Технологии социальной работы с молодежью

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Объектом курсовой работы как исследования является молодежь как социальная группа.
Предметом курсовой работы как исследования является технология решений социальных проблем молодежи.
Цель: изучение сущности решения социальных проблем молодежи в российском обществе.
Задачами исследования являются следующие пути решения этой проблемы:
рассмотреть молодежь как социально – демографическую группу;
охарактеризовать социальные проблемы молодежи;
определить ценностные ориентиры молодежи;

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Положение молодежи в российском обществе
Молодежь как особая социально-демографическая группа.........................5

Ценностные ориентации современной молодежи.......................................12

Социальные проблемы молодежи.................................................................19


Глава 2. Деятельности органов по решению социальных проблем молодежи
2.1 Структура и задачи социальной службы для молодежи.............................20
Заключение..........................................................................................................30
Список использованной литературы..

Работа содержит 1 файл

курсовая технологии СР.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

     К сожалению, до сих пор остается весьма странной позиция Министерства образования и науки РФ. Так, на встрече с представителями государственного педагогического университета им. А.И. Герцена в Петербурге директор Департамента  государственной политики в образовании этого министерства И.И. Калина в ответ на критику в адрес министерства заявил: «Министерство не дает четких ориентиров,  и это так и должно быть, профессиональное сообщество должно делать такие предложения, от которых министерство не может отказаться».15 То есть, по Ильфу и Петрову, «дело спасения утопающих – дело самих утопающих». Не получая поддержки в ответ на свои обращения в указанное Министерство и прочие государственные инстанции по поводу обуздания деятельности аморальных СМИ, тоталитарных сект, инфраструктуры порока в стране, педагогическая общественность начинает создавать свои собственные просветительско -  воспитательные организации. Например, в Петербурге в 2002 г. была создана межвузовская Ассоциация духовно – нравственного просвещения «Покров» под председательством ректора Санкт – Петербургской Духовной Академии Архиепископа Константина, в которую вошли свыше десяти ведущих вузов города (ГПУ им. А.И. Герцена, СПбГУ, Университет технологии и дизайна, Университет экономики и финансов, Университет культуры и искусств, Военно – космическая Академия им. Можайского, российская военно – медицинская академия и др.). Ассоциация проводит не только всевозможные конференции, чтения, встречи, паломнические поездки, но и межвузовский творческий конкурс, посвященный дню святой Татьяны (номинация: благодатная педагогика, христианство и философия, сочинения и рассказы, видеофильмы, духовная и фольклорная музыка, изобразительное и прикладное искусство, Интернет – проекты и др.). совместно с телерадиокомпанией «Петербург» Ассоциацией «Покров» создан творческий коллектив «Духовное наследие», которое производит и выпускает десять еженедельных радиопередач. Ассоциацией совместно с Санкт – Петербургским Собором православной интеллигенции организован общественно – экспертный совет по вопросам культуры и рекламы, благодаря деятельности которого удалось улучшить в этическом отношении положение с уличной рекламой в городе.16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Социальные проблемы  молодежи 

      Молодежь  подразделяется на категории: школьная, студенческая, рабочая, сельская, молодые  предприниматели и т.д. Каждая молодежная социальная группа имеет свои экономические, социальные, социокультурные характеристики. Психологические характеристики во многом зависят от возрастных периодов – подростковый период, юношеский, молодежный. Наиболее социально уязвимым является подростковый и ранний юношеский период, когда молодой человек начинает самостоятельную жизнь. Получение профессионального образования, трудоустройство, жилищные проблемы, проведение досуга, отдыха – все эти вопросы можно успешно решать только при поддержке общества.

      Молодежь  как социально – демографическая  группа отнесена к группам социального  риска. Отсутствие жизненного опыта, социальных критериев поведения и образа жизни создает условия для отклоняющегося, асоциального поведения – вхождение в криминальные подростковые группы, приобщение к наркотикам, алкоголю, пустому времяпровождению и т.д.

