Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:02, реферат
Социальная стратификация - центральная тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенный статус и выполняющие определенные социальные функции, объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности.
Введение
Социальная стратификация 
- центральная тема социологии. Она 
описывает социальное неравенство 
в обществе, деление социальных слоев 
по уровню доходов и образу жизни, 
по наличию или отсутствию привилегий. 
В первобытном обществе неравенство было 
незначительным, поэтому стратификация 
там почти отсутствовала. В сложных обществах 
неравенство очень сильное, оно поделило 
людей по доходам, уровню образования, 
власти. Основными элементами социальной 
структуры общества являются индивиды, 
занимающие определенный статус и выполняющие 
определенные социальные функции, объединения 
этих индивидов на основе их статусных 
признаков в группы, социально-территориальные, 
этнические и иные общности. Социальная 
структура выражает объективное деление 
общества на общности, классы, слои, группы 
и т.д., указывая на различное положение 
людей по отношению друг к другу. Таким 
образом, социальная структура - это строение 
общества в целом, система связей между 
его основными элементами. Термин «стратификация» 
был заимствован из геологии, где он обозначает 
расположение пластов Земли по вертикали. 
Социология уподобила строение общества 
строению Земли и разместила социальные 
слои (страты) также по вертикали. Но первые 
идеи о социальной стратификации встречаются 
у Платона (выделяет три класса: философы, 
стражи, земледельцы и ремесленники) и 
Аристотеля (также три класса: «очень зажиточные», 
«крайне неимущие», «средний слой»). Окончательно 
идеи теории социальной стратификации 
оформились в конце 18 века благодаря появлению 
метода социологического анализа. Основой 
стратификации в социологии выступает 
неравенство, т.е. неравномерное распределение 
прав и привилегий, ответственности и 
обязанностей, власти и влияния. Первыми 
пытались объяснить природу социальной 
стратификации К.Маркс и М.Вебер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Системы стратификации
Различают открытые и закрытые системы стратификации. Социальную структуру, члены которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. Структуру, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус, называют закрытой системой стратификации.
В открытых системах 
стратификации каждый член общества 
может изменять свой статус, подниматься 
или опускаться по социальной лестнице 
на основе собственных усилий и способностей. 
Современные общества, испытывая 
потребности в 
Примером закрытой системы стратификации может служить кастовая организация Индии (она функционировала до 1900 г.). Традиционно индусское общество разделялось на касты, и люди наследовали социальный статус при рождении от своих родителей и не могли изменить его в течение жизни. В Индии насчитывались тысячи каст, но все они группировались в четыре основные: брахманов, или касту жрецов, численностью около 3% населения; кшатриев (потомки воинов) и вайшья (торговцы), которые вместе составляли около 7% индийцев; шудра, крестьян и ремесленников - около 70% населения, остальные 20% - хариджане, или неприкасаемые, которые традиционно были уборщиками, мусорщиками, кожевниками и свинопасами. Представители высших каст презирали, унижали и угнетали членов низших каст. Строгие правила не позволяли общаться представителям высших и низших каст, ибо считалось что это духовно оскверняет членов более высокой касты.
Измерения стратификации
Первыми попытались объяснить природу социальной стратификации Карл Маркс и Макс Вебер. Маркс считал, что в капиталистических обществах причиной социального расслоения является разделение на тех, кто владеет и управляет важнейшими средствами производства - класс капиталистов-угнетателей, или буржуазия, и тех, кто может продавать только свой труд,- угнетенный рабочий класс, или пролетариат. По мнению Маркса, эти две группы и их несовпадающие интересы служат основой расслоения. Таким образом, для Маркса социальная стратификация существовала только в одном измерении.
Полагая, что Маркс чересчур упростил картину стратификации, Вебер утверждал, что в обществе существуют и другие линии раздела, которые не зависят от классовой принадлежности или экономического положения, и предложил многомерный подход к стратификации, выделив три измерения: класс (экономическое положение), статус (престиж) и партию (власть). Каждое из этих измерений является отдельным аспектом социальной градации. Однако по большей части эти три измерения взаимосвязаны; они подпитывают и поддерживают друг друга, но все же могут не совпадать.
Экономическое положение. 
