Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:53, контрольная работа
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Атмосферный воздух является одним из важнейших жизненно важных элементов природы, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Эти обсто
Введение……………………………………………………………………..2
1.Понятие правонарушения в области законодательства
об атмосферном воздухе………………………………………………………..4
2. Состав правонарушения в области атмосферного воздуха……………12
3. Виды ответственности за правонарушения в области
атмосферного воздуха………………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………..24
1Комментарий к Федеральному закону "Об охране атмосферного воздуха" (постатейный) (под ред. С.А. Боголюбова) ("Юстицинформ", 2002))
воздействия на окружающую среду путем внесения в нее особого рода химических веществ в результате хозяйственной деятельности человека. Все
более увеличивающееся количество автотранспортных средств, путевой техники и иных машин негативно сказывается на качестве атмосферного воздуха и ведет к его загрязнению. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха могут быть предприятия химической, текстильной, фармацевтической промышленности, мусоросжигательные заводы.
В силу Постановления Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 83 "О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" проводятся регулярные проверки на соответствие нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух:
автотранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно - строительных и иных машин, маневровых, магистральных тепловозов, воздушных судов гражданской авиации начиная с 2003 г. - Министерством внутренних дел РФ и органами государственного надзора за техническим состоянием этой техники;
путевой техники, морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река - море) плавания, спортивных и прогулочных судов начиная с 2004 г. - российскими органами технического надзора и классификации судов, Государственной инспекцией по маломерным судам РФ МПР России и Государственным комитетом РФ по физической культуре, спорту и туризму.
В случае если источник загрязнения, выбросов в атмосферный воздух расположен на территории другого иностранного государства, комментируемый Закон характеризует это как трансграничное загрязнение атмосферного воздуха.
Одним из основных принципов государственного управления в области охраны атмосферного воздуха является обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.
Установление порядка государственного учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 21 апреля 2000 г. N 373 "О государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух" основной задачей государственного учета вредных воздействий на атмосферный воздух является получение информации о количестве и составе выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, видах и размерах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников, необходимой для:
формирования и обеспечения реализации федеральных целевых программ по охране атмосферного воздуха;
разработки и выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха, вытекающих из международных обязательств Российской Федерации;
разработки и реализации региональных целевых программ охраны атмосферного воздуха;
регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;
проектирования, размещения, строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха;
размещения и развития городских и иных поселений;
осуществления государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;
прогнозирования изменений качества атмосферного воздуха;
определения и взимания платы за загрязнение атмосферного воздуха;
информирования населения,
органов государственной
иной деятельности, связанной с осуществлением государственного управления в области охраны атмосферного воздуха1.
1Постановлению Правительства РФ от 21 апреля 2000 г. N 373 "О государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух"
Государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух осуществляется МПР России, Минздравом России, иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Государственному учету подлежат юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух (далее - организации), а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических воздействий на него .
1Комментарий к Федеральному закону "Об охране атмосферного воздуха" (постатейный) (под ред. С.А. Боголюбова) ("Юстицинформ", 2002))
2. Состав правонарушения в области атмосферного воздуха
В соответствии с общей теорией права правонарушения в области атмосферного воздуха по своей структуре состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон.
Объектом правонарушения в области атмосферного воздуха являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной атмосферного воздуха. регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию касаются охраны атмосферного воздуха от вредных воздействий, и законных интересов физических и юридических лиц. Вредное физическое воздействие на атмосферный воздух заключается в превышении уровня шума, вибрации, электрорамочного поля радиочастот, ультразвука и др. Организации обязаны проводить противошумовые мероприятия и внедрять малошумные технологии. За такие виды воздействия на окружающую среду, в том числе на атмосферный воздух, как шум, вибрация, электромагнитное излучение и др., предусмотрена определенная плата в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632, устанавливающим Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и другие виды деятельности1.
Объективную сторону правонарушения в области атмосферного воздуха образуют действия, т.е. выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения; а также действия или бездействие, т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него.
Составы правонарушений формальные, усеченные. Если объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил эксплуатации сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в
1(ст. 8.21, "Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях" (под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова) ("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2008))
атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению; бездействие, т.е. не использование сооружений, оборудования или аппаратуры; а также действия, т.е. использование неисправных сооружений, оборудования или аппаратуры; а субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Ростехнадзор, согласно Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401, самостоятельно принимает расчетные инструкции по определению состава и количества вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух и ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух (п. 5.2.12, п. 5.3.3.5, п. 5.3.6). Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу при нанесении лакокрасочных материалов и Методика расчета выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу от животноводческих комплексов и звероферм утверждены Приказом Госкомэкологии РФ от 12 ноября 1997 г. N 497. Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него утверждено Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 183. Положение об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 847. Положение о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 января 2001 г. N 311.
1(ст. 8.21, "Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях" (под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова) ("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2008))
Субъектами правонарушения в области атмосферного воздуха могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с использованием и охраной атмосферного воздуха на территории России или территории, находящейся под ее юрисдикцией.
Состав субъектов варьируется в зависимости от вида вредных физических воздействий на атмосферный воздух. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий, уголовной - должностные лица и граждане, административной - юридические лица, должностные лица и граждане.
В соответствии с действующим
законодательством
Субъективная сторона правонарушения в области атмосферного воздуха характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Закон предусматривает две формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность. Умышленным является правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель
1"Экологическое право: Учебник" Бринчук М.М.
сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, то есть не в установленном для этого месте). Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Гражданский кодекс РФ вводит понятие грубой неосторожности. Правда, речь идет о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда правонарушителем (ст. 1083).
В то же время в природоохранительной практике, как уже отмечалось, может иметь место безвиновная (абсолютная) ответственность - за вред, причиненный источником повышенной опасности. Возмещение такого вреда регламентируется ст. 1079 ГК РФ.
Правонарушения последствиями которых является загрязнение атмосферного воздуха могут быть совершены при любой форме вины, а вот например, незаконная охота или рыбная ловля - только при умышленной форме вины, небрежное обращение с огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах – только по неосторожности1.
1"Экологическое право: Учебник" Бринчук М.М.
3. Виды ответственности за правонарушения в области
атмосферного воздуха
Законодательством Российской Федерации установлены четыре вида юридической ответственности - дисциплинарная, административная, гражданско-правовая (имущественная) и уголовная.
Дисциплинарной ответственностью является юридическая ответственность в порядке подчиненности по службе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности за совершение проступков, связанных с трудовой деятельностью, если эти проступки в силу их относительно меньшей вредности не могут быть квалифицированы как административные правонарушения или преступления, предусмотренные в настоящей статье.
Как и другие формы ответственности, дисциплинарная наступает при наличии определенных условий и обстоятельств, широко применяется в природоресурсных и природоохранных отношениях.
Прежде всего дисциплинарная
ответственность за проступки может
наступать в том порядке и
тогда, в каком и когда она
предусматривается в
В них могут предусматриваться профессиональные обязанности и меры дисциплинарного воздействия за их невыполнение - это относится к работникам ферм, цехов, установок, служб предприятий, учреждений, организаций, охотхозяйств1.
Дисциплинарная
Информация о работе Понятие правонарушения в области законодательства об атмосферном воздухе