Основы социальной работы с детьми-сиротами

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Предмет исследования: особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на базе детского дома.

В основу исследования положена гипотеза о том, что своевременное изучение организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, позволит разработать рекомендации социальному работнику по её совершенствованию.

В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:
рассмотреть состояние проблемы в социально-психологической литературе;
охарактеризовать объект и методы исследования;
проанализировать результаты исследования;
разработать рекомендации социальному работнику по организации работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…..…3

Глава I. Теоретические основы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей………………….…………….…6
Проблема организации социальной работы с детьми-сиротами в России и за рубежом…………………………………………….……….…….6
Социально-психологическая характеристика детей-сирот...........…14
Правовые основы организации социальной работы с детьми-сиротами…………………………………………………..…………………...19

Выводы по главе I…………………………………………………………..…29

Глава II. Особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на базе детского дома………………...31

2.1. Общие сведения об учреждении и характеристика работы с детьми-сиротами в нем……………………………………………………………………...31

2.2. Анализ результатов исследования………………………………..……..37

2.3. Рекомендации социальному работнику по организации работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей…………...45

Выводы по главе II ……………………………………………………..….…50

Заключение…………………………………………………………………….52

Литература…………………………………………………………………….55

Приложения

Работа содержит 1 файл

=Курсовая.docx

— 293.88 Кб (Скачать)

   Вопрос  «Соблюдаются ли Ваши права в детском  доме?» дал возможность выявить, осуществляются ли права детей в  детском доме. Ответы представлены на рисунке 2.

   

   82% респондентов дали положительный  ответ на поставленный вопрос. Это свидетельствует о том,  что права детей добросовестно  реализуются сотрудниками детского  дома.  У 18% респондентов данный  вопрос вызвал затруднения в  ответе. На наш взгляд, это   связано с отсутствием четкого  представления о своих правах, и, как следствие, отсутствием  представлений о реализации прав. 

   На  предложенный вопрос «Знаете ли Вы, к кому Вы можете обратиться в детском  доме, чтобы защитить свои права?»  были получены следующие ответы, представленные  на рисунке 3.

   

   68% респондентов ответили положительно. Это свидетельствует о том,  что дети осведомлены в том,  кто может защитить их права. 32% ответили отрицательно. Это может  свидетельствовать о том, что  с детьми проводиться недостаточная  работа по информированию их  на данную тему.

   Предложенный  детям вопрос  «Приходилось ли Вам  использовать знания, полученные в  курсе «Основны права» или «Правоведение», для защиты своих прав?» дал  возможность понять, как реализуются  подростками полученные теоретические  знания при защите своих прав в  детском доме. Ответы детей представлены на рисунке 4.

   

   Лишь 57% респондентов ответили положительно на поставленный вопрос. 23% респондентов ответили отрицательно. Это говорит  о том, что неглубокие знания не позволяют  подросткам использовать их при защите своих прав.  У 20% респондентов данный вопрос вызвал затруднения. Это может  быть связано с тем, что у подростков не сформировано четкое представление  о том, как именно они могут  использовать полученные знания в целях  защиты своих прав.

   Вопрос  «Имеете ли Вы возможность свободно выражать своё мнение на учебных занятиях?»  был направлен на изучение реализации права ребенка свободно выражать своё мнение [20, ст.13, п.1.2]. Ответы детей представлены на рисунке 5.

   

   Лишь 8% респондентов заявили о том, что  не имеют возвожности свободно выражать своё мнение на учебных занятиях. Остальные 92% ответили на вопрос положительно. Это  свидетельствует о полноценной  реализации данного права детей.

   Вопрос  анкеты «Можете ли Вы утвердительно  сказать, что в детском доме Вы находитесь в безопасности?» позволил выявить чувство детей по отношению  к их защищенности. Ответы детей  представлены на рисунке 6.

   

   88% респондентов дали положительный  ответ. Это говорит о том,  что деятельность сотрудников  детского дома позволяет детям  чувствовать себя защищенными,  при этом не только от воздействий  внешнего мира, но и от посягательств   воспитанников. 8% ответили отрицательно. Это может свидетельствовать  о том, что не все дети  чувствуют себя в безопасности, а, значит, существующая система  требует некоторой доработки. 4% респондентов  затруднились ответить на поставленный  вопрос. На наш взгляд, это вызвано  тем, что дети могут чувствовать  себя защищенными только лишь  от воздействий вневшнего мира  либо от сотрудников и воспитанников  детского дома, но не от того  и другого одновременно.

