Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 19:29, курсовая работа
Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Предмет исследования: особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на базе детского дома.
В основу исследования положена гипотеза о том, что своевременное изучение организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, позволит разработать рекомендации социальному работнику по её совершенствованию.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:
рассмотреть состояние проблемы в социально-психологической литературе;
охарактеризовать объект и методы исследования;
проанализировать результаты исследования;
разработать рекомендации социальному работнику по организации работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Введение………………………………………………………………….…..…3
Глава I. Теоретические основы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей………………….…………….…6
Проблема организации социальной работы с детьми-сиротами в России и за рубежом…………………………………………….……….…….6
Социально-психологическая характеристика детей-сирот...........…14
Правовые основы организации социальной работы с детьми-сиротами…………………………………………………..…………………...19
Выводы по главе I…………………………………………………………..…29
Глава II. Особенности социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на базе детского дома………………...31
2.1. Общие сведения об учреждении и характеристика работы с детьми-сиротами в нем……………………………………………………………………...31
2.2. Анализ результатов исследования………………………………..……..37
2.3. Рекомендации социальному работнику по организации работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей…………...45
Выводы по главе II ……………………………………………………..….…50
Заключение…………………………………………………………………….52
Литература…………………………………………………………………….55
Приложения
Вопрос
«Соблюдаются ли Ваши права в детском
доме?» дал возможность
82%
респондентов дали
На предложенный вопрос «Знаете ли Вы, к кому Вы можете обратиться в детском доме, чтобы защитить свои права?» были получены следующие ответы, представленные на рисунке 3.
68%
респондентов ответили
Предложенный детям вопрос «Приходилось ли Вам использовать знания, полученные в курсе «Основны права» или «Правоведение», для защиты своих прав?» дал возможность понять, как реализуются подростками полученные теоретические знания при защите своих прав в детском доме. Ответы детей представлены на рисунке 4.
Лишь 57% респондентов ответили положительно на поставленный вопрос. 23% респондентов ответили отрицательно. Это говорит о том, что неглубокие знания не позволяют подросткам использовать их при защите своих прав. У 20% респондентов данный вопрос вызвал затруднения. Это может быть связано с тем, что у подростков не сформировано четкое представление о том, как именно они могут использовать полученные знания в целях защиты своих прав.
Вопрос «Имеете ли Вы возможность свободно выражать своё мнение на учебных занятиях?» был направлен на изучение реализации права ребенка свободно выражать своё мнение [20, ст.13, п.1.2]. Ответы детей представлены на рисунке 5.
Лишь 8% респондентов заявили о том, что не имеют возвожности свободно выражать своё мнение на учебных занятиях. Остальные 92% ответили на вопрос положительно. Это свидетельствует о полноценной реализации данного права детей.
Вопрос анкеты «Можете ли Вы утвердительно сказать, что в детском доме Вы находитесь в безопасности?» позволил выявить чувство детей по отношению к их защищенности. Ответы детей представлены на рисунке 6.
88%
респондентов дали
Вопрос «Устраивают ли Вас условия жизни в детском доме?» позволил определить отношение детей к питанию, одежде, условиям обучения, отдыха, мест дополнительного образования и пр. Ответы детей представлены на рисунке 7.
Подавляющее
большинство респондентов – 78% - оказались
довольными условиями жизни в
детском доме. 22% проявили неудовлетворение
сложившимися условиями. В ходе беседы,
проведенной по результатам анкетирования,
было установлено, что единственное,
чем не довольны воспитанники, это
одеждой, которую они носят. В
остальном нет никаких
Предложенный вопрос «Взаимоотношения между педагогами, воспитателями и учениками строятся по принципу сотрудничества?» позволил выявить основу взаимоотношений между воспитанниками и сотрудниками детского дома. Ответы детей представлены на рисунке 8.
Поставленный
вопрос не вызвал у респондентов затруднений
с ответом. 92% ответили положительно,
что свидетельствует о наличии
взаимного уважения, внимания и заботы
между участниками
На вопрос анкеты «Есть ли в Вашем детском доме дискриминация (по успеваемости, уровню материальной обеспеченности, внешнему виду)?» были получены следующие ответы, представленные на рисунке 9.
63%
респондентов считают, что
На предложенный вопрос «Хотели бы Вы повысить уровень своих знаний о правах ребенка?» были получены следующие ответы, представленные на рисунке 10.
73%
респондентов ответили
2.3. Рекомендации социальному работнику по организации работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
Обстановку с соблюдением в детском доме прав детей можно назвать вполне благополучной. Подростки, по данным исследования, вполнезащищены от противоправных действий, связанных с обидой и оскорблением со стороны сверстников, с вымогательством вещей и денег. Наиболее часто нарушаются права подростков на выражение их взглядов и убеждений. Кроме того, у детей не формируются необходимые гражданские, правовые компетентности, связанные с умением вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. В результате подростки не умеют выстраивать культурные, цивилизованные отношения со взрослыми и сверстниками, что значительно осложнит их последующую социализацию в обществе. Обращается крайне незначительное внимание на воспитание у подростков толерантности как главного фактора существования людей в социуме в условиях национального многообразия.
Отмечены факты дискриминации детей на основе успеваемости.
Фактически это означает, что
ребенка в детском доме не
достаточно полноценно готовят
к жизни в открытом
Правовое воспитание детей в
детском доме часто
В связи с тем, что зачастую воспитанники детских домов не изучают предметы правовой направленности, уровень правовых знаний у подростков достаточно низкий и в основном носит эмпирический характер. Правовая безграмотность подростков приводит к тому, что у них не формируются умения и навыки цивилизованного обращения за правовой помощью, они не знают, с кем можно решать возникшие проблемы правового характера, как самостоятельно защитить свои права и законные интересы.
Для
исправления сложившейся
Формой
работы, в которой смогут одновременно
принимать участие и социальный
работник, и воспитатели, и воспитанники,
может быть круглый стол – собрание
лиц с целью обсуждения волнующего
вопоса. Следует отметить, что в
данном мероприятии рекомендуется
участвовать воспитанникам
С
детьми, так же как и с воспитателями,
следует проводить больше индивидуальных
и групповых бесед, которые позволят
не только выявить нарушения прав
детей, но и сформируют у воспитанников
доверительное отношение к
Осуществляя
работу с детьми, социальный работник
должен ориентироваться на их возраст.
Мы рекомендуем разделить детей
на три группы: дошкольники и младшие
школьники (1-4 классы), среднее звено
(5-8 классы), старшие школьники (9-11 классы).
Возраст воспитанников
Для
дошкольников и младших школьников
мы рекомендуем проводить занятия,
на которых дети будут рисовать.
Детей можно попросить
Для детей среднего школьного возраста мы рекомендуем проводить занятия в игровой форме. На подобных занятиях должен реализовываться девиз «Играя, познавай!». На наш взгляд, подобная форма изложения информации является наиболее приемлемой для учащихся начальных классов и среднего звена, поскольку чаще всего дети усваивают необходимую информацию именно через игру. Так, например, можно провести игру-путешествие «Права детей». Суть игры заключается в том, что дети путешествуют с одной «станции» на другую. «Станциями» будут являться основные аспекты Конвенции о правах ребенка: 1-я станция «Право на жизнь»; 2-я станция: «Право ребенка на защиту государством от всех форм физического, нравственного и психологического насилия, грубого отношения или эксплуатации» и т.д. При взаимодействии с воспитателями, можно провести занятие, которое будет включать в себя задания на основе идей сказок и музыкальных произведений. Детям гораздо легче будет понять суть обязанностей и прав на примере героев сказок. Например, может быть задан такой вопрос: «В какой сказке и кто нарушал права и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве?». Ответ: «Приключения Буратино», Карабас Барабас.
Вышеперечисленные мероприятия можно проводить в дни правовых праздников. Таких как Международный день защиты детей (1 июня), Международный день детей – жертв агрессии (4 июня), Всемирный день прав ребёнка (20 ноября), День прав человека (10 декабря). В такие дни модно проводить конкурсы рисунков, в которых воспитанники будут отражать свои знания о празднике, а также воспитательные часы.
Информация о работе Основы социальной работы с детьми-сиротами