Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 19:06, контрольная работа
Социология возникла в ответ на потребности формирования гражданского общества. Такое общество утверждает торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность гражданина вместо привычного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жёсткой регламентацией всех сфер жизнедеятельности.
Введение      33 
1. Понятие «Социальный  институт». Институционализация  общественной жизни      33 
2.Виды  и функции социальных  институтов      55 
3. Основные черты  социальной организации      88 
4. Формальные и неформальные  организации. Бюрократия  как социальне явление.      112 
Заключение      216 
5.Список литературы
Во-вторых, организации - такие группы, которым свойственна высокая степень формализации их внутренней структуры в том смысле, что правила, регламентация, распорядок, охватывают практически все сферы поведения ее членов. Эти правила ясно и четко сформулированы и охватывают все роли и ролевые связи, предписывают ролевые действия независимо от личностных качеств индивидов, занимающих те или иные позиции в структуре организации. Директор, его заместители и помощники или рядовые исполнители - все они подчинены правилам, определяющим их обязанности, взаимоотношения на службе и субординацию независимо от личностных качеств.
Как следует из приведенных определений организации, среди всех компонентов ее внутренней структуры особое место занимают цели, так как ради их достижения и осуществляется вся деятельность организации. Организация, не имеющая цели, бессмысленна и не может существовать сколько-нибудь продолжительное время. Как правило, социологами выделяется три вида взаимосвязанных организационных целей.
     1. 
Цели-задания - это те цели, которые 
были сформулированы как 
     2. 
Цели-ориентации, представляют собой 
совокупность целей участников, 
реализуемых через организацию.
     3. 
Цели-системы обусловлены 
Важнейшим компонентом организации является ее социальная структура, представляющая собой систему упорядоченных определенным образом позиций членов организации, включающая в себя совокупность взаимосвязанных ролей, упорядоченных взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношений власти и подчинения (С.С.Фролов).
     Анализ 
структуры организации 
1. Горизонтальная дифференциация показывает степень разделения труда в организации, наличие специализации в деятельности подразделений. В свою очередь горизонтальная дифференциация может быть осуществлена по функциям (например, когда на предприятии функционируют подразделения по производству, контролю, организации сбыта и т.д.), по числу работников (такой подход используется в малых организациях или при выполнении работ, не нуждающихся в применении труда узких специалистов), по виду производимого продукта (например, когда филиалы крупного производства, специализируются на производстве конкретного товара или услуги), по типу клиентуры и по технологическому процессу.
Требования горизонтальной дифференциации накладывают отпечаток на поведение членов организации. Как правило, чем больше горизонтальная дифференциация, тем меньше сплоченность организации, больше трудностей в управлении организацией, ниже уровень интеграции.
     2. 
Вертикальная дифференциация 
     3. 
Пространственная 
Интеграция - второй показатель сложности структуры организации. Он характеризует степень взаимосвязи между отдельными структурными единицами в организации. Оценка этого показателя происходит по трем параметрам.
     1. 
Количество взаимосвязей между 
отдельными структурными 
     2. 
Нормативная основа 
     3. 
Характер интеграционных 
4. Формальные и неформальные организации. Бюрократия как социальное явление
Как известно, в социологии существуют различные подходы к определению и пониманию сущности организаций. Аналогичная ситуация наблюдается и при типологизации организаций. Так, например, Н.Смелзер выделяет среди организаций добровольные ассоциации, тотальные учреждения и бюрократии, в то время как в российской социологической науке и практике традиционно принято различать, прежде всего, формальные и неформальные организации. Основанием для такого разграничения служит степень формализации существующих в них связей, взаимодействий и отношений. Отсюда видно, что большинство существующих организаций - формальные, в частности, в их число входят упоминавшиеся ранее родильные дома, больницы, школы, магазины, фабрики, государственные учреждения и многие другие.