   Вопрос  «Устраивают ли Вас условия жизни  в детском доме?» позволил определить  отношение детей к питанию, одежде, условиям обучения, отдыха, мест дополнительного  образования и пр. Ответы детей  представлены на рисунке 7.

   

   Подавляющее большинство респондентов – 78% - оказались  довольными условиями жизни в  детском доме. 22% проявили неудовлетворение сложившимися условиями. В ходе беседы, проведенной по результатам анкетирования, было установлено, что единственное, чем не довольны воспитанники, это  одеждой, которую они носят. В  остальном нет никаких нареканий.

   Предложенный  вопрос  «Взаимоотношения между  педагогами, воспитателями и учениками  строятся по принципу сотрудничества?»  позволил выявить основу взаимоотношений  между воспитанниками и сотрудниками детского дома. Ответы детей представлены на рисунке 8.

   

   Поставленный  вопрос не вызвал у респондентов затруднений  с ответом.  92% ответили положительно, что свидетельствует  о наличии  взаимного уважения, внимания и заботы между участниками воспитательного  процесса. Остальные 8% дали отрицательный  ответ. В ходе беседы, проведенной  по результатам анкетирования, было выяснено, что помимо принципа сотрудничества взаимоотношения строятся по принципу взаимного равнодушия. Данная оценка ситуации была поставлена учащимися  старших классов. На наш взгляд, это  связано с тем, что учащиеся старших  классов более критичны, они видят  то, что другие еще не могут увидеть  в силу более юного возраста.

   На  вопрос анкеты «Есть ли в Вашем  детском доме дискриминация (по успеваемости, уровню материальной обеспеченности, внешнему виду)?» были получены следующие  ответы, представленные на рисунке 9.

   

   63% респондентов считают, что случаев  дискриминации по перечисленным  признакам в их детском доме  нет.  Это говорит о том, что  отсутствует какое-либо разграничение  между детьми и по отношению  к ним. При этом 17% респондентов  заявляют обратное. В ходе беседы, проведенной по результатам анкетирования,  нами было установлено, что  по отношению к некоторым детям  происходит дискриминация по  успеваемости. Это свидетельстсвует  о том, что данная система отношений требует изменения. У 20% респондентов данный вопрос вызвал затруднения. Это связано с тем, что не все дети смогли сопоставить вопрос с действительностью.

   На  предложенный вопрос «Хотели бы Вы повысить уровень своих знаний о  правах ребенка?» были получены следующие  ответы, представленные на рисунке 10.

   

   73% респондентов ответили положительно, что свидетельствует о желании  детей расширить кругозор и  стать более «подкованными» в  вопросах защиты своих прав. 17% дали отрицательный ответ, что  свидетельствует об уверенности  детей в своей осведомленности  о правах детей. 10% респондентов  затруднились ответить на поставленный  вопрос. На наш взгляд, это вызвано  тем, что дети не совсем понимают, для чего необходимо повышать  уровень знаний в этой области. 
 
 
 

2.3. Рекомендации социальному  работнику по организации  работы с детьми-сиротами  и детьми, оставшимися  без попечения  родителей

    Обстановку  с соблюдением в детском доме прав детей можно назвать вполне благополучной. Подростки, по данным исследования, вполнезащищены от противоправных действий, связанных с обидой и оскорблением со стороны сверстников, с вымогательством  вещей и денег. Наиболее часто  нарушаются права подростков на выражение  их взглядов и убеждений. Кроме того, у детей не формируются необходимые  гражданские, правовые компетентности, связанные с умением вести  диалог, искать и находить содержательные компромиссы. В результате подростки  не умеют выстраивать культурные, цивилизованные отношения со взрослыми  и сверстниками, что значительно  осложнит их последующую социализацию в обществе. Обращается крайне незначительное внимание на воспитание у подростков толерантности как главного фактора  существования людей в социуме  в условиях национального многообразия.

      Отмечены факты дискриминации  детей на основе успеваемости.

      Фактически это означает, что  ребенка в детском доме не  достаточно полноценно готовят  к жизни в открытом демократическом  обществе, не создается такой  уклад жизни, который способствовал  бы культивированию правовых  ценностей как основы жизни  в гражданском обществе.

