Поведение в конфликтной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 17:49, реферат

Описание работы

Цель исследования: проанализировать поведение в конфликтной ситуации.
В соответствии с целью, объектом, исследования нами сформулированы следующие задачи:
1. Определить сущность и содержание конфликта;
2. Проанализировать поведение личности в конфликтной ситуации;
3. Проанализировать особенности конфликтных ситуаций в классном коллективе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
1.1 Поведение в конфликтной ситуации
1.2 Этапы разрешения конфликтных ситуаций
1.3 Конфликты в классном коллективе
Вывод
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
2.1 Диагностика степени реагирования в конфликтной ситуации в классном коллективе
2.2 Методы предупреждения конфликтной ситуации
Вывод
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 64.13 Кб (Скачать)

Рассматривая эмоциональное  состояние, то здесь можно наблюдать  все виды тревожности, но умеренная  тревожность превалирует.

Стратегия поведения в конфликте 

Рисунок 3 – Результаты тестирования по тесту Томаса.

Так же было выбрано  отдельно 8 учащихся с разными стратегиями  поведения: двое – со стратегией поведения  – сотрудничество, двое – компромисс, двое – избегание, двое – уступчивость. И проведен анализ связи типа темперамента, уровня тревожности личности и свойственной им стратегии поведения в конфликте.

- рассмотрение и  определение путей разрешения  конфликтов в классном коллективе.

- диагностика степени  реагирования в конфликтной ситуации  в классном коллективе

Гипотеза диагностики: от эмоционального состояния, темперамента и характера личности зависит  степень реагирования личности в  конфликтной ситуации.

Методами диагностики  являются изучение и анализ конфликтных  ситуаций в учебной деятельности в теории и практике по литературным источникам, тестирование и обработка  экспериментальных данных.

Проводя данный анализ, было замечены следующие особенности.

Общее в типах  личности двух учащихся, имеющих стратегию  поведения в конфликте – компромисс, их повышенная возбудимость, оптимизм, быстрая смена настроений; по темпераменту оба этих ученика ярко выраженные холерики. У одного из них присутствует умеренная тревожность, а у другого  очень высокий уровень личностной и ситуативной тревожности.

Характерная черта  высоко-тревожных людей – боязнь неудачи. У двоих учащихся наблюдается  очень высокий уровень тревожности, который как нельзя лучше оправдывают  их стратегию поведения в конфликте  – уступчивость.

Высокая тревожность  свойственная и для учащихся со стратегией поведения в конфликте – избегание. Один из учащихся имеет тип темперамента – флегматик, который пассивен, осмотрителен, миролюбивый и спокойный, поэтому  и стремится избегать какие-либо конфликты. Второй учащийся – меланхолика – легко расстраиваемый, тревожный, ригидный, пессимистичный, сдержанный, необщительный и тихий.

Темпераменты двух обоих учащихся со стратегией поведения  в конфликтах – сотрудничество, – сангвиники. Эти учащиеся очень  яркие личности, которые характеризуется  высокой активностью и предприимчивостью, общительностью, оптимизмом. У них  наблюдается умеренный уровень  тревожности.

Также в ходе анализа  был замечен яркий холерик  – агрессивный, импульсивный, оптимистичный, активный. За счет своей напористости и агрессивности она заставляет принять свою точку зрения.

Итак, проводя наши итоги диагностики, было выяснено, что  тип поведения в конфликте  напрямую связан с темпераментом  личности. Очень ярко на примерах мы проследили, что от эмоционального состояния учащегося зависит  его реакция в стрессовой ситуации.

Подведя итоги практической части необходимо отметить, что от эмоционального состояния, темперамента и характера личности зависит  степень реагирования в конфликтной  ситуации.

2.2 Методы предупреждения  конфликтной ситуации

При коррекции и  оптимизации межгрупповых отношений  мы использовали игру.

Этапы социально-психологической  помощи.