Современные организации, и, прежде всего формальные, невозможны без особого вида деятельности - управленческой, направленной на преобразование различных сторон жизни организации. Эта деятельность крайне многообразна и противоречива. О ее сложности, в частности, говорит тот факт, что на практике принято и используется множество концепций управления. Исследователи в настоящее время не имеют единого мнения относительно сущности управленческого процесса и функций управления.
В самом общем виде процесс управления представляется как совокупность действий особого органа организации, ориентированных на изменение существующего состояния организации или ее частей в направлении достижения целей и баланса организации с внешней средой.
Задачей управления является удержание в допустимых пределах контролируемых параметров, т.е. действий отдельных подразделений организации и организации как единого целого в направлении достижения поставленных целей. Воздействие на контролируемые параметры осуществляется посредством изменения ситуации или с помощью стимулов. Для решения этой задачи руководители должны ориентироваться не только на контролируемые параметры управляемого объекта, но и на взаимоотношения этого подразделения или организации в целом с внешней средой.
Для описания характерных особенностей бюрократии, Вебер использовал ее идеальный тип, или модель. Как известно, модель никогда не соответствует в точности специфической ситуации реального мира, но она дает возможность обобщить социальное явление. Вебер выделил следующие основные черты идеальной бюрократии.
1. Наличие иерархии власти, при которой задачи в организации распределяются как «служебные обязанности». Бюрократия имеет вид пирамиды, в которой положение, означающее высшую власть, соответствует вершине. Существует «цепочка управления» от вершины к основанию, которая позволяет принимать скоординированные решения. Каждый более высокий слой руководит и контролирует слой, на ступень ниже его в иерархии.
     2. 
Установленные правила 
     3. 
Должностные лица заняты 
     4. 
Существует разделение между 
обязанностями должностных лиц 
внутри организации и его 
     5. 
Никто из членов организации 
не владеет материальными 
     Все 
это, вместе взятое, по мнению Вебера, делает 
поведение сотрудников 
Группы взаимопомощи образуют люди, находящиеся в одинаковом положении, и собирающиеся вместе, чтобы оказать друг другу помощь в реализации общих интересов или чтобы справиться с общими проблемами. Такие группы, как правило, неиерархические; в них отсутствует фиксированные должности, связываемые с бюрократиями. Членство в группах зачастую непостоянное; члены группы могут посетить одно или несколько собраний, а затем покинуть группу. Обычно эти группы зависят от членских взносов или пожертвований и не имеют фиксированных видов дохода. Если существуют оплачиваемые функционеры, то их заработок, как правило, мал по сравнению с заработками их коллег в ортодоксальных организациях. Членов неформальной группы обычно связывают некие моральные принципы.
     Среди 
всех компонентов внутренней структуры 
организации особое место занимают 
цели, так как ради их достижения 
и осуществляется вся ее деятельность. 
Организация, не имеющая цели, бессмысленна. 
Не менее важным компонентом организации 
является ее социальная структура, представляющая 
собой систему упорядоченных определенным 
образом позиций членов организации, включающая 
в себя совокупность взаимосвязанных 
ролей, упорядоченных взаимоотношений 
между членами организации, в первую очередь 
отношений власти и подчинения. 
 
 
Заключение
Несмотря на то, что институты и социальные группы являются различными научными понятиями, они не отделимы друг от друга. Институт, будучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется потребностями людей, формируя нормы и ценности социальной жизни.
     Таким 
образом, в каждый институт входит множество 
групп и ассоциаций, определяющих 
институциональное поведение. Например, 
институт семьи является совокупностью 
определенных связей, норм и ролей, которые 
на практике проявляются в деятельности 
малых групп (конкретных семей). Институт 
образования реализуется через коллективы 
школ и других учебных заведений, которые 
также относятся к определенным социальным 
группам. Церковь считается институтом, 
а прихожане отдельной церкви - ассоциацией. 
Следовательно, институты, социальные 
группы и ассоциации взаимосвязаны между 
собой и их нельзя полностью отделять 
друг от друга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5.Список литературы
1. Волков Ю.Г. Социология. Элементарный курс: Учеб. пособие. М., 2001.