Экономическое измерение 
Престиж, авторитет, влияние и уважение в обществе, степень которых соответствует определенному социальному статусу. Престиж - явление неосязаемое, нечто подразумеваемое. Однако в повседневной жизни человек обычно стремится придать престижу ощутимость - присваивает титулы, соблюдает ритуалы уважения, выдает почетные степени, демонстрирует свое “умение жить”. Эти действия и объекты выполняют роль символов престижа, которым мы присваиваем социальную значимость.
В наши взаимодействия с другими обязательно входят переговоры относительно степени уважения и почтительности, которые мы должны оказывать и получать. Даже простому разговору свойственна некая негласная договоренность о том, что мы будем внимательно относиться к сказанному, если нашим словам будет уделено такое же внимание. Самыми различными способами мы демонстрируем почтение человеку более высокого ранга. Так, в ритуалах знакомства применяются символические действия - поклоны, комплименты. В ритуалах избегания та же цель достигается при сохранении “соответствующей дистанции” по отношению к престижным фигурам.
Для получения и 
удержания престижа недостаточно просто 
обладать богатством и властью - они 
должны быть выставлены на всеобщее обозрение, 
ибо престиж присваивается 
Престиж большинства 
современных людей 
Власть определяет, 
какие именно люди или группы смогут 
воплотить свои предпочтения в реальность 
социальной жизни. Власть - это способность 
отдельных лиц и социальных групп 
навязывать свою волю другим и мобилизовывать 
имеющиеся ресурсы для 
Основы власти подразделяются на три категории ресурсов
1. Принуждение - ресурсы, 
которые позволяют стороне, 
2. Побуждающие мотивы 
- ресурсы, которые позволяют 
3. Сила убеждения 
- ресурсы, которые дают 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.Типы социальной стратификации
Независимо от форм, которые принимает социальная стратификация, ее существование универсально. Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы.
Рабство.
Причины рабства. Неотъемлемой чертой рабства является владение одних людей другими. Рабы были и у древних римлян, и у древних африканцев. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. Наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей.
Обычно указывают на три причины рабства:
1. долговое обязательство, когда человек, оказавшийся не в состоянии заплатить долги, попадал в рабство к своему кредитору.
2. нарушение законов, 
когда казнь убийцы или 
3. война, набеги, покорение, 
когда одна группа людей 
Общие характеристики рабства. Хотя рабовладельческая практика была различной в разных регионах и в разные эпохи, но независимо от того, было ли рабство следствием неуплаченного долга, наказания, военного плена или расовых предрассудков; было ли оно пожизненным или временным; наследственным или нет, раб все равно являлся собственностью другого человека, и система законов закрепляла статус раба. Рабство служило основным разграничением между людьми, четко указывающим, какой человек является свободным (и по закону получает определенные привилегии), а какой - рабом (не имеющим привилегий).
Касты.
В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; если использовать социологические термины: базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от того, чего они лично сумели достичь в жизни.
Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к четкому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия - браки в рамках собственной группы - и существует запрет на межгрупповые браки. Для предотвращения контактов между кастами такие общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с представителями низших каст оскверняет высшую касту.
Индийское общество - наиболее яркий пример кастовой системы. Основанная не на расовых, а на религиозных принципах, эта система просуществовала почти три тысячелетия. Четыре основные индийские касты, или Варны, подразделяются на тысячи специализированных подкаст (джати), причем представители каждой касты и каждой джати занимаются каким-то определенным ремеслом.
Кланы.
Клановая система 
типична для аграрных обществ. В 
подобной системе каждый индивид 
связан с обширной социальной сетью 
родственников - кланом. Клан представляет 
собой нечто вроде очень 
Кланы напоминают и 
касты: принадлежность к клану определяется 
по рождению и является пожизненной. 
Однако в отличие от каст вполне 
допускаются браки между 
Процессы индустриализации и урбанизации превращают кланы в более изменчивые группы, в конце концов заменяя кланы социальными классами.
Классы
Системы стратификации, 
основанные на рабстве, кастах и кланах, 
являются закрытыми. Границы, разделяющие 
людей, настолько четки и тверды, 
что не оставляют людям возможности 
для перемещения из одной группы 
в другую, за исключением браков 
между членами различных 
Следовательно, основной 
характеристикой этой системы социальной 
стратификации является относительная 
гибкость ее границ. Классовая система 
оставляет возможности для