      Анализ  социально – экономической ситуации, сложившейся в настоящее время в России и в ее регионах, позволяет обратить внимание на следующие важные аспекты социального положения молодежи. Снижение возможностей молодежи в экономическом развитии: число безработных среди молодежи составляет 28 % от общего числа зарегистрированных в службе занятости граждан. Происходит дифференциация молодежи в самых разных сферах: по экономическим, политическим, социальным, поведенческим и другим характеристикам. Сложился целый комплекс условий, способствующих распространению в молодежной среде негативных явлений: ослабление правового сознания, снижение ответственности перед ближайшем окружением, страной, будущими поколениями.17 
 

Глава 2. Деятельности органов по решению социальных проблем молодежи  

     2.1 Структура и задачи  социальной службы  для молодежи.

     Социальная  служба – это предприятие, учреждение, организация и отдельные юридические  лица различных форм собственности, осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской  деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.

      Социальные  службы могут быть государственными и муниципальными учреждениями социального  обслуживания молодежи (социальными  учреждениями для молодежи). К государственной  системе социального обслуживания молодежи на основании Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. № 3 "О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи" относятся:

* государственные  предприятия и учреждения социального обслуживания, которые являются федеральной собственностью и находятся в ведении органов по делам молодежи;

* государственные  предприятия и учреждения социального  обслуживания, являющиеся собственностью  субъектов Российской Федерации  и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

* муниципальные  учреждения, находящиеся в собственности  и в ведении органов местного  самоуправления.

      В соответствии с Примерным положением "Об учреждении органов по делам  молодежи", разработанным в 2005 г. Департаментом государственной молодежной политики воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России, учредителем служб могут быть органы по делам молодежи субъектов Российской Федерации или муниципальные органы по делам молодежи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На основании данного положения в систему учреждений органов по делам молодежи входят:

* учреждения  по делам молодежи, являющиеся  собственностью субъектов Российской  Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации);

* муниципальные  учреждения, находящиеся в собственности  и в ведении органов местного  самоуправления (муниципальных органов  по делам молодежи).

      Учреждения  создаются в целях обеспечения  социально-правовой защищенности подростков и молодежи, интеграции их в социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь страны, региона, поселения, города, а также целенаправленной социально-досуговой работы с подростками и молодежью по месту жительства, профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании среди подростков и молодежи.

      Основной  задачей учреждений органов по делам  молодежи является создание условий  для физического, духовного и нравственного развития подростков и молодежи в возрасте от 14 до 30 лет. Данные службы оказывают психологическую, социально-педагогическую, правовую и информационную помощь, содействуют занятости подростков и молодежи, их профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации, осуществляют поддержку молодых семей, содействуют в решении их жилищных проблем, поддерживают талантливую молодежь, детские и молодежные общественные объединения, молодежные инициативы, формируют и развивают кадровый потенциал. 
 

     Система социальной защиты молодежи в субъектах  Российской Федерации имеет следующую  структуру учреждений социального  обслуживания.

  1. Обязательный минимум учреждений для каждого города, района, куда входят:
    • центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социально помощи);
    • центр социальной помощи семье и детям;
    • социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних;
    • социальная гостиница;
    • социальный приют для детей и подростков.
  2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:
      •    центр социально – педагогической помощи;
      •    центр экстренной психологической помощи по телефону;
      •    дом милосердия;
    •    реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями (в том числе для детей и подростков).
  1. Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайонные учреждения, куда входят:
    •     центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
    •     дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;
    •     общежития для лиц с ограниченными возможностями.

      Изучение  реальных потребностей молодежи в социальных услугах – ключевой элемент при  формировании системы их социального  обслуживания. Согласно исследованиям, молодежь нуждается прежде всего  в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе «телефона доверия» и далее – в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии – приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семьи; учащиеся – телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.