      Правовое воспитание детей в  детском доме часто подменяется  правовым просвещением. При этом  упускается из вида, что изучение  права создает лишь внешние  условия для развития и самоопределения  личности, освоения принятых в  обществе норм и моделей поведения,  но практические правовые умения  формируются только в реальной  деятельности в реальном правовом  пространстве, которое, по сути, отсутствует  в детском доме.

    В связи с тем, что зачастую воспитанники детских домов не изучают предметы правовой направленности, уровень правовых знаний у подростков достаточно низкий и в основном носит эмпирический характер. Правовая безграмотность подростков приводит к тому, что у них не формируются умения и навыки цивилизованного обращения за правовой помощью, они не знают, с кем можно решать возникшие проблемы правового характера, как самостоятельно защитить свои права и законные интересы.

    Для исправления сложившейся ситуации работа должна проводиться как с воспитанниками детского дома, так и с воспитателями. Основными формами при работе с воспитателями детского дома должны стать индивидуальные и групповые беседы, целью которых станет обмен информацией и имеющимся опытом работы. Таким образом, может осуществляться общий  поиск решений  каких-либо проблем, а так же разработка мероприятий, которые могут быть проведены совместно воспитателями и социальным работником.

    Формой  работы, в которой смогут одновременно принимать участие и социальный работник, и воспитатели, и воспитанники, может быть круглый стол – собрание лиц с целью обсуждения волнующего вопоса. Следует отметить, что в  данном мероприятии рекомендуется  участвовать воспитанникам среднего и старшего школьного возраста, поскольку  младшие школьники не готовы к  такой форме взаимодействия. Целью  проведения круглого стола  является обощение идей и мнений относительно проблемы. Примерами  тем круглого стола могут  служить  «Дискриминация в детских домах», «Реализация  прав ребенка в детских домах» и т.п. Социальный работник должен заранее  продумать все вопросы, обсуждаемые  участниками процесса, а подростки  и воспитатели должны помнить  правила проведения круглого стола: все равноправны; мнение высказывается  по поводу обсуждаемой проблемы, а  не по поводу мнений других; не уклоняться от темы; использовать речь, понятную всем участникам.

    С детьми, так же как и с воспитателями, следует проводить больше индивидуальных и групповых бесед, которые позволят не только выявить нарушения прав детей, но и сформируют у воспитанников  доверительное отношение к социальному  работнику, а также представление  о том, кто является защитником их прав.

    Осуществляя работу с детьми, социальный работник должен ориентироваться на их возраст. Мы рекомендуем разделить детей  на три группы: дошкольники и младшие  школьники (1-4 классы), среднее звено (5-8 классы), старшие школьники (9-11 классы). Возраст воспитанников определит  мероприятия, которые рекомендуется  проводить с ними.

    Для дошкольников и младших школьников мы рекомендуем проводить занятия, на которых дети будут рисовать. Детей можно попросить нарисовать, как они понимают свои права и  обязанности. Таким образом дети не только отобразят свое понимание  вопроса, но и будут увлечены интересным для них делом.

    Для детей среднего школьного возраста мы рекомендуем проводить занятия  в игровой форме. На подобных занятиях должен реализовываться девиз «Играя,  познавай!». На наш взгляд, подобная форма изложения информации является наиболее приемлемой для учащихся начальных  классов и среднего звена, поскольку  чаще всего дети усваивают необходимую  информацию именно через игру. Так, например, можно провести игру-путешествие  «Права детей». Суть игры заключается  в том, что дети путешествуют с  одной «станции» на другую. «Станциями»  будут являться основные аспекты  Конвенции о правах ребенка: 1-я  станция «Право на жизнь»; 2-я станция: «Право ребенка на защиту государством от всех форм физического, нравственного  и психологического насилия, грубого  отношения или эксплуатации»  и т.д. При взаимодействии с воспитателями, можно провести занятие, которое  будет включать в себя задания  на основе идей сказок и музыкальных  произведений. Детям гораздо легче  будет понять суть обязанностей и  прав на примере героев сказок. Например, может быть задан такой вопрос: «В какой сказке и кто нарушал  права и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве?». Ответ: «Приключения Буратино», Карабас Барабас.

    Вышеперечисленные мероприятия можно проводить  в дни правовых праздников. Таких  как Международный день защиты детей (1 июня), Международный день детей – жертв агрессии (4 июня), Всемирный день прав ребёнка (20 ноября), День прав человека (10 декабря). В такие дни модно проводить конкурсы рисунков, в которых воспитанники будут отражать свои знания о празднике, а также воспитательные часы.

Информация о работе Основы социальной работы с детьми-сиротами