Развитие любой  групповой и межгрупповой деятельности проходит ряд стадий, или фаз. Для  межгрупповой адаптации характерна своя внутренняя динамика. Межгрупповой процесс, возникающий в ходе занятий  игровой психокоррекции, по мнению А.С. Спиваковой, проходит три отчетливо выявляемых этапа: ориентировочный, реконструктивный и закрепляющий. На первом этапе группам предоставляется возможность спонтанной игры. Тактика психолога наименее директивна. На этом этапе решаются следующие задачи.

1. Выявление особенностей  эмоционально-поведенческой сферы.

2. Создание положительного  настроения и атмосферы безопасности  в группе.

На данном этапе  широко используются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие вступление в контакт. Постепенно скованность  и напряженность исчезают, сотрудники становятся более активными. Тактика  психолога на втором этапе принимает  целенаправленный характер, используются специальные приемы. Задача психолога  продемонстрировать неадекватность, нецелесообразность некоторых способов реагирования и  сформировать у них потребность  в изменении своего поведения. Здесь  происходит эмоциональное отреагирование внутреннего напряжения, неприятных переживаний, широко используются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание различных проблемных ситуаций. Именно на этой стадии происходит разрешение внутренних конфликтов. К концу этой стадии гамма противоречивых эмоций сменяется чувством глубокой симпатии между группами.

На третьем этапе  дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы поведения, которые сопутствуют оптимальной  межгрупповой адаптации. Задача психолога  – обучить их новым формам эмоционального реагирования, поведения, развивать  навыки общения, обогатить межгрупповую деятельность. Тактика психолога  подчинена внутренней динамики процесса оптимизации межгрупповой адаптации, ее изменения соответствуют этапам психокоррекционного процесса.

1 Этап. Тактика психолога  наименее директивна. Он наблюдает  за межгрупповой игрой, старается  создать теплую эмоциональную  атмосферу в группе, ненавязчиво  помогает освоится в новой обстановке. Охотно поддерживает инициативу, никак не направляет деятельность групп, не высказывает никаких мнений по поводу игры, не оценивает детей. Используются следующие приемы: невербальные средства общения; поощрение спонтанной активности.

2 Этап. На реконструктивном  этапе тактика психолога изменяется, позиция становится более активной. Приемы: интеграция, отражение; демонстрация  более адекватных способов поведения;  внушение; создание ситуаций выбора, требующего определенного способа  действия.

3 Этап. Это этап  апробирования нового опыта. Сотрудники  организации уже научились справляться  с возникающими проблемами.

Структура занятия.

Каждое занятие  состоит из ряда этюдов. Они короткие, разнообразные, доступные по содержанию. Основная цель занятий – сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у  персонала. Основной акцент в занятиях сделан на обучение элементам техники  выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в самораслаблении. Занятия строятся по определенной схеме и состоит из этапов. Каждый этап может решать не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития детской психики.

1-й этап. Разминка.

Занятие начинается с общей разминки. Ее задача: сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, разогреть внимание и интерес  персонала организации к совместному  занятию, настроить группы на активную работу и контакт друг с другом. Для решения этой задачи выполняется  несколько упражнений – игр на внимание или подвижная игра.

2-й этап. Мимические  и пантомимические этюды. 

Задача: выразительное  изображение отдельных эмоциональных  состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства или недовольства. Модели выражения  основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев). Группы знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

3-й этап. Игры и  этюды на выражение отдельных  качеств характера и эмоций приемлемых для оптимальной межгрупповой адаптации.

Задача: выразительное  изображение чувств, порождаемых  социальной средой (жадность, доброта, честность), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или  иными чертами характера. Закрепление  и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к  их социальной компетенции. При изображении  эмоции внимание групп привлекается ко всем компонентам выразительных  движений одновременно.

4-й этап. Игра и  этюды, имеющие психотерапевтическую  направленность на каждую группу.

Используются мимические и пантомимические способности  сотрудников для предельно естественного  воплощения в заданный образ.

Задача: коррекция  настроения и отдельных черт характера  сотрудников организации, тренинг  моделирования стандартных ситуаций.

5-й этап. Окончание  занятия, психомышечная тренировка.

