Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:15, реферат
основными задачами при написании данной курсовой работы были: определить понятия «субъект», «индивидуальность», «личность», их особенности, структуру; осознать, каким образом эти понятия соотносятся в человеке, какова их взаимосвязь. Ведь понятия «субъект», «индивидуальность», «личность» не тождественны: каждое из них раскрывает специфический аспект бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.
Введение
1. Человек как субъект, индивидуальность, личность
1.1 Понимание человека как субъекта
1.2 Человек как индивидуальность
1.3 Личность, ее формирование, свойства и потенциал
2 Соотношение субъектного, индивидуального и личностного в человеке
2.1 Индивидуальность и личность
2.2 Отличие понятия «субъект» от понятий «индивидуальность» и «личность»
Заключение
Список использованных источников и литературы
Темперамент
- свойство личности, характеризующее
динамику протекания психических процессов
(возбуждения и торможения), зависящую
от особенностей высшей нервной деятельности
данного человека. Комплексы различных
психофизиологических особенностей служат
основанием для выделения типов
темперамента. Есть четыре общих типа,
обусловленных особенностями
* сангвинический. Наиболее распространенный среди людей тип. Человек, обладающий им, -- сангвиник -- отличается активностью, выраженностью и силой всех процессов, эмоциональностью, легкой переключаемостью, гибкостью, склонностью к разнообразию видов активности, устойчивостью, работоспособностью. Он уравновешен, оптимистичен, обладает веселостью и отходчивостью. Оборотная сторона этих особенностей -- заниженная усидчивость, нелюбовь к монотонной работе, порой склонность к переменам там, где надо быть постоянным;
* холерический. Человек, обладающий им, -- холерик -- тоже отличается высокой активностью, повышенной эмоциональностью, легкой переключаемостью, работоспособностью, подвижностью, скоростью реакций, их силой, интенсивностью, быстрой адаптацией к новым условиям. Обладает быстрой речью, выразительной мимикой, жестикуляцией. Недостатки -- неуравновешенность, быстрые смены настроения, раздражительность, импульсивность. В целом же, по оценке И.П. Павлова, это боевой тип;
* флегматический. В основе его -- сильный, уравновешенный, но малоподвижный тип нервной системы. Флегматик работоспособен, обычно спокоен, сдержан, упорен, усидчив, устойчив, но медлителен, вяловат, а поэтому избегает перемен и ситуаций, где надо быстро реагировать, осторожен, долго обдумывает предстоящие действия, бывает нерешителен, склонен к консерватизму;
*
меланхолический. Наиболее
Личность -- это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентации, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой. Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется поэтому пятью потенциалами.
Гносеологический
(познавательный) потенциал определяется
объемом и качеством
Аксиологический
(ценностный) потенциал личности определяется
приобретенной ею в процессе социализации
системой ценностных ориентации в нравственной,
политической, религиозной, эстетической
сферах, т. е. ее идеалами, жизненными целями,
убеждениями и устремлениями. Речь
идет здесь, следовательно, о единстве
психологических и
Творческий
потенциал личности определяется полученными
ею и самостоятельно выработанными
умениями и навыками, способностями
к действию созидательному или разрушительному,
продуктивному или
Коммуникативный
потенциал личности определяется мерой
и формами ее общительности, характером
и прочностью контактов, устанавливаемых
ею с другими людьми. По своему содержанию
межличностное общение
Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет. Художественная активность личности развертывается и в творчестве, профессиональном и самодеятельном, и в «потреблении» произведений искусства.
2. Соотношение субъектного, индивидуального и личностного в человеке
2.1 Индивидуальность и личность
В
психологической науке
Личность
каждого человека наделена только ей
присущим сочетанием черт и особенностей,
образующих ее индивидуальность. Понятия
«личность» и «индивидуальность» образуют
единство, но не тождество. Если черты
индивидуальности не представлены в
системе межличностных
Тот факт, что понятия индивидуальность и личность не совпадают, не позволяет представить строение личности лишь как некую конфигурацию индивидуально-психологических свойств и качеств человека. Структура личности человека гораздо шире структуры его индивидуальности. С позиции отечественной психологии данные, получены в результате исследования личности как индивидуальности, не могут быть непосредственно перенесены на характеристики личности. Различие указанных понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.
