Технологии социальной работы с неполными семьями

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: проанализировать технологию социальной работы с неполной семьёй.
Задачи работы:
1. Изучить понятие неполной семьи и источники формирования неполной семьи.
2. Рассмотреть проблемы неполных семей.
3. Проанализировать систему социальной помощи неполным семьям.
4. Изучить направления социальной работы с неполной семьей.
5. Рассмотреть новые технологии социального обслуживания семьи и детей.
Метод исследования - теоретический анализ литературы по теме.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 55.62 Кб (Скачать)

       В рамках воспитательной деятельности  одному родителю сложно осуществить  полноценный контроль за ребенком и в целом влиять на их поведение. Эффективному воспитанию мешает ряд объективных причин: разрушается привычная триада в семье: “отец + мать + дети”; основная причина – чрезмерная занятость на работе, не позволяющая уделять детям достаточного внимания. [5;78]

       Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества  к неполной семье с несовершеннолетними  детьми, связана с качеством здоровья  последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, не обращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п.

    Таким образом неполная семья — это малая социальная группа, состоящая из одного родителя и проживающих вместе с ним детей. Существует ряд проблем, касающихся неполных семей, к которым относятся социально - экономические, педагогические, медицинские и психологические. Среди  них особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. 
 

Глава II. Технологии социальной работы с неполной семьей

2.1. Система социальной помощи неполным семьям 

    Семейная  система, как правило, состоит из следующих подсистем: брачная подсистема - взаимоотношения супругов как родителей  ребенка (детей); подсистема «родители- дети»- взаимоотношения между поколениями, при изучении которых особый интерес для социального работника представляет определение границ власти и ответственности; подсистема «братья- сестры».

      С точки зрения системно- структурного подхода становится особенно заметной «ущербность» неполной семьи: она имеет «урезанные» брачную, родительскую и родительско- детскую подсистемы.

Важный  для специалиста по социальной работе аспект анализа неполной семьи- это ее сплоченность, которая порождает чувство «мы- одна семья» и создает благоприятный эмоциональный фон, существенный для самочувствия и психологического комфорта всех ее членов, в первую очередь детей. [9;37]

    В семейных отношениях присутствуют как  привязанность членов семьи  друг к другу, так и рознь, отчуждение, что необходимо учитывать социальному  работнику. Семейные правила и нормы  являются средством сплочения семьи. Выявление того, что дозволяется  в семье взрослым и детям и  при каких обстоятельствах, помогает социальному работнику установить взаимосвязи членов семьи. В семье  часто имеются противоречивые ожидания, которые необходимо выявлять, так  же как и влияния, которое оказывает  на семью предрассудки и ее дискриминация  в следствии какого-то отличия от окружающей среды.

    Важно знать характер и степень влияние  на семью таких систем как церковь, школа, экология и другие объективные и субъективные факторы.

    Для лучшего понимания неполной семьи  специалист по социальной работе должен иметь представление значительные события, повлекшие за собой серьезные  изменения внутри семейной системы, ее адаптацию к изменившимся обстоятельствам.

    Практика  социальной работы с неполной семьей показывает, что важно рассмотреть  типы индивидуальных клиентов в первую очередь родителей: кто просит помощи для себя; просит помощи для другого  человека или группы лиц; не ищет помощи, но тем или иным способом препятствует нормальному функционированию другого  человека (члена семьи); ищет или  использует помощь как средство достижения собственных целей; ищет помощи, но для достижения недостойных целей.

    Взаимодействия  социального работника и клиента  будут значительно различаться  в зависимости от типа клиента  и характера ожидаемой помощи. Социальный работник должен определить что заставило клиента обратиться за социальной услугой,- проблемы социального, психологического, педагогического характера; недостаток или отсутствие материальных средств; межличностные отношения; психические расстройства; расхождение между ожиданиями родителей и потребностями возможностями ребенка; расхождение между ожиданиями окружающих и запросами самого клиента.

    Специалист  по социальной работе может поддерживаться следующей схемы целенаправленного  изучения социальной ситуации: характеристика места проживания клиента, культурное окружение, социально- экономические  условия,  экологические условия, политическая система, образовательная  система, социокультурная система, система гуманитарной помощи. [14;57]

    Важнейшим направлением деятельности специалиста  по социальной работе является социальная защита детей, в том числе и  детей из неполной семьи: воздействие  на условия среды, где он растет, оказание поддержки его воспитателям, в том числе родителям. Необходимо создать детям необходимые предпосылки, отвечающие установленным общим правилам их содержания и целям воспитания.

    В решении трудных вопросов семейного  воспитания, а также психолого- педагогическом просвещении родителей участвуют специалисты социальных ведомств.

    В России существуют психолого- педагогические и медико- социальные центры индивидуального сопровождения и развития ребенка в городских районах, в которых работают психологи, социальные работники, социальные педагоги, врачи, логопеды и дефектологи. [3;237]

    Клиентами подобных центров являются родители и дети из проблемных семей, в частности  неполных. Нередко такая семья  в полном составе посещает консультативный  центр, а объем применения организационной  семейной терапии с каждым годом.

    Более распространенной формой социальной помощи семье являются центры смешанного типа, где объединяется работа различных  служб. Так, одной из них является служба социальной реабилитации, работающая с людьми, попавшими в трудную  жизненную ситуацию. Здесь оказывают  материальную поддержку, помогают найти  работу, занимаются проблемами усыновления, опеки, попечительства.