Задача: снятие психоэмоционального  напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упрядочивающего психическую и физическую активность групп, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

Игры-релаксации

В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. В течение 2-5 мин, затраченных на выполнение психотехнических упражнений, сотрудник может снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе. Выполняя эти упражнения, он принимает своеобразный «психологический душ», очищающий психику и способствующий быстрому и эффективному отдыху.

Перечень таких  игр: «Внутренний луг», «Пресс», «Дерево», «Настроение», «Пословицы», «Воспоминания» «Книга», «Мария Ивановна», «Голова», «Руки», «Я-ребенок», «Открытость», «Ритм», «Я-резервуар».

Адаптационные игры

Используются в  период адаптации к профессиональной деятельности, смене коллектива, после  длительного перерыва в работе, каникул. Они способствуют развитию самоконтроля и волевых процессов. Упражнения проводятся за 15 мин до начала каких-либо важных дел.

При этом используются игры: «Фокусировка», «Дыхание», «Психоэнергетический зонтик», «Распределение внимания», «Переключение  внимания», «Животное», «Эмоция».

Игры-формулы

Используются для  вербального самовнушения. Формулы  могут произноситься про себя или вслух при подготовке к  занятию, в процессе рабочего дня, перед  трудной ситуацией Произнесение формул необязательно проводится точно  по тексту. Можно проявлять индивидуальные вариации и отступления в виде выбора стиля формул, слов, длительности фраз и т.п. Важно иметь четкий язык формулировки самоприказа. Тексты формул самовнушения составляются заранее, но иногда могут использоваться спонтанные самоприказы, возникающие в ситуации «здесь и теперь».

Для оперативного пользования  формулой желательно иметь короткий текст. Большое значение имеет начало формулы: «Мое желание иметь...», «Я все  сумею...», «Я убежден в том, что...», «Я верю в то, что...». Формула самовнушения повторяется до семи раз. При этом важна вера в «магические действия»  произносимых слов.

Проговаривание формул должно сопровождаться концентрацией  воли и состоянием сосредоточенности. Используются утренние и вечерние формулы, имеющие целью внушить уверенность  в себе, любовь к детям, позитивное отношение к работе; игры-формулы  в течение рабочего дня, ориентированные на уменьшение напряжения, снятие волнения и усталости, восстановление сил.

Игры-освобождения

Это методическое выражение  идеи децентрации. Любое напряженное психическое состояние характеризуется суженностью сознания и сверхконцентрацией человека на своих переживаниях. Ощутимое ослабление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел снять центр ситуации с себя и перенести его на что-либо другое. По сути дела, децентрация осуществляется как объективация эмоционально отрицательного состояния, выбрасывания его вовне и тем самым избавления от него.

Существует несколько  форм децентрации: ролевая, интеллектуальная, коммуникативная. Первая связана с перевоплощением человека в другой предмет, например дерево; вторая производится за счет рефлексии, взгляда на себя со стороны, «психологического зеркала», например «Видеокамера»; третья реализуется в ходе диалога с переменой коммуникативных позиций, например «Плохой – хороший».

Перечень игр-освобождений. «Диалог», «Видеокамера», «Плохой –  хороший», «Мой враг – мой друг».

Игры-коммуникации

Процесс общения  имеет определенную структуру. Ведущей  ее составляющей является позиционное  взаимодействие. Для успешного выполнения деятельности ребенок должен уметь  занимать коммуникативные позиции  в зависимости от обстоятельств. Но в реальной практике часто происходит смещение позиций и нарушение  правил общения. Позиционные игры способствуют формированию у детей внутренних средств, помогающих правильно ориентироваться  в ситуациях общения.

Игровые упражнения: «Мышечная броня», «Маска релаксации», «Давление», «Поставь себя на место другого», «Монолог с двойником», «Нейтрализация», «Равенство», «Взаимодействие», «Я-жена», «Я-мать», «Анонимный список претензий», «Ревизия» и др. Эти упражнения направлены на оптимизацию отношений.

Информация о работе Поведение в конфликтной ситуации