Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:15, реферат
Эффективность социальной работы обеспечивается рядом факторов — экономическими, материальной базой, управленческими, педагогическими, психологическими. Психологическое обеспечение социальной работы — один из важнейших факторов. Психологические средства позволяют сформировать доверие людей к системе социальной работы. Не меньшее значение имеют социальные отношения, в которых стержневую роль играют психологические компоненты (интересы, потребности, чувства, установки, идеалы и др.)
Практическая психология занимает одно из важнейших мест в обеспечении социальной работы. Именно она выступает центральной ячейкой социально педагогических приемов, используемых для решения задач социальной работы. Например, методы социального научения предполагают использование механизмов социального восприятия, социального мышления.
Введение
Основные направления психологоориентированных подходов в социальной работе
Заключение
Список литературы
В социальной работе, однако, в большей степени используются идеи психологии бихевиоризма, связанные с социальным обучением (моделированием). Но, этот подход не нашел широкого применения в социальной работе по этическим соображениям, поскольку методы бихевиоризма в большей степени позволяют манипулировать поведением клиентов, чем контролировать его. А это не вписывается в стиль социальной работы, противоречит ее гуманистической составляющей.
В связи с
идеями бихевиоризма, но в то же время
и достаточно независимо, сформировалась когнитивная пси
Представители когнитивного направления считают важным то, как человек думает о мире, делает выбор из множества возможностей, принимает решение и как действует в рамках определенной социальной реальности. Эти положения являются основой рационально-эмоциональных построений (А. Эллис), когнитивной терапии (А. Бек), психологического взаимодействия (Д. Крамбольц, Глассер). Общее, что объединяет различные когнитивно-бихевиористские подходы, — опора в большей степени на мысли и поступки индивидов [14].
Эффективное использование когнитивной психологии в социальной работе характерно для X. Гольдштейна. В его работах прослеживается мысль о том, что неадекватность, ошибки восприятия ведут к формированию неверного взгляда на жизнь, нередко выражающегося в различных конструкциях. Отсюда, по мнению Гольдштейна, поведение включает 3 части: моральный код или социальную философию, теорию личности и методы воздействия [21].
Своеобразие теории Гольдштейна состоит в том, что он пытается объединить психологический и социальный аспекты в единое целое. Выделяя в личности три главные переменные: самопонимание (существование), восприятие себя (знание) и интенциональность, работы являются гуманными и, во-вторых, эти подходы дают возможности для понимания человека как целостной личности, находящейся во взаимодействии со своим окружением. Рассмотрим каждый из названных подходов в отдельности.
Голдштейн считает обязательным для личностного комфорта гармоничные отношения между всеми частями личностного "Я". Рассогласование между ними ведет к различного рода конфликтам. Тут и возникает широкое поле деятельности для психологов, психотерапевтов, социальных работников. Основная цель их — помочь индивидууму адаптироваться к социальной ситуации. В социальной работе это становится возможным путем использования разных видов социального обучения (стратегического, тактического, адаптивного, дискриминационного, проблеморазрешающего и др.) [21].
В целом, когнитивную психологию можно рассматривать как теоретико-методологическую основу для многих теорий социальной работы, в том числе и комплексно-ориентированных.
Еще одно довольно распространенное направление в психологии – это гуманистическое. Рассмотрим возможности его использования в социальной работе.
К гуманистическому направлению относят концепции Карла Роджерса, Абрахама Маслоу (гуманистический подход), Виктора Франкла (экзистенциональный подход), Ф. Перлза (гештальт-традиции).
Важность рассмотрения вкладов в социальную работу указанных психологических подходов трудно переоценить по важной причине: в своей основе он отражает сущность, содержание и методы социальной работы. Ведь, основная сущность гуманистической психологии по К. Роджерсу — акцентированный на личности подход, в котором личность является контролирующим центром для принятия решений. В основе такого подхода — человек, его предназначение жить и действовать. Гуманистический подход основан на использовании одного из ключевых понятий "интенциональности", необходимости для нормального существования человека, возможности свободы, гуманности, выбора. По глубокому убеждению К. Роджерса, ядро, сердцевина каждого человека — конструктивны и, если у личности есть выбор, она всегда выбирает позитивный путь развития. Только на основе интенциональности, свободного индивидуального выбора могут пробуждаться самодвижущие силы развития личности, формироваться личностная, индивидуальная субъектность [15].
Решающую роль в жизни
и развитии человека с точки зрения
такого подхода имеют его
Через всю психологическую теорию личности у К. Роджерса красной нитью проходит идея — каждый человек обладает внутренней собственной активностью, стремлением к росту, прогрессу, более полной реализацией своих внутренних потенций. Эти идеи он воплотил в модели "личностного роста", основанной на стремлении человека к повышению самоценности и конгруэнтности, что может эффективно использоваться в социальной работе.
К. Роджерсу удалось выделить три условия, которые благоприятны для личностного роста и могут быть созданы самой личностью или с помощью специалиста: подлинность (конгруэнтность — искренность), безусловное принятие другого человека и способность к эмпатическому пониманию другого, сопереживание. Он оценивал возможности личностного роста как неисчерпаемые, и достичь успеха в этом может пытаться каждый человек.
У К. Роджерса много последователей и сторонников. Его идеи широко используются психологами и в теоретических, и в практических построениях. Близки ему "по духу" и идеи А. Маслоу.
А. Маслоу разработал концепцию
иерархии потребностей: первый (низший)
уровень соответствует
Экзистенциональная психология дает возможность в социальной работе с клиентами научить их планировать и развивать отношения с другими людьми, которые бы обеспечивали ему определенное существование. С этих позиций важное значение придается выбору действий и коммуникаций как внутри отдельных систем, так и межсистемных связей. Примером могут служить теоретические построения и практика В. Франкла. Важнейшим стремлением личности В. Франкл считает обретение смысла своего существования. Если личность не может реализовать это стремление, то она испытывает фрустрацию (или экзистенциальный вакуум). Каждый человек независимо от пола, возраста, социального статуса, профессии, религиозных убеждений и т.д. несет ответственность за реализацию своего уникального смысла жизни, которому нельзя научить, но который всегда можно осознать. [23]
В концепции личности В. Франкла доминирует положение о том, что для человека важно не то, что с ним случилось, гораздо значимее его отношение к случившемуся. Психологическую работу с людьми автор назваллоготерапией, понимая ее как способ анализа ситуаций и как метод консультирования. Это прямо включается в контекст проблем социальной работы.
Основная задача логотерапии — помочь найти смысл и цель жизни индивида, понять, как человек конструирует свой мир. При этом особое место занимает формирование представлений личности о своем будущем как "запускающем" поведение механизме, основе становления жизненных стратегий.
К современным
психологическим теориям
К. Левин сосредоточивает свое внимание на исследовании проблем человеческих побуждений (мотивов). Он, в частности, считает, что мотивами могут быть объекты — различные районы "жизненного пространства" индивида, испытывающего в них потребность.
Современные подходы в гештальт-психологии, которые с большой вероятностью важны в социальной работе, связаны со своеобразным пониманием личности и ее опыта. Основоположником этого направления считается Ф. Перлз.
Основу своего
подхода Ф. Перлз прежде всего
связывал с непосредственными чувствами
и переживаниями его
Согласно взглядам Ф. Перлза, личность состоит из множества частей, что делает ее неповторимой. По мере развития человек испытывает ряд переживаний, которые разрушают единство личности, а сложность окружающего мира создает трудности в понимании. Многовариантность мира усиливает разъединение различных частей и препятствует их объединению в единую личность. [24] Все это определяет вполне специфические стратегии и технологию социальной работы.
