Автор: m*********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 14:32, доклад
Пространственные структуры, характеризующие общественную жизнь, не сводятся ни к пространству неживой природы, ни к биологическому пространству. Здесь возникает и исторически развивается особый тип пространственных отношений, в котором развивается человек как общественное существо. Социальное пространство, вписанное в пространство биосферы и космоса, обладает особым человеческим смыслом. Оно функционально расчленено на ряд подпространств, характер которых и и взаимосвязь исторически меняются по мере развития обществ.
Социальное пространство 
и время 
Возникновение социально 
организованной материи связано 
с формированием новых, качественно 
специфических пространственно-
Пространственные 
структуры, характеризующие общественную 
жизнь, не сводятся ни к пространству 
неживой природы, ни к биологическому 
пространству. Здесь возникает и 
исторически развивается особый 
тип пространственных отношений, в 
котором развивается человек 
как общественное существо. Социальное 
пространство, вписанное в пространство 
биосферы и космоса, обладает особым 
человеческим смыслом. Оно функционально 
расчленено на ряд подпространств, 
характер которых и и взаимосвязь 
исторически меняются по мере развития 
обществ. 
Уже на ранних стадиях 
человеческой истории формируются 
особые пространственные сферы жизнедеятельности, 
значимые для человека. Функционально 
выделены из окружающей среды пространство 
непосредственного обитания (жилище 
и поселения), территория вокруг него, 
включающая особые зоны хозяйственных 
циклов. У племен, ведущих охотничье-
Освоенное человеком, 
«очеловеченное», и неосвоенное 
пространство природы с точки 
зрения природных свойств не различаются. 
Но в социальном плане их различие 
существенно. Оно определено отношениями 
человека к миру, исторически складывающимися 
особенностями воспроизводства 
способов человеческой деятельности и 
поведения. 
Специфические черты 
и характеристики социального пространства 
отражаются, хотя и не всегда адекватно, 
в мировоззрении человека соответствующей 
исторической эпохи. Например, в древних 
мифах ясно прослеживается представление 
о качественном различии частей пространства, 
противопоставление упорядоченного пространства 
человеческого бытия остальному 
пространству, в котором действуют 
недобрые и непонятные человеку силы. 
В этих представлениях в фантастической 
форме отражалось реальное различие 
между «очеловеченным» 
Привычные нашему здравому 
смыслу представления о пространстве, 
где все точки и направления 
одинаковы (физика эти свойства определяет 
как однородность и изотропность 
пространства), возникли в качестве доминирующих 
мировоззренческих образов на относительно 
поздних этапах человеческой истории. 
Их становление в качестве мировоззренческих 
ориентиров в европейской культуре происходило 
в эпоху формирования ранних буржуазных 
отношений и было связано с ломкой мировоззренческих 
ориентации, возникших в эпоху средневековья. 
Средневековому мышлению было свойственно 
рассматривать пространство как некоторую 
систему разнокачественных мест. Каждое 
из них наделялось определенным символическим 
значением. Различался земной греховный 
мир и мир небесный — мир «чистых сущностей». 
 
Чтобы понять особую 
природу социального 
Специфика социального 
пространства тесно связана со спецификой 
социального времени, которое является 
внутренним временем общественной жизни 
и как бы вписано во внешнее 
по отношению к нему время природных 
процессов. 
Социальное время 
является мерой изменчивости общественных 
процессов, исторически возникающих 
преобразований в жизни людей. На 
ранних стадиях общественного развития 
ритмы социальных процессов были 
замедленными. Родо-племенные общества 
и пришедшие им на смену первые цивилизации 
древнего мира воспроизводили на протяжении 
многих столетий существующие социальные 
отношения. Социальное время в этих обществах 
носило квазициклический характер. Ориентиром 
общественной практики было повторение 
уже накопленного опыта, воспроизводство 
действий и поступков прошлого, которые 
выступали в форме священных традиций. 
Отсюда особая ценность прошлого времени 
в жизнедеятельности традиционных обществ. 
Человек древнейших цивилизаций жил, как 
бы оглядываясь в прошлое, которое представлялось 
ему золотым веком. Не случайно в традиционных 
обществах понятия «древний» и «хороший», 
«добрый» были почти синонимами. 
Идея направленности 
времени и ориентация на будущее 
возникли в культуре значительно 
позднее. Линейно направленное историческое 
время проявляется наиболее отчетливо 
в обществе эпохи формирования капиталистических 
отношений. Капиталистическая система 
производства по сравнению с предшествующими 
ей формациями привела к резкому 
ускорению развития производительных 
сил и всей системы социальных 
процессов. Еще в большей мере 
это ускорение свойственно 
Таким образом, социально-историческое 
время течет неравномерно. Оно 
как бы уплотняется и ускоряется 
по мере общественного прогресса. Причем 
само ускорение социально-
Социальное время, 
как и социальное пространство, имеет 
сложную структуру. Оно возникает 
как наложение друг на друга различных 
временных структур. В рамках исторического 
времени, в котором происходят события, 
характеризующие историю 
Особую важность приобретает анализ пространственно-временной структуры на разных этапах истории общества, изучение механизмов ее изменения и развития как важного аспекта динамики социально организованной материи, что своеобразно проявляется в индивидуальной жизни людей.