Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 15:17, реферат
Цель реферата состоит в изучении социальной структуры российского общества как системы групп и слоев, деятельность и взаимодействия которых лежат в основе социального механизма трансформации российского общества. Некоторые из этих групп являются "акторами" (инициаторами, организаторами) реформ, активность других заключается в выборе личных стратегий адаптации к изменениям, в то время как третьи, скорее, оказываются жертвами происходящих процессов.
С одной стороны, здесь 
мы имеем свидетельство 
Для того чтобы определить, какое из этих предположений ближе к истине, попробуем оценить степень удовлетворения экономических притязаний рассматриваемых слоев. С этой целью используем два показателя: отношение фактического дохода семей к представлениям о его достаточном уровне и отношение фактических денежных доходов работников к уровню минимально необходимого на их взгляд заработка. Сперва рассмотрим средние цифры, а затем особенности социальных слоев. Прежде всего заметим, что более высокие притязания к доходам по сравнению с их фактическим уровнем - естественное, повсеместное и позитивное явление. Как правило, подобные притязания мотивируют людей к более активной трудовой деятельности, к повышению квалификации, к участию в бизнесе и т.д. Вопрос заключается лишь в мере. Если разница между фактическим заработком и доходом, обеспечивающим, по мнению человека, "нормальную жизнь", переходит определенный предел, стимул к активизации конструктивной деятельности сменяется безразличием, отчуждением от труда, нарастанием протеста, а также девиантными и криминальными способами удовлетворения своих запросов.
В России в 1993-1995 годах 
уровень душевых доходов 
В научной литературе встречаются обе эти трактовки. Если одни ученые делают акцент на драматическое обнищание народа , то другие, скорее, на несоразмерность субъективных притязаний россиян эффективности их труда и состоянию экономики . Я склонен солидаризироваться с первым из этих взглядов на основе следующих аргументов. Во-первых, достаточно легко показать, что норматив благосостояния, на который ориентируются большинство россиян, отражает не рекламируемый телевидением образ жизни американского среднего класса, как это иногда утверждают, а хорошо знакомые, годами практиковавшиеся образ и уровень жизни самих россиян накануне реформ. Во-вторых, средний доход работающего россиянина в 1995 году составлял лишь четыре пятых (а в 1993 году и вовсе две трети) массового представления населения о минимально необходимом заработке. Причем разница в степени удовлетворения запросов разных социальных слоев в 1993-1995 годах составляла шесть раз: фактический уровень доходов работников, принадлежавших к верхнему слою, составлял 280%, а к среднему - 120% представлений этих слоев о минимально необходимом заработке. Это не очень высокие показатели, но в кризисной ситуации терпимые. Доходы же базового и нижнего слоев общества составляли, соответственно, 55-60% и 40-45% их представлений о минимально необходимом доходе, что представляется нетерпимым. Названные показатели, с одной стороны, подтверждают критическое обеднение большинства россиян, а с другой - свидетельствуют о том, что современный уровень доходов не может стимулировать трудовую и деловую активность основной массы экономически активного населения.
4. Заключение. Вывод об адаптированности к новым социальным условиям
В качестве косвенной характеристики адаптированности разных социальных слоев к меняющейся действительности можно рассматривать их социальное настроение. Чем оно лучше, тем более вероятны активное участие соответствующих слоев в социальноинновационной деятельности и их успешная адаптация, а чем хуже, тем вероятней их неспособность приспособиться к новым условиям. Соответствующие данные мониторинга сгруппированы в таблице 3.
Вопрос об оценке благосостояния 
своей семьи касается самой больной 
для рееиондентов проблемы. В целом 
ответы на него пессимистичны, но у разных 
слоев их структура очень различна. Представители 
верхнего слоя в три с лишним раза чаще 
оценивают свое материальное положение 
позитивно, чем негативно. В среднем слое 
соотношение, скорее, обратное, а в базовом 
и нижнем слоях позитивные самооценки 
встречаются в 1015 раз реже, чем негативные.                   
Последний вопрос, касающийся оценки респондентом своего общего настроения, носит контрольный характер. Он относится к конкретному моменту жизни, и ответы на него зависят от множества обстоятельств, начиная с состояния здоровья и отношений в семье, кончая случайными удачаминеудачами. Но при сравнении крупных слоев влияние случайных факторов уравновешивается, что позволяет выявить некоторые устойчивые тенденции. Если сложить число ресиондентов, характеризующих свое настроение как прекрасное или нормальное, ровное, и отнести его к числу ощущающих напряжение, раздражение или тревогу и страх, то индекс настроения верхнего слоя составит 230%, среднего 120%, базового 90%, а нижнего 70%.
Таблица 3
Социальное настроение слоев населения (в % к численности каждого слоя, включая затруднившихся ответить)
| Характеристики | Социальные слои | ||||
| верхний | средний | базовый | нижний | ||
| Владение капиталом и тип занятости. | |||||
| собственники предприятий и фирм | 100 | 18 | 0 | 0 | |
| собственники других типов капитала | 0 | 11 | 0 | 0 | |
| наемные работники | 0 | 71 | 100 | 100 | |
| Сектор экономики (форма собственности). | |||||
| государственный | 0 | 40 | 67 | 72 | |
| акционерный | 0 | 31 | 28 | 25 | |
| частный | 100 | 29 | 5 | 3 | |
| Градация по типу выполняемого труда. | |||||
| руководители | 100 | 37 | 0 | 0 | |
| специалисты | 0 | 23 | 20 | 0 | |
| прочие исполнители | 0 | 40 | 80 | 100 | |
| Должностной статус (самооценка)'. | |||||
| руководители | S4 | 33 | 4 | 0 | |
| специалисты | 9 | 29 | 38 | 1 | |
| прочие исполнители | 7 | 38 | 5S | 99 | |
| Уровень благосостояния: | |||||
| состоятельность, зажиточность | 70 | 30 | 5 | 3 | |
| относительный достаток, | 30 | 56 | 49 | 32 | |
| нуждаемость | |||||
| бедность, нищета | 0 | 14 | 46 | 65 | |
| Рост доходов не отстает от цен | 66 | 27 | 11 | 8 | 
| Характеристики | Социальные слои | |||
| верхний | средний | базовый | нижний | |
| верхний | средний | базовый | нижний | |
| Самооценка благосостояния. | ||||
| хорошее, очень хорошее | 37 | 13 | 5 | 3 | 
| среднее | 52 | 60 | 52 | 46 | 
| плохое, очень плохое | 11 | 27 | 43 | 51 | 
| Самооценка условий жизни. | ||||
| все не так плохо, можно жить | 46 | 17 | 8 | 5 | 
| жить трудно, но терпеть можно | 42 | 52 | 54 | 52 | 
| положение бедственное, терпеть невозможно | 10 | 25 | 32 | 36 | 
| Общее настроение: | ||||
| прекрасное, нормальное, ровное | 67 | 52 | 44 | 38 | 
| напряженное, раздраженное | 25 | 38 | 44 | 43 | 
| тревога, страх | 4 | 5 | 7 | 12 | 
Исходя из приведенных 
данных, социальное самочувствие верхнего 
слоя можно оценить как 
Список литературы
1. Гурко Е.И. Эмпирическое 
и теоретическое в социологическом исследовании. 
Минск, 1984.