Гештальт-психологи справедливо полагают, что жизненная ситуация это и есть гештальт, поэтому теряет смысл фрагментарная работа с отдельными частями личности. Только личность сама может выстроить новый, более эффективный гештальт своей жизни. Важнейшее место в гештальте отводится целеполаганию, которое и задает его структуру.
Гуманистическое начало в гештальт-теории связано с положением о том, что изменения в личности происходят только тогда, когда она становится сама собой, а не тогда, когда она пытается кем-то быть. Ни от решения "быть лучше", ни от просьб, ни от требований других людей активных внутренних изменений, как правило, не происходит,
В русле гештальт-традиций было создано множество интересных техник психологического влияния, которые могут быть использованы как в рамках данного, так и в рамках других подходов.
Все изложенные подходы дают много ценного для социальной работы. Основная задача психолого-ориентированной социальной работы — войти во внутренний мир личности и помочь ей избрать оптимальное направление развития, опирающееся на адекватное понимание собственного "Я" и окружающего мира.
В последние годы среди ученых и практиков значительно усилился интерес к теоретическим построениям, связанным с единством психической и биологической природы человека. Возникло специальное направление —психотроника как комплекс наук, изучающих биополе, сверхчувственное восприятие человека. Она исследует проблемы биоэнергетики, экстрасенсорики, биолокации, ясновидения, различные виды транса и др. Ведущим положением психотроники является мысль о том, что человек занимает в пространстве гораздо больший объем, чем его тело, обладает собственным биополем, биоэнергетикой. Человек рассматривается как частица единого "космического разума", целостного космоса, неотъемлемая принадлежность общего психоэнергетического поля Вселенной.
Многие понятия
психотроники дискуссионны, в том
числе и понятие "биополе". Оно используется
обычно для обозначения суммы всех известных
и неизвестных энергий, излучаемых или
отражаемых живым организмом. Конечно,
психотроника только делает свои первые
шаги. Здесь пока еще больше проблем, чем
их решений. Но тем не менее разработано
уже довольно много теоретических положений,
завоевавших широкую популярность, например психомануальнаятерапи
Одним из примеров биоэнергетических конструкций является медитация. Медитация как один из методов работы человека со своей психикой возникла в восточных теориях совершенствования личности: буддизма и йоги.
Медитация приводит к такому состоянию сознания, когда все духовные силы находятся в равновесии, что ведет к озарению, просветлению, "инсайту". Во время медитации происходит развитие личности, ее различных аспектов, возникает совершенно новый опыт.
В восточных учениях медитация — один из основных инструментов самосовершенствования личности, балансирование ее психоэнергетики. При этом различаются уровни медитации. С наиболее поверхностным уровнем знаком каждый человек, не отдавая себе в этом отчета. Это происходит тогда, когда мы задумываемся, уходим в себя, отвлекаемся от окружающего мира... и тогда вдруг приходит какой-то вариант решения проблемы, отсутствовавший ранее. От поверхностных стадий медитация может перейти к более углубленным и достичь того уровня, когда человек может сам себе внушать необходимые состояния.
Другим видом концепций рассматриваемого направления является телесно-ориентированный подход [26]. Этот подход активно развивается в последнее десятилетие и включает много направлений, техник и технологий:
- работа над структурой тела: биоэнергетическая телесная терапия А. Лоувена, структурная интеграция (рольфинг), техника Александера, метод Фальденкрайза, первичная терапия Артура Якова;
- система, направленная на улучшение функционирования тела: чувственное сознание и релаксация чувств;
- восточные учения, ориентированные на тело: хатха-йога, тай-чен, айкидо, цигун и др.
Различные теории, связанные с психологией и ориентацией на тело, развивались независимо в разных местах земного шара, но имеют много общего. Прежде всего они базируются на идее "недеяния", т.е. предоставление телу возможностей действовать естественно и легко. Все они предпочитают релаксированные действия напряженным. Наконец, все они рассматривают тело и ум как единое целое.
Телесно-ориентированные
системы стремятся научить
Информация о работе Психологические теории в социальной работе