Создание безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время мировая практика все больше внимания уделяет проблемам лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данные проблемы носят международный характер. В связи с этим во всем мире меняется и отношение к данной категории людей: увеличивается число социальных организаций, положивших в основу принцип оказания помощи людям с проблемами в развитии. Это находит отражение не только в образовании частных организаций, занимающихся проблемами данной категории людей. Большое внимание этому вопросу уделяет и государственный сектор многих развитых Европейских стран. Именно обращение к личности инвалида, внимание к его проблемам на государственном уровне заложило основы той концепции самопомощи, реализацию которой мы видим сегодня в практике социальной работы многих высокоразвитых стран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
1.1. Безбарьерная среда: понятие и сущность 5
1.2. Проблемы создания безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями 8
2. ОПЫТ СОЗДАНИЯ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
2.1. Зарубежный опыт создания безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями 12
2.2. Российский опыт создания безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Создание безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

  - проведение аудита доступности  (паспортизация) объектов социального и иного назначения на предмет доступности. Разработка типовых решений и их реализация;

  - адаптация жилья и придомовых  территорий к проживанию людей  с ограниченными возможностями и маломобильных групп населения;

  - обустройство пандусов в пешеходной  зоне города;

  - организацию транспортного обслуживания  инвалидов, приспособление остановочных  пунктов, подходов к ним и  пешеходных переходов;

  - обеспечение инвалидов индивидуальными средствами реабилитации не входящими в перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно (переносные телескопические пандусы и т.д.).

  2. При проведении конкурсов по муниципальным заказам на строительство и реконструкцию объектов социального и транспортного назначения в технические условия на уровне проекта следует закладывать соблюдение нормативов по обеспечению доступности для всех категорий населения. Если этого не предусмотреть на стадии проектирования, потребуется дорогостоящая реконструкция.

  3. При строительстве и реконструкции  улично-дорожной сети городов  на формирование безбарьерной  среды целесообразно предусматривать не менее 5% от стоимости работ. Такой подход позволит вести целенаправленную работу и даст эффект.

  4. В пакет градостроительной документации  необходимо закладывать мероприятия по развитию доступной среды обитания, что зачастую игнорируется в новых генпланах городов и районах.

  Реализация  этих мероприятий будет способствовать интеграции инвалидов в общество и позволит улучшить качество жизни всего населения до уровня международных стандартов. Что укрепит престиж Российской Федерации.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. ОПЫТ СОЗДАНИЯ  БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ  С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

     2.1 Зарубежный опыт создания безбарьерной  среды для детей с ограниченными  возможностями

     В ряде стран мира, начиная примерно с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция, инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах; если же они и включены в классы массовой школы, то, прежде всего для того, чтобы расширить возможности социальных контактов, а не для достижения образовательных целей. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них; ученики с инвалидностью посещают массовую школу, но не обязательно учатся в тех же классах, что и все остальные дети. «Включение», или «инклюзия» - наиболее подходящий термин, который толкуется следующим образом: это реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

     Инклюзивное образование предполагает, что разнообразию потребностей учащихся-инвалидов должен соответствовать континуум сервисов, в том числе образовательная среда, наиболее благоприятная для них. Этот принцип означает: все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; задача инклюзивной школы - построить систему, которая удовлетворяет потребности каждого; в инклюзивных школах все дети, а не только с инвалидностью, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе. Инклюзивные школы нацелены во многом на иные образовательные достижения, чем те, что чаще всего признаются обычным образованием. Цель такой школы - дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества. Этот ценностный императив очевидно показывает, что все члены школьного коллектива и общества связаны между собой и что учащиеся не только взаимодействуют между собой в процессе обучения, но и развиваются, когда принимают совместные решения по поводу управления процессами в учебной аудитории.

     Те  учителя, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образования, разработали следующие способы включения: 1) принимать учеников с ограниченными возможностями «как любых других детей в классе», 2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи, 3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач, 4) использовать и другие стратегии коллективного участия - игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т.д. Инклюзивные образовательные сообщества во многом изменяют роль учителя, который вовлекается в разнообразные интеракции с учениками, больше узнавая о каждом из них, а также активнее вступают в контакты с общественностью вне школы.