      Одной из главных проблем молодых рабочих  является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Переход к рынку предлагает коренное преобразование стимулов и мотивов экономической активности людей, формирование готовности и способности молодого поколения жить и работать в новых условиях. Изучение отношение к труду различных категорий молодежи показало, что в ее сознании произошла коренная переориентация от предпочтения нематериальных ценностей к материальным. «Большая зарплата» -  это мотив оказался решающимся при выборе мета работы для 59,9 %  юношей и девушек в возрасте 17 лет, для 65,3 % - в возрасте 24 лет и для 64,4 % - в возрасте 31 года. Такие ценности, как содержание труда, самоопределение в труде, возможность реализации своих знаний и способностей, отошли на второй план.

      Молодежь  отдает предпочтение «телефону доверия». Это вызвано возросшей конфликтностью нашей жизни, зачастую отсутствуют понимание в семье, школе, неумение найти настоящих друзей и просто общаться. Лишь 10 - 17 % респондентов считают, что атмосфера в школах и училищах нормальная, благоприятная, почти каждый второй указывает на отсутствие понимания между педагогами и учащимися, 65 5 признались, что духовной близости ни с кем из педагогов не чувствуют. Более 50 % не удовлетворены своим статусом в семье: одни жалуются на чувство одиночества, другое – на чрезмерную опеку со стороны взрослых, третьих не устраивает необходимость подчиниться старшим.

      При организации социальных служб для  молодежи очень важно четко определить их задачи. Так, социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения: отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.

      В задачи отделения диагностики входит: выявить дезадаптированных детей  и подростков, создавать банк данных и них; выявлять и анализировать  факторы социальной дезадаптации детей, ее формы и стадии; изучать состояние здоровья, особенности личностного развития и поведения детей и подростков; разрабатывать индивидуальнее программы социальной реабилитации несовершеннолетних, комплекс мероприятий, направленных на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности.

      Основными задачами отделения социальной реабилитации является: организация поэтапного выполнения программ социальной реабилитации несовершеннолетних; восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи; оздоровление межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников, устранение психотравмирующих ситуаций, выработка навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности; содействие в получении специальности и работы; оказание комплексной медико-педагогического и правовой помощи и др.18

      В Российской Федерации накоплен опыт практической социальной работы с молодежью. Так, в Ярославле принята областная государственная социальная программа «Молодежь», направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Астраханская областная социальная служба помогает молодым людям разобраться в себе и окружающих, учит самостоятельно находить вход из стрессовых ситуации, снимать ее последствия, обретать уверенность в своих силах. В деятельности служб предпочтение отдается таким видам помощи и услуг молодежи, как консультативная помощь по правовым вопросам, семейно – брачным отношениям, медико-психологическая помощь и т. д.

      В Томске каждый год проводится городской  фестиваль молодых семей «Счастливы вместе».

      Программа фестивальных дней была ориентирована на формирование у молодежи установки на создание семьи, воспитание культуры супружеских взаимоотношений и здорового образа жизни, профилактику разводов в молодых семьях, снижение уровня конфликтности, сохранение, укрепление семейных традиций и связи поколений. Организаторами фестиваля выступили Департамент социальной политики администрации Томска, Интернет – портал mama.tomsk.ru, Центр сознательного родительства «Озеро». В филиале участвовали 3 семьи, прошедшие предварительные отборочные этапы. Во время выполнения конкурсных заданий они демонстрировали пути бесконфликтного решения проблемных ситуаций, нередко возникающих в молодых семьях. Кроме того, участники конкурса представили проекты социальной рекламы. Семьей года была признана семья Михайловы. Все финалистов конкурса и победителей наградили денежными призами и дипломами. Для тех, кто пришел за них  «поболеть», была организована выставка – ярмарка организаций, ориентированных по роду деятельности на пап и мам и их детей. На ярмарке можно было получить купон бесплатного подключения к Интернету и сделать бесплатно профессиональное фото.19

Информация о работе Технологии социальной работы с молодежью