Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 19:22, курсовая работа
В теоретическом плане нами были исследованы следующие проблемы:
Историко-теоретические подходы к оказанию социальной помощи детям-инвалидам.
Особенности различных категорий детей с ограниченными возможностями и работы с ними.
Проблемы / барьеры, препятствующие нормальной интеграции инвалидов в общество.
Особености законодательной базы в области социалной работы с этой категорией детей и их семьями в нашей стране.
Предусматривается для таких детей и бесплатное получение медикоментов, а так же предоставление физкультурно-оздоровительных услуг с их частичной оплатой или бесплатно [ 23 ] .
Важным документом в сфере организации помощи детям с ограниченными способностями являются “Основные направления в государственной семейной политике” ( 1998 г. ) . Одной из ее целей является создание условий для воспитания в семье детей-инвалидов с последующей интеграцией их в общество. Для реализации этой цели предлагаются следующие меры :
- предоставление нуждающимся семьям с детьми дополнительной финансовой и натуральной помощи , услуг ;
- развитие сети дошкольных учреждений различных форм соб-ственности с гибким режимом работы , различного типа и назначения ( в том числе и для детей с особенностями развития );
- предоставление возможностей для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в учебно –воспитательных учреждениях общего типа;
- развитие сети специализированных учреждений, предназначенных для содержания детей-инвалидов;
- формирование системного подхода к решению проблем этой категории детей и созданию условий для их реабилитации и интеграции в общество;
- совершенствование системы социальной защиты семей , воспиты-вающих детей –инвалидов .
В Республике Беларусь утвержден так же ряд других документов, гарантирующих права и льготы детей с особенностями развития: закон “О здравоохранении” ( 1993 г.), закон “О социальной защите инвалидов” (1991 г.), Постановление Совета Министров РБ “О соврешенствовании порядка организации, оздоровления и лечения детей за пределами РБ” (1997 г.). Постановление Совета Министров РБ “О санаторно-курортном лечении инвалидов в возрасте до 18 лет” (1998 г.), закон “О социальной защите граждан, пострадавших в следствие катастрофы на ЧАЭС” (1991 г.), Постановление Совета Министров РБ “Об утверждении перечня технических средств социальной реабилитации, выделяемых инвалидам бесплатно или на льготных условиях”, а так же информационный бюллетень №8 Центра гендерной информации и политики Министерства социальной защиты РБ “Правовые гарантии социаольной защиты семей, воспитывающих ребенка инвалида”.
Особо важен, на наш взгляд, приказ Министерства социальной защиты РБ от 18 августа 1995 г. “Об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития в общеобразовательной школе” и Инструкции по оргазизации индивидуального обучения на дому больных детей, детей с особенностями психофизического развития и детей инвалидов (1995 г.), как явный прогресс в сфере обеспечения образования детей с ограниченными возможностями. Ведь долгое время, вплоть до 90-х годов 20 века, многие дети-инвалиды и особенно дети с нервно-психическими заболеваниями относились к категории “необучаемых”, а детей с особенностями развития определяли в специальные школы-интернаты.
Изменения в социальной политике в отношении детей со специфическими потребностями влекут за собой и изменения типов учреждений, занимающихся оказанием помощи этой категории детей, и появления следующих документов: Постановление Совета Министров РБ “Об утверждении примерного положения о территориальном центре социального обслуживания семьи и детей”, приказ Министерства образования “Об утверждении временного положения о дефектологическом пункте”, примерное положение “О диагностико-реабилитационном центре в РБ”, Постановление Кабинета Министров “О создании Республиканского научно-практического центра детской онкологии и гематологии”.
Важную
роль в оказании социальной помощи
детям с ограниченными
Данная подпрограмма ставит перед собой следующие задачи в области работы с детьми – инвалидами:
Таким
образом, можно сказать, что законодательство
Республики Беларусь
направлено на создание
условий, обеспечивающих
жизнь семьи с ребенком
– инвалидом. Однако,
инвалиды и их семьи
относятся к наиболее
малообеспеченным категориям
населения, так как,
в силу сложившейся
в стране ситуации, пенсии
и пособия на детей инвалидов
не могут обеспечить
такому ребенку и его
семье достойную жизнь.