     В 1990-х гг. выходит ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и тех, кто выступает в защиту их прав, за расширение жизненных шансов и против узко медицинского подхода к социальной защите и реабилитации. Эти работы сыграли роль катализатора общественной дискуссии относительно прав детей-инвалидов на обучение в условиях, которые способствовали бы их максимальной социальной интеграции. Кроме того, инклюзивное образование изучается и с точки зрения его эффективности – проводятся исследования экономических затрат и результатов академической успеваемости. Эти работы относятся к 1980-1990 гг. и демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений. Отметим, что на Западе школы получают финансирование на детей с особыми потребностями, поэтому они заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.

     Подводя итоги краткого обзора зарубежного  опыта образования детей с инвалидностью, можно сказать, что в некоторых странах сложился определенный консенсус относительно важности интеграции этой категории детей. Принципы инклюзивного обучения излагаются не только в научных журналах и монографиях, но и на страницах учебников, в практических руководствах для педагогов, социальных работников, медиков, других специалистов, а также для управленцев и политиков. Имеющиеся здесь разработки, основанные на эмпирических исследованиях и обобщении педагогического опыта, приводят к пониманию того, что методические и организационные изменения, осуществляемые в интересах специфической категории детей, испытывающих трудности в учебе, при определенных условиях могут принести пользу всем детям. Практика также свидетельствует: включение детей с особыми потребностями в образовательную среду массовой школы, как правило, становится катализатором преобразований, ведущих к улучшению условий обучения всех. [22, 20]

          Приведем пример  организации помощи детям-инвалидам на примере Швеции. Система нормализации жизни инвалидов сложилась во многих странах мира, но, как известно, именно Швеция несколько впереди, именно там еще в 60-е годы был выдвинут принцип нормализации жизни инвалидов.

     Что значит нормализация – это значит, что жизнь инвалида должна быть как  можно более «нормальна», или  как можно более приближена к  нормальной, обычной жизни своих сверстников.

     Что нормально и обычно для маленьких  детей – жить вместе с родителями в семье. Для детей дошкольного возраста нормально посещать вместе со своими друзьями, живущими по соседству, ближайший детский садик. Для ребенка школьного возраста нормально ходить в школу, а для молодого человека после 18 –20 лет нормально жить в своей собственной квартире отдельно от родителей.

     Нормально учиться или работать по будним дням и отдыхать по выходным, нормально спать в одной комнате, а есть – в другой. Для маленького ребенка нормально играть и т.д.

     Принцип нормализации существенно изменил жизнь инвалидов в Швеции. Во-первых, совершенно очевидно, что ненормально жить всю жизнь в стенах закрытого учреждения, быть изолированным от остального общества и своей собственной семьи. Даже если в этом учреждении созданы райские условия, это будут ненормальные райские условия.  
Именно поэтому сейчас в Швеции нет практически ни одного интерната или детского дома. Дети, независимо от тяжести нарушений, живут в своих собственных семьях, а в том случае, если биологические родители не могут о них заботиться, то в фостеровских семьях.

     Но  нельзя просто так закрыть специальные  учреждения и оставить инвалидов без помощи. Помощь таким людям оказывает разветвленная сеть социальных служб и служб образования. Необходимо также отметить замечательную особенность Швеции, там, как и в большинстве стран мира, нет отдельного социального и медицинского ведомства, существует одно Министерство здравоохранения и социальных служб, ответственное за оказание помощи инвалидам.

     Абилитационные  центры, находящиеся в ведении  социальных и медицинских служб, играют очень существенную роль в оказании помощи инвалидам. Детские абилитационные центры оказывают помощь детям от рождения до 18 лет, абилитационные центры для взрослых обслуживают людей старше 18 лет.

