Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 04:39, курсовая работа
Семья – это первичная ячейка общества, связь с которой человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Она объединяет совместно проживающих людей, связанных родством, взаимной ответственностью, единством бюджета, и выполняет функции физического воспроизводства населения. А также она представляет собой важнейший социальный институт, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищённости любого человека. Поэтому семья – это один из главных объектов социальной работы.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Теоретико-методологические основы социальной работы с семьей, находящейся в кризисном состоянии…………………………………………....7
1.1 Основные понятия  и подходы кризиса в семье…………………………….....7
1.2 Проблемы современных семей………………………………………………….
1.3 Основные направления социальной работы с семьей………………………… 
Глава 3. Социальная работа с  семьей, находящейся  в кризисной ситуации..22
3.1. Содержание  социальной работы с семьей……………………………………..22
3.2. Технологии  социальной работы с семьей……………………………………...26
3.3. Социально-психологическая  помощь семье в кризисной ситуации…………35
Заключение…………………………………………………………………………....41
Список литературы…………………………………………………………………...42
Наряду с данным традиционным подходом к кризису семьи существует также иное, прямо противоположное видение данной проблематики, которое называют экологическим: семья рассматривается как достаточно автономная подсистема в системе взаимоотношений "социум - семья - индивид", причем сама семья также является сложной системой внутренних и внешних персональных взаимоотношений, существующих между ее членами.
Это видение можно назвать также психологическим: семья как определенная система внутренних, психологических, интер- и транс-персональных отношений существует, конечно же, в изменяющемся мире, в изменяющихся социальных условиях, однако сама семья тоже развивается, причем это развитие ни в коем случае нельзя определять лишь негативно, редуцировать до отклонений от некоего стандарта, образца или понимать как производное, вторичное. Здесь семейный кризис – это состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения.
Значимые психологические исследования проводили Э. Линдерманн, Дж. Каплан, Дж. Якобсон. В свои работы они посветили теории кризисов. Отличительные черты этой теории, согласно Дж. Якобсону, состоят в следующем:
– теория кризисов относится главным образом к индивиду, хотя некоторые понятия используются применительно к семье, а также к малым и большим группам;
– теория кризисов описывает не только деструктивные аспекты кризиса, но и его ресурсы и возможности в области роста и развития личности.
Дж. Каштан описал четыре последовательные стадии кризиса:
1. Первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем.
2. Дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными.
     3. 
Еще большее увеличение 
     4. 
Повышение тревоги, 
Кризис может закончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение.
         
Кризис не всегда несет в 
себе негативный смысл. 
Таким образом, кризисом можно назвать ситуацию столкновения с препятствием в реализации важнейших жизненных целей при условии невозможности справиться с ней с помощью привычных средств.
     Существующие 
на сегодняшний день теории кризисов 
описывают переживание 
На более практическом уровне существуют различные подходы к кризисам семьи, которые изучались и разрабатывались учеными и специалистами в процессе своей деятельности в области семейных проблем и различных конфликтных ситуациях.
Анализ литературы по проблеме кризисных ситуаций в семье позволяет выделить несколько подходов к описанию семейных кризисов.
     Первый 
связан с изучением закономерностей 
жизненного цикла семьи. В русле 
данного подхода кризисы 
Так, например, В. Сатир выделяет десять критических точек в развитии семьи.
Первый кризис – зачатие, беременность и рождение ребенка.
Второй кризис – начало освоения ребенком человеческой речи.
Третий кризис – ребенок налаживает отношения с внешней средой (идет в детский сад или в школу).
Четвертый кризис – ребенок вступает в подростковый возраст.
Пятый кризис – ребенок становится взрослым и покидает дом.
Шестой кризис – молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.
Седьмой кризис – наступление климакса в жизни женщины.
Восьмой кризис – уменьшение сексуальной активности мужчин.
Девятый кризис – родители становятся бабушками и дедушками.
Десятый кризис – умирает один из супругов.
Таким образом, семья в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся кризисами. В основе нормативного кризиса, фиксируемого на микросемейном уровне, обычно лежит индивидуальный нормативный кризис взрослого или ребенка, ведущий к дестабилизации системы.
Второй подход связан с анализом событий жизненного пути семьи: кризисы семьи могут вызываться некоторыми событиями, влияющими на стабильность семейной системы. Подобные кризисы могут возникать независимо от стадий жизненного цикла семьи и называются ненормативными.
Третий подход основан на знаниях о кризисных ситуациях в семье или отдельных ее подсистемах, полученных в ходе экспериментальных исследований. Так, например, Плзак описал два критических периода в развитии супружеских отношений.
