоретическими; их цель - создать твердые
и общепринятые мнения; их начало положено
«Курсом». Другие реформы - практические,
политические. Они восстановят прекрасную
социальную организацию средневековья;
отделят духовную власть от мирской,
доверив первую ученым, вторую -«индустриалам»,
заменят равенство иерархией, а
национальный суверенитет - всеобщим централизованным
управлением компетентных людей. Позитивный,
высший этап у Конта констатируется
и предсказывается как
Таким образом, от наблюдения реально существовавших и существующих этапов социальной эволюции Конт переходит к характеристике того, какой она необходимо будет и должна быть. Социальная динамика завершается пророчествами, практическими рекомендациями и утопическими проектами.