     В детских абилитационных центрах работают междисциплинарные команды специалистов: социальные работники, физические и оккупейшенл терапевты (в нашей стране, к сожалению, отсутствуют эти специальности, совершенно необходимые для оказания помощи людям с двигательными нарушениями), специальные педагоги, психологи, логопеды. Кроме того, педиатр со специализацией в области детской неврологии и абилитации выступает консультантом таких команд. Огромную роль в работе абилитационных служб играют социальные работники. Интересно, что, например, социальный работник руководит в настоящее время абилитационными службами Стокгольма и области.

     Сотрудники  абилитационных центров оказывают  помощь семье ребенка-инвалида с первых дней его жизни. Они консультируют родителей, как создать оптимальные условия для развития ребенка, помогают провести необходимое переоборудование квартиры, занимаются непосредственно с ребенком и обучают этим занятиям родителей.

     После полутора – двух лет практически  все дети-инвалиды посещают обычные  детские сады по месту жительства. Наряду с нормализацией интеграция является ключевым словом, определяющим ситуацию с детьми-инвалидами в Швеции. Если для обычных детей существует очередь в детский сад, то дети-инвалиды имеют приоритет, и родители могут отдать их в детский сад вне всякой очереди. По законодательству каждый ребенок-инвалид имеет специального помощника в детском саду . Сотрудники абилитационных центров обучают этих помощников и других сотрудников детских садов как лучше организовать условия пребывания ребенка в детском саду, как научиться понимать и общаться с ребенком-инвалидом, как способствовать его развитию. Например, физические и оккпейшенел терапевты, учат сотрудников детских садов использованию специальной техники для детей с ДЦП, помогают им так приспособить мебель, чтобы ребенку было удобнее играть.

     Все дети в Швеции, независимо от тяжести  нарушений, посещают школы. Никто не делит их на «обучаемых» и «необучаемых». Просто дети с наиболее серьезными нарушениями интеллекта посещают специализированные школы. Другие дети могут посещать обычные школы, но, если необходимо, им в школе помогает персональный помощник. Сотрудники абилитационных центров консультируют школьных учителей по поводу особенностей развития детей-инвалидов, помогают приспособить школу под нужды детей-инвалидов. Принцип нормализации предполагает, что ребенок-инвалид должен жить нормальной жизнью, и следовательно, ребенку в инвалидной коляске должны быть доступны все помещения в школе. 
Власти оказывают также финансовую поддержку семье ребенка-инвалида, включающую поддержку семьи, которая ухаживает за ребенком дома (может быть и частичная поддержка, когда родитель работает часть времени). Существуют национальные гранты для модификации квартиры/дома, так, чтобы она была удобна для ребенка–инвалида. Кроме того, есть еще и местная финансовая поддержка семьи.

     Семье также оказывается помощь с транспортом. Ребенка могут отвозить на такси в детский сад или школу, семье помогают со специализированным транспортом.

     Кроме того, существуют так называемые «службы  освобождения» или службы помощи дома. Семью могут посещать специальные помощники, так, чтобы родители могли уйти на время из дома, заняться другими делами, обратить внимание на других своих детей, а не только на ребенка-инвалида. Обычно это бывает несколько часов в неделю, по вечерам и в выходные дни. Также могут быть временные семьи, куда можно отдать ребенка на ночь или на выходной день. Кроме того, ребенок может быть временно помещен в небольшое, напоминающий обычный дом специализированное учреждение. Обычно туда помещаются глубоко умственно отсталые дети со множественными нарушениями. Это позволяет родителям, например, отдохнуть и провести отпуск с другими детьми.

     Конечно, можно сказать, что Швеция богатая страна, которая может позволить себе создать достойные и человеческие условия жизни для детей-инвалидов. Но мы уверены, что такое возможно и в России. Не надо ссылаться на финансовые трудности, надо просто изменить взгляд и отношение к детям-инвалидам, перестать делить их на «обучаемых» и «необучаемых», перестать «корректировать их дефекты», надо просто пытаться помочь этим детям и их родителям жить нормальной и достойной человека жизнью. В этом нам очень может помочь зарубежный опыт, и в частности, опыт Швеции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Создание безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями