Работа социального педагога со студентами колледжа, имеющими ограниченные возможности здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:58, дипломная работа

Описание работы

Цель нашей работы – разработать методы и средства работы социального педагога со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья, в условиях их взаимодействия со «здоровыми» подростками, которые будут способствовать их адаптации в колледже.

Содержание

Аннотация ………………………………………………………………………...………. 3
Введение …………………………………………………………………...…..………...... 4
1. Основы социально-педагогической деятельности в колледже …………................. 10
1.1. Сущность социально-педагогической работы ……………………………..….….. 10
1.2. Особенности работы социального педагога в коллеже …………………………... 13
1.3. Образование студентов колледжа, имеющих ограниченные
возможности здоровья ..…………………………………….………………………….... 16
Выводы по первой главе ………………………………………………………………… 22
2. Обоснование модели деятельности социального педагога со студентами колледжа, имеющими ограниченные возможности здоровья.…………….………………...….… 26
2.1. Характеристика модели социально-педагогической деятельности со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья ………………………….………… 26
2.2. Цель, методы, средства и формы работы социального педагога в колледже,
со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья ………………..... 29
2.3. Анализ педагогических приемов работы социального педагога со
студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья .…………………….. 36
Выводы по второй главе .………………………………………………….……….....… 41
3. Пути повышения эффективности работы социального педагога со студентами,
имеющими ограниченные возможности здоровья ....................……………...……..… 45
3.1. Диагностика социально-педагогических проблем студентов, имеющих
ограниченные возможности здоровья ……………………………...….………….....… 46
3.2. Развитие навыков общения и управления собственными эмоциями с
помощью реализации метода выразительного чтения по ролям ……………………... 56
3.3. Оценка эффективности реализации метода выразительного чтения
по ролям …………………..……………………………….………...............................… 59
Выводы по третьей главе …..…………………………………........................................ 65
Заключение …………………………………………………………………………….… 68
Список литературы ……………….…………………………………………………..…. 73

Работа содержит 1 файл

«Работа социального педагога со студентами колледжа, имеющими ограниченные возможности здоровья».doc

— 482.50 Кб (Скачать)

              9. В силу своих индивидуальных особенностей студенты с ограниченными возможностями здоровья оказываются в сложной жизненной ситуации, имеют сложности во взаимоотношениях со средой, в организации личных контактов  и нуждаются в срочной, специальной, профессиональной помощи в процессе социализации.  Что само по себе служит поводом  для социальной работы с данной категорией лиц, в силу их социального неблагополучия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА СО СТУДЕНТАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

 

 

2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТУДЕНТАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

 

 

Работа социального педагога в колледже со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья, направлена на повышение уровня социальной активности таких студентов и помощь в адаптации в обществе, среде, группе. Социально-педагогическая деятельность проводится со студентами, частично сохраняющими способность самостоятельного функционирования в обществе, ну нуждающимися в социально-педагогической поддержке (помощи) в силу непростых условий их жизнедеятельности. Используя ресурсы социально-педагогической деятельности и окружающей среды, можно построить социально-педагогический процесс, оптимизирующий взаимоотношения подростков с ограниченными возможностями в группе, со средой.

Модель социально-педагогической деятельности со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья, в колледже является эффективным вариантом организации работы социального педагога (схема 1). Она позволяет комплексно решать проблемы студентов с ограниченными возможностями, на уровне образовательного учреждения (в общении со сверстниками и педагогическим коллективом), семьи, а так же позволяет использовать ресурсы иных социальных институтов. Проводя анализ данной модели, мы видим, что деятельность социального педагога направлена главным образом на студентов, затем проводится диагностическая и консультативная работа с семьей.

Семья – первый и главный институт социализации. Она оказывает основное влияние на человека, от психологического климат в семье зависит правильность его воспитание и развитие.

Затем мы переходим к работе с педагогическим коллективом колледжа, беседуя с педагогами, классными руководителями и мастерами п/о и  разрабатывая рекомендации по организации социально-педагогической деятельности для всех участников образовательного процесса, так как все они оказывают непосредственное влияние на студентов.

Целями данной модели является: создание среды способствующей формированию позитивного восприятия студентами с ограниченными возможностями здоровья образа собственного «Я»; формирование активной позиции студентов, имеющих проблемы в развитии; социально-педагогическая помощь и поддержка семей таких студентов.

Задачи поставленные в данной модели:

- Выявить основные затруднения и проблемы студентов в процессе их взаимодействия  в группе и трудности адаптации;

- Создание условий бесконфликтного прямого общения всех участников образовательного процесса;

- Улучшать  представление  подростков  о  полоролевых  стереотипах;

- Направлять   родителей   на   доверительное   общение   с   подростками;

- Информировать родителей  о социальных  гарантиях и нормах права;

- Формировать у родителей чувство ответственности за своих детей.

 

Схема 1

Модель социально-педагогической деятельности социального со студентами колледжа, имеющими ограниченные возможности здоровья

 

Программу        реализации       методов       социально - педагогической

деятельности со студентами, имеющими ОВЗ, разработанной на основе данной модели деятельности социального педагога, можно представить в виде трех блоков  соответственной направленности:

              1 блок.  Работа с подростками (студентами).

Включает в себя: диагностический этап; коррекционно-развивающий этап и контроль результатов деятельности.

2 блок.  Работа с родителями.

Информационно – консультационный. Включает в себя информирование родителей об их возможностях и правах, особенностях развития подростка, а так же консультирование. Может быть диагностическим, если целью социально-педагогической деятельности является изучение организации жизнедеятельности подростка в семье; особенностей коммуникативных отношений подростка и так далее.

3 блок.  Работа с педагогическим коллективом колледжа.

Разработка рекомендаций педагогам и мастерам производственного обучения.

Цель программы: создание условий для реализации студентами с ОВЗ права на образование; социальная реабилитация подростков с ОВЗ в обществе “здоровых” людей.                

Задачи:

- Разностороннее развитие подростка – студента в процессе его обучения и               воспитания;

- Привлечение к работе по программе родителей, педагогический коллектив, психологов, медицинских работников;

- Организация в рамках программы воспитательных, образовательных и

оздоровительных мероприятий, способствующих духовному развитию подростков; совершенствованию культурного уровня семьи;

- Организация мероприятий, способствующих развитию воспитательного

потенциала семьи.

Данную программу следует осуществлять с момента зачисления абитуриентов, то есть до начала занятий – первого сентября. И проводить периодические мероприятия по данной программе для вновь зачисленных студентов, с целью их скорейшего вхождения в коллектив. Она требует более тщательной проработки, анализа и прогнозирования результатов ее реализации. А так же разработки конкретных методов работы для реализации содержания деятельности каждого блока программы. 

 

 

2.2.  МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО

ПЕДАГОГА В КОЛЛЕДЖЕ СО СТУДЕНТАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОВЗ

 

 

В любой профессиональной деятельности существует определенный набор методов, средств и форм, применяемых для достижения поставленных в ходе нее целей. Социальная работа вобрала в себя методы и приемы, используемые большим кругом специалистов (психологами, психотерапевтами, педагогами и другими), соприкасающихся с судьбами людей, их социальным положением, экономическим благосостоянием, морально-психологическим статусом и прочими условиями их жизнедеятельности.

Метод – способ решения научно-исследовательских задач, инструмент деятельности специалиста. Чем богаче набор методов у специалиста, тем выше успех его профессиональной деятельности.

Средствами социально-педагогической работы служат все объекты окружающей действительности, которые используются социальным педагогом в процессе реализации СПД. От качества  и умения их применения зависит качество деятельности специалиста.

Понятие “Форма” в толковом словаре Ожегова С. И. определяется как вид, устройство, тип, структура, конструкция чего-либо, обусловленные определенным содержанием. Форма – наружный вид, внешнее очертание, определенный установленный порядок [29.285].

В социальной педагогике понятие “форма” можно определить как – специфическая конструкция процесса СПД (взаимодействия субъектов СПД), характер которой определяется содержанием процесса СПД, методами, приемами, средствами, видами деятельности обучающихся.  

Первое время, с момента определения социальной работы как науки доминирующим методом была главным образом индивидуальная помощь клиентам. Затем стали использовать социальную групповую терапию, несколько позже вошла в практику и социальная работа в группе. Эти три формы СПД стали по существу классическими методами, оказавшими решающее воздействие на профессионализацию социальной работы во всех странах.

Индивидуальная помощь рассматривалась как процесс решения проблемы с целью предоставить опору и побудить подопечного самостоятельно разобраться в проблеме и справиться со своей жизненной ситуацией. Эта цель достигалась с помощью индивидуального общения с клиентом, основными методами ее достижения были: беседы, диалог, составляющие методический инструментарий этой формы социальной работы [21].

                 СПД с обучающимися, имеющими ОВЗ будет заключаться в передачи им культурного и социального опыта,  оказании им помощи и поддержки в организации взаимодействия с окружающей средой, в приобретении профессии.

              Целью СПД с такими студентами является – обеспечение высокого уровня контакта с внешним миром, оптимизация жизненных сил индивида (группы) с целью приобретения им социальной субъектности, повышение качества жизни студентов с ОВЗ, социальной справедливости в их отношении. Смысл деятельности социального педагога здесь так же будет заключаться в организации им деятельности клиента, пробуждении его активности, организации контакта с социальными институтами.

              В силу своих индивидуальных особенностей студенты с ограниченными возможностями здоровья оказываются в сложной жизненной ситуации, имеют сложности во взаимоотношениях со средой, в организации личных контактов  и нуждаются в срочной, специальной, профессиональной помощи в процессе социализации.  Что само по себе служит поводом  для социальной работы с данной категорией лиц, в силу их социального неблагополучия.

              Деятельность социального педагога со студентами с нарушениями интеллекта имеет существенные особенности. Работая с воспитанниками, социальный педагог особое внимание уделяет коррекции нарушения, изучению социально-психологическим особенностям молодых людей с целью эффективного введения их в социальную среду. Эта работа проводится совместно с психологом, учителями-дефектологами, врачом-психиатром. При отсутствии данных специалистов на базе учреждения можно обратиться за их консультацией в другие службы и учреждения.

В своей работе со студентами, имеющими ОВЗ,  социальный педагог может использовать методы педагогического воздействия на личность. Чаще всего такие как:

1). Убеждение;

2). Упражнения и приучения;

3). Обучение;

4). Стимулирование;

5). Контроль и оценка.

Педагогические методы воздействия на личность оказывают комплексное воздействие на учащихся и крайне редко применяются изолированно, по одному.

Убеждение – это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности социально-педагогического воздействия, убеждение может выступать как доказательство или внушение.

Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-либо положения, мы обращаемся к его разуму, выстраивая логическую цепочку аргументов.

Подросткам с нарушениями интеллекта не обязательна логика, им нужен яркий пример, собственный опыт. Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут.

Приучение – это организация планомерного и регулярного выполнения обучающимися определенных действий в целях формирования хороших привычек. Это упражнение для выработки хороших привычек.

Упражнение занимает большое место как в обучении подростков с ОВЗ, так и в работе социального педагога с данной категорией обучающихся, так как лежит в основе формирования умений и навыков на всех его этапах.

Упражнение как метод педагогического воздействия применяется для решения самых разнообразных задач гражданского, нравственного, физического и эстетического восприятия и развития. Без систематического применения разумно поставленных упражнений нельзя добиться действенности воспитательной работы.

Стимулировать – значит побуждать, давать толчок мысли чувству, действию. Определенное стимулирующее действие заложено внутри каждого метода.

Яркими методами стимулирования являются: соревнование и поощрение.
Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям, но особенно молодежи. И молодые люди с ограниченными возможностями не являются исключением. С той разницей, что их стремление к самоутверждению следует сопровождать, контролировать. С целью сдерживания их негативных эмоций, резких проявлений в поведении. Так как, в силу своих психоэмоциональных особенностей они подвержены  невротическим проявлениям, ярким эмоциональным переживаниям.  

Главная задача педагога – не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности.

Поощрение для подростка с ОВЗ – это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание. Чувство удовлетворения, которое испытывает студент, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах, сопровождается высокой старательностью и результативностью.

В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех.

Суть коррекционно-образовательного направления в деятельности социального педагога заключается в обеспечении помощи воспитанникам в тех ситуациях, когда социальные, культурные и другие барьеры мешают им реализовать свои потенциальные возможности в усвоении знаний и умений.

Информация о работе Работа социального педагога со студентами колледжа, имеющими ограниченные возможности здоровья