    В медико-социальном центре оказывается помощь не только детям, но и членам семьи, всем слоям населения. Здесь осуществляется патронаж семей с малолетними детьми, проводится пропаганда здорового образа жизни, медицинская профилактика. После выявления нуждающихся семей социально-бытовые службы оказывают им различную помощь: семьи прикрепляют к магазинам, мастерским и т.д.

      В центре психолого-педагогической  помощи семье и детям помогают  установить в семье нормальную  психологическую обстановку, осуществляют  психологическое и педагогическое  просвещение всех ее членов.

    Распространенной  формой работы с трудными детьми и  подростками являются центры социальной реабилитации детей и подростков. В них занимаются профилактикой антиобщественного поведения детей и подростков, организуя их труд и учебу, помогая выйти из кризисного состояния.

    Центры  социальной защиты осуществляют правовую и юридическую помощь несовершеннолетним и их семьям. Контролируют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают  детей и подростков в преступления. Помогают вышедшим из заключения.[7;54]

    В дошкольных центрах социально-педагогической поддержки занимаются обучением  и воспитанием детей по программе  детских садов, осуществляют психологическую  и педагогическую реабилитацию детей  с отклонениями в умственном и  физическом развитии. В центрах разрабатываются  индивидуальные реабилитационные программы  для каждого ребенка. Ведется  психологический и педагогический контроль за процессом реабилитации.

    Особое  место в социальной работе отводится  контактам с родителями. Эти контакты помогают социальному работнику  проводить реабилитационную работу с ребенком и членами семьи.

    Чаще  всего каким-либо из центров охвачены семьи “группы риска”, оказавшиеся  в тяжелом материальном положении, где родители учатся, работают на вредном  производстве, нетрудоспособные, имеющие  детей-инвалидов.

    Одной из форм помощи семье является организация  центров семейного досуга. Они  создаются на государственные, муниципальные, общественные и частные средства.

    При многих центрах созданы службы “Телефон доверия”, различные семейные клубы. Ценность последних состоит в  том, что в них дети и взрослые проводят свое свободное время вместе, здесь объединяются их интересы, например раннее закаливание детей, обучение плаванию грудных детей, совместное творчество взрослых и детей: изобретательство, спорт, искусство.

    Родители  лучше узнают своих детей, дети учатся общению. Для неполной семьи компенсируется недостаток мужского или женского воспитания. В таких клубах семья получает поддержку в кризисных ситуациях.

    Социальные  работники центра приобщают семью  к такому виду отдыха, как туризм. Это прогулки, туристические походы, экскурсии, путешествия семьи или нескольких семей.[4;110] 

2.2. Социальная работа с неполной семьей 

       В зависимости от характера  семейных проблем, их сложности,  остроты или запущенности, в работе  с каждой конкретной неполной  семьей используются различные  формы и методы социальной  работы. Это и индивидуальная, и  групповая (клубная) социальная  работа, работа в рамках семейного  консультирования (семейной терапии)  и социального патронажа, работа  отдельно с ребенком, с родителем  или с ними обоими одновременно.[13;64]

       В случае если неполная семья попала в поле зрения социальной службы из-за проблем, связанных с девиантным поведением ребенка (плохая успеваемость в школе, приводы в детскую комнату милиции, подозрения на употребление наркотиков и т.п.), усилия социальной службы направляются, прежде всего, на проведение социальной работы с неполной семьей в контексте оказания помощи данному ребенку. Для этого специалисты социальной службы проводят обследование неполной семьи и по ее результатам разрабатывают индивидуальную программу социальной реабилитации (ИПР) несовершеннолетнего.

       Разработка и проведение индивидуальной  программы реабилитации ребенка  из неполной семьи включает  в себя диагностику семейной  и школьной ситуации, выявление  первичной социальной сети подростка,  обязательный анализ его медико-социального и психологического статуса, определение степени развития его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. На основе данных, полученных в ходе этой комплексной диагностики, составляется индивидуальная программа работы с ребенком, включающая меры по разрешению школьных проблем ребенка, вовлечению его в более благоприятное социальное окружение, разрешению его психологических проблем, содействие в преодолении у него девиантных наклонностей. [21;71]

       При сборе информации о ребенке  во внешней среде (в школе,  среди соседей и пр.) должны  проявиться особые профессиональные  качества социального работника:  способность к наблюдению, коммуникабельность, умение анализировать ситуацию  и делать выводы. При общении  с лицами, способными дать необходимую  информацию, необходимо соблюдать  особенный такт: не дать повода  соседям, учителям или др. собеседникам  для лишних сплетен.

       Специалисту следует разобраться,  не является ли девиантное поведение ребенка демонстративным, с подсознательной целью привлечь к себе внимание взрослых и тем самым компенсировать недостающее ему внимание.

       Параллельно с этими мероприятиями  должна быть осуществлена социальная  и психологическая диагностика  семейной ситуации ребенка. В  нее должны быть включены мероприятия  по обследованию условий проживания  ребенка в семье, а также  должно быть проведено собеседование  с его матерью (отцом) с целью  выявления существующих в семье  экономических, жилищных, бытовых,  педагогических, психологических, проблем  с трудоустройством и т.п. [14;29]

Информация о работе Технологии социальной работы с неполными семьями