Становление
личности есть процесс социализации
человека, который состоит в освоении
им родовой, общественной сущности. Это
освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических
обстоятельствах жизни
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
Процесс развития личности значительно более медленный, чем процесс становления индивидуальности, проходит немало времени, пока человек станет зрелой, сформировавшейся личностью. Причем для этого процесса нужно не только время, но и иные факторы, рассмотренные в первой главе.
В
личности необходимо различать индивидуальность
и индивидуализм. Индивидуализм
представляет собой особый тип мировоззрения,
ставящего безоговорочно
Также
необходимо разграничивать понятия
индивид и индивидуальность. Понятие
«индивид» означает отдельного человека,
который рассматривается с
В
отличие от индивида и индивидуальности,
сущность которых основывается преимущественно
на биологической природе
Личность и индивидуальность не только взаимосвязаны, но и взаимообусловливают друг друга. Формирование личностных качеств человека находится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием.
Следует
сказать о том, что существуют
и иные подходы к соотношению
личности и индивидуальности. Согласно
одному из них индивидуальность рассматривается
как зрелая личность, интегрированная
в общество, реализующаяся в нем
во всем своем многообразии и являющаяся
полноценным субъектом
Таким образом, личность, взятая вне связи с индивидуальностью, является абстракцией и реально не существует. Если человеческий индивид не сможет стать личностью, не усвоив своей социальной сущности, то личность не сможет обрести свое индивидуальное бытие, не став индивидуальностью. Таким образом, личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования. Она представляет собой единство социального и индивидуального, сущности и существования.
2.2 Отличие понятия «субъект» от понятий «индивидуальность» и «личность»
Понятие
«субъект» менее разработано
по сравнению с понятием «личность».
Для категории субъекта не свойственна
главная проблема личности - соотношение
природного и социального, тогда
как при анализе понятия «
Для
обеих категорий существует общий
идеал - целостность человека, хотя
пути достижения его у них разные.
Если в контексте личности достижение
целостности реализуется
Категория «личность» имеет 3 уровня (индивидуальный, метаиндивидуальный и сверхиндивидуальный), отображающие движение от единой сущности к раздробленности. Категория «субъект» развивается в другом направлении: восхождение на все более обобщенные уровни (индивид, группа, человечество в целом), чем подчеркивается единство как основная характеристика совокупного субъекта. И здесь прослеживается та же тенденция: в категории личности акцент ставится на общественные отношения (центр тяжести как бы переносится вовне человека). В категории субъекта наблюдается обратное движение: от формирования активной позиции до непосредственного воздействия на действительность.
Принципиальные различия категорий личности и субъекта наблюдаются и в моделях их развития: при описании личностного развития доминируют внешние социальные воздействия (влияние социума, общностей, групп), а что касается субъекта, то центр тяжести перемещается на те внутренние изменения, которые происходят в результате любых воздействий, значимых для человека. Если для личности свойственна проблема зависимости - независимости от общества и социума, то для категории субъекта задача состоит в том, чтобы определить границы свободы человека. Но в целом, сопоставительный анализ категорий личности и субъекта приводит к следующему выводу: их пространства значений имеют пересечения, или, лучше сказать, проекции.
При
сравнении понятий
В контексте развития категория индивидуальности менее разработана. В рамках категории субъекта в отечественной психологии исследуются и субъектогенез, и саморазвитие как результат активности самого человека, в категории же индивидуальности лишь в общих чертах намечен процесс индивидуализации.
Для обеих категорий свойственно понимание их как уровней развития человека, как высшего этапа утверждения его творческой природы (ведь творчество выходит за рамки социального, нормативного; оно по своей природе носит уникальный характер и предполагает активность).
Заключение
Человека
можно рассматривать как
Личность
- это человек, взятый в системе
таких его психологических
Информация о работе Проблема человека как субъекта деятельности