Следует также учесть,
что забота о таких детях
отнимает много сил,
времени, внимания, терпения
и родители не могут
работать “в полную
силу”, что так же создает
определенные материальные
трудности. Также хотелось
бы отметить, что законодательство
не предусматривается
архитектурной нормой,
необходимые для свободного
передвижения инвалидов.
По нашему мнению, социальной
политикой в сфере оаказания
помощи инвалидам мало
внимания уделяется
изменению общественного
мнения относительно
этой категории населеничя,
что немаловажно.
Выводы.
На основе проанализированной литературы можно говорить о следующих тенденциях в оказании социальной помощи детям-инвалидам :
1. Оказание помощи этой категории детей может осу-ществляться как в учреждениях интернаторного типа, так и в условиях семьи. При этом приоритетность отдается воспитанию таких детей в семье .
2.
Использование «командного
3. Широкое распространение в последнее время получило использование концепции «самопомощи» при работе с этой категорией людей. (Она положена в основу рассмотренной нами программы РНБО ) .
4.
Многичисленные исследования
5.
Система реабилитации должна
охватывать все сферы
6.
Особое значение, по нашему мнению,
имеет изменение общественного
мнения в отношении инвалидов.
Это должно являться
7.
Одним из самых важных, на наш
взгляд,является обеспечение
8.
Большее внимание следует
2.Особенности
социальной
работы с
детьми-инвалидами
в Республике
Беларусь.
Для
выявления проблем
и особенностей социальной
работы с детьми
с ограниченными возможностями
в нашей стране нами
было опрошено 30
респондентов: работники и
волонтеры различных общественных
организаций г. Минска , занимающихся
оказанием помощи детям-инвалидам
( адаптационно-оздоровительное
При опросе нами была использована анкета ( Приложение 1 ) , разработанная нами для социальных работников, работающих с этой категорией населения. Анкета направлена на изучение проблем и особенностей работы с детьми-инвалидами и их семьями и включает следующие блоки вопросов :
1.
Причины выбора в качестве
специальности социальную
2.
Принципы работы с семьей
3. Основные проблемы социальных работников при работе с семьями детей-инвалидов (№ 3, 7, 8, 9, 10).
4.
Возможности повышения
Среди
респондентов основную
группу составили
женщины 18-45 лет
(около 82% ) . Большинство
из них ( около 50%
) с педагогическим
образованием, психологи и
социальные работники
составляют по 16% .
1.
Причины выбора
в качестве специальности
социальную работу
с детьми-инвалидами.
В результате исследования нами были выявлены следующие причины, побудившие респондентов заняться оказанием помощи детям-инвалидам:
1. Возможность и желание помогать зтой категории населения, сострадания (около 33 % ) .
2. В связи с переживанием рождения ребенка с особен-ностями развития или приобретением им инвалидности ( около 20 % ).
3. Возможность применить свои знания и умения на практике (около 20 % ) .
4. Необходимость и интересность работы ( около 13% ) .
5.
По приглашению администрации
организации (около 13% ) ,
Однако,
это лишь причины, приводящие людей
в организации. Сострадание, милосердие,
желание помочь одной из самых незащищенных
категорий населения заставляют их остаться
и, несмотря на проблемы и сложности, оказывать
помощь детям-инвалидам и их семьям .
2.
Принципы работы
с семьей ребенка-инвалида (№
2, 4, 5, 6, 11, 12).
В результате анализа анкет нами были выделены следующие основные функции социального работника:
- организаторская ( %),
- информативная ( в том числе и в отношении прав и льгот ребенка и его семьи) ( %),
Информация о работе Особенности социальной работы с детьми-инвалидами в Республике Беларусь