Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 13:02, доклад
Проблема профессионального самоопределения стала активно разрабатываться в СССР во второй половине 70-х годов ХХ века. В этот период свою концепцию профессионального самоопределения как обоснованного и сознательного выбора профессии предложили А.М. Кухарчук и А.Б. Ценципер. Согласно исследованиям указанных авторов, самостоятельный выбор профессии, осуществленный в результате анализа своих внутренних ресурсов, в том числе своих способностей и соотнесения их с требованиями профессии, следует назвать профессиональным самоопределением.
2. Педагогическая деятельность по профессиональному самоопределению школьников должна в полной мере учитывать их актуальные возрастные потребности и противоречия, возникающие при их реализации.
3. Предметом педагогической деятельности по профессиональному самоопределению школьников является создание условий для развития личностных качеств учащихся.
4. Специфическим содержанием педагогической деятельности по профессиональному самоопределению школьников становится предоставление им возможностей для самопознания своих особенностей, интересов, способностей, склонностей, потребностей, ценностных ориентаций и на основе этого формирования адекватной самооценки.
5. В рамках педагогической деятельности по профессиональному самоопределению школьников должны создаваться условия для развития у них потребности в этом виде самоопределения с учетом уже возникших у них образовательных и профессиональных интересов, убеждений и установок, идеалов и представлений о жизненных ценностях; активизации поисков собственного пути освоения профессии.
6. Важным моментом организации педагогической деятельности по профессиональному самоопределению школьников является знакомство с миром профессий, психологическими особенностями труда, требованиями к профессионально важным качествам, потребностями своего региона в кадрах, с основными перспективами развития региона, возможными путями продолжения образования и обучения выбранной профессии.
7. В рамках педагогической деятельности по профессиональному самоопределению школьников им должна быть предоставлена возможность многопрофильных проб в сочетании с развитием профессиональной направленности личности, включающей в себя потребности, интересы, убеждения, ценностные ориентации, мотивы и отношения.
Анализ вышеизложенных положений позволил нам сделать следующий вывод: педагогическая деятельность по профессиональному самоопределению школьников в условиях профильного обучения учащихся может быть реализована только в рамках специальным образом построенного образовательного процесса.
Одним
из важнейших положений
Среди условий, способствующих становлению субъектной позиции школьников, большое значение имеют следующие:
- включение учащихся в процесс целеполагания и планирования собственной деятельности;
-
овладение способами
- предоставление учащимся возможности принимать самостоятельные решения;
-
ориентация на интересы и
- создание ситуаций выбора и самоопределения, социальных и профессиональных проб;
-
привлечение учащихся к
-
использование индивидуальных
Важное значение приобретают элективные курсы для школьников. Анализ научно-педагогической литературы показывает, что при всем разнообразии элективных курсов их условно можно разделить на две группы: пробные и ориентирующие.
Пробные элективные курсы призваны познакомить учащихся со спецификой того или иного профиля, помочь им оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, ответить на вопросы: «Могу ли я? Хочу ли я заниматься этим в будущем?», они включают пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности.
Ориентирующие курсы, как правило, носят надпредметный характер и решают задачи профессиональной ориентации. Осваивая содержание ориентирующих курсов, учащийся подробно знакомится с основами будущей профессии, узнает, какие предметы будут для него профильными, какие - базовыми, какие экзамены ему предстоит сдавать, а также профессионально пробует себя, «примеряет» профессиональную модель поведения.
Таким образом, элективные курсы выступают средством создания пространства индивидуальной познавательной деятельности учащихся, основанной на методологических принципах индивидуализации и дифференциации.
Обобщая, можно сформулировать основные выводы:
1.
Профессиональное
2. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.
3. Педагогическими условиями формирования профессионального самоопределения школьников являются: профессионально направленный учебный процесс (профориентационная работа на уроках на основе межпредметных связей, углубленное изучение экономических дисциплин и др.) и внеучебная воспитательная деятельность как средство подготовки к профессиональному самоопределению (экскурсии, ролевые игры и др.); взаимосвязь социальных институтов школы и семьи по формированию готовности к ПС; интегративные элективные курсы.
4. Такие социально – значимые личностные качества школьника, как самостоятельность, предприимчивость, коммуникативность, готовность к профессиональному самоопределению определяют уровень сформированности профессионального самоопределения.
Информация о работе Проблемы профессионального самоопределения