Первый критический период наступает между 3-м и 7-м годом супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около 1 года. Его возникновению способствуют следующие факторы: исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту, рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию, учащение проявлений отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами вследствие частых столкновений. Кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности у одного из супругов.
Второй кризисный период наступает примерно между 17-м и 25-м годом совместной жизни. Этот кризис менее глубок, чем первый, он может продолжаться 1 год или несколько лет. Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, появлением страхов, различных соматических жалоб, чувства одиночества, связанного с уходом детей, с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможных сексуальных измен мужа.
Согласно взглядам Н. В. Самоукиной, первый кризисный период (5-7 лет) связан с изменением образа партнера, а именно – с понижением его психологического статуса. Второй кризисный период (13-18 лет) вызван психологической усталостью друг от друга, тяготением к новизне в отношениях и образе жизни. Этот период особенно остро переживают мужчины. Менее болезненно он проходит в тех семьях, где обоюдно признаются условия для относительной свободы и самостоятельности супругов, а также там, где оба партнера начинают искать способы обновления своих отношений.
     На 
современном этапе подход к анализу 
семьи в кризисной ситуации разрабатывается 
новым направлением – психологией 
семейных кризисов, которое позволяет 
интегрировать теоретические и 
практические положения кризисной 
психологии и психологии семьи. 
 
1.2 Проблемы современных семе й
Семья как малая группа имеет свои закономерности функционирования и развития. А также она зависима от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений.
Необходимо отметить, что экономические, социальные трудности, политические конфликты и общая нестабильность отражается на решении проблем, стоящих перед семьей. Этим объясняется то, что в странах с устойчивой, развитой, мощной экономикой и стабильным политическим укладом, семьям намного легче решить многие свои проблемы и они чувствуют себя более уверенно, чем в странах, где постоянно происходят экономические и политические катаклизмы, экономические кризисы.
Политическая нестабильность в России, экономический кризис, правовой беспредел, утрата международного авторитета сложились в систему социального кризиса. Под его влиянием семья испытывает тяжелые невзгоды и несет серьезные потери. Например, сегодня достижение многих семейных ценностей заблокировано. Речь идет о рождении детей, их отдыхе и лечении, получении квартиры и т.д.
Комплекс проблем всех типов семей обусловлен вопросом о предназначении семьи в современном мире. Возникнув, как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточила в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Поскольку семья постепенно избавлялась от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными: институтами, в последнее время трудно выделить специфический вид деятельности, присущий только семье.
Все множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы:
1. Социально-экономические проблемы.
К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом, удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими потребностями многодетных и молодых семей, государственной системы материальной помощи.
2. Социально-бытовые проблемы.
По смысловому содержанию сходны с социально-экономическими проблемами. К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а так же потребительским бюджетом средней семьи и т.д.
     3. 
Социально-психологические 
Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и дальнейшей брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье. Кроме того, к ним относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.
     4. 
Проблемы стабильности 
Данную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально-типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально-психологическая характеристика.
5. Проблемы семейного воспитания.
     В 
данной группе проблем могут рассматриваться 
состояние семейного 
6. Проблемы семей группы риска.
     Факторы, 
обуславливающие социальный риск, могут 
иметь социально-экономический, медико-санитарный, 
социально-демографический, социально-психологический, 
криминальный характер. Их действие приводит 
к утрате семейных связей, росту числа 
детей, оставшихся без попечения родителей, 
постоянного места жительства, средств 
к существованию. Безнадзорность детей 
продолжает составлять одну из наиболее 
тревожных характеристик современного 
российского общества. К семьям группы 
риска относят: неполные семьи, семьи, 
воспитывающие или имеющие в своем составе 
инвалидов, многодетные семьи, малоимущие, 
бедные семьи и другие. 
Наиболее типичной семейной проблемой считается социальная дезадаптация. В методической литературе дается определение социальной дезадаптации, как нарушение процесса социального развития, социализации индивида, неспособность или невозможность индивида приспосабливаться к условиям и требованиям социального окружения.
Почему эта проблема является семейной? Объяснять это можно тем, что первично человек социализируется в семье и получает важнейшие навыки адаптации, для дальнейшего существования в обществе. К примеру, социальная дезадаптация несовершеннолетних – это следствие деформации процесса социализации ребенка, проявляющееся в его рассогласованности с традициями, нормами, правилами, законами, принятыми в обществе; в отклоняющемся поведении, искажении личностных структур (идеалов, установок, ценностей); в разрыве социальных связей и отношений со значимыми для ребенка людьми; в ограничении способности выполнять социальные функции; в сужении круга или ослаблении интенсивности ведущих видов деятельности, необходимых для социализации детей (игры, познания, труда, общения).