Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:42, курсовая работа
Цель  данной работы: проанализировать технологию социальной работы с неполной семьёй.
     Задачи  работы:  
1. Изучить понятие неполной семьи и источники формирования неполной семьи.  
2. Рассмотреть проблемы неполных семей.  
3. Проанализировать систему социальной помощи неполным семьям.  
4. Изучить направления социальной работы с неполной семьей.  
5. Рассмотреть новые технологии социального обслуживания семьи и детей.  
Метод исследования - теоретический анализ литературы по теме.
       
В рамках воспитательной 
       
Следующая социальная 
    Таким 
образом неполная семья — это малая социальная 
группа, состоящая из одного родителя 
и проживающих вместе с ним детей. Существует 
ряд проблем, касающихся неполных семей, 
к которым относятся социально - экономические, 
педагогические, медицинские и психологические. 
Среди  них особенно остро стоит проблема 
ее функционирования как института воспитания 
и социализации детей. 
 
Глава II. Технологии социальной работы с неполной семьей
2.1. 
Система социальной 
помощи неполным семьям 
Семейная система, как правило, состоит из следующих подсистем: брачная подсистема - взаимоотношения супругов как родителей ребенка (детей); подсистема «родители- дети»- взаимоотношения между поколениями, при изучении которых особый интерес для социального работника представляет определение границ власти и ответственности; подсистема «братья- сестры».
С точки зрения системно- структурного подхода становится особенно заметной «ущербность» неполной семьи: она имеет «урезанные» брачную, родительскую и родительско- детскую подсистемы.
Важный для специалиста по социальной работе аспект анализа неполной семьи- это ее сплоченность, которая порождает чувство «мы- одна семья» и создает благоприятный эмоциональный фон, существенный для самочувствия и психологического комфорта всех ее членов, в первую очередь детей. [9;37]
    В 
семейных отношениях присутствуют как 
привязанность членов семьи  друг 
к другу, так и рознь, отчуждение, 
что необходимо учитывать социальному 
работнику. Семейные правила и нормы 
являются средством сплочения семьи. 
Выявление того, что дозволяется 
в семье взрослым и детям и 
при каких обстоятельствах, помогает 
социальному работнику 
Важно знать характер и степень влияние на семью таких систем как церковь, школа, экология и другие объективные и субъективные факторы.
    Для 
лучшего понимания неполной семьи 
специалист по социальной работе должен 
иметь представление 
Практика социальной работы с неполной семьей показывает, что важно рассмотреть типы индивидуальных клиентов в первую очередь родителей: кто просит помощи для себя; просит помощи для другого человека или группы лиц; не ищет помощи, но тем или иным способом препятствует нормальному функционированию другого человека (члена семьи); ищет или использует помощь как средство достижения собственных целей; ищет помощи, но для достижения недостойных целей.
    Взаимодействия 
социального работника и 
    Специалист 
по социальной работе может поддерживаться 
следующей схемы 
Важнейшим направлением деятельности специалиста по социальной работе является социальная защита детей, в том числе и детей из неполной семьи: воздействие на условия среды, где он растет, оказание поддержки его воспитателям, в том числе родителям. Необходимо создать детям необходимые предпосылки, отвечающие установленным общим правилам их содержания и целям воспитания.
В решении трудных вопросов семейного воспитания, а также психолого- педагогическом просвещении родителей участвуют специалисты социальных ведомств.
В России существуют психолого- педагогические и медико- социальные центры индивидуального сопровождения и развития ребенка в городских районах, в которых работают психологи, социальные работники, социальные педагоги, врачи, логопеды и дефектологи. [3;237]
Клиентами подобных центров являются родители и дети из проблемных семей, в частности неполных. Нередко такая семья в полном составе посещает консультативный центр, а объем применения организационной семейной терапии с каждым годом.
Более распространенной формой социальной помощи семье являются центры смешанного типа, где объединяется работа различных служб. Так, одной из них является служба социальной реабилитации, работающая с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Здесь оказывают материальную поддержку, помогают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опеки, попечительства.
В медико-социальном центре оказывается помощь не только детям, но и членам семьи, всем слоям населения. Здесь осуществляется патронаж семей с малолетними детьми, проводится пропаганда здорового образа жизни, медицинская профилактика. После выявления нуждающихся семей социально-бытовые службы оказывают им различную помощь: семьи прикрепляют к магазинам, мастерским и т.д.
     
В центре психолого-
Распространенной формой работы с трудными детьми и подростками являются центры социальной реабилитации детей и подростков. В них занимаются профилактикой антиобщественного поведения детей и подростков, организуя их труд и учебу, помогая выйти из кризисного состояния.
Центры социальной защиты осуществляют правовую и юридическую помощь несовершеннолетним и их семьям. Контролируют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подростков в преступления. Помогают вышедшим из заключения.[7;54]
    В 
дошкольных центрах социально-
Особое место в социальной работе отводится контактам с родителями. Эти контакты помогают социальному работнику проводить реабилитационную работу с ребенком и членами семьи.
Чаще всего каким-либо из центров охвачены семьи “группы риска”, оказавшиеся в тяжелом материальном положении, где родители учатся, работают на вредном производстве, нетрудоспособные, имеющие детей-инвалидов.
Одной из форм помощи семье является организация центров семейного досуга. Они создаются на государственные, муниципальные, общественные и частные средства.
При многих центрах созданы службы “Телефон доверия”, различные семейные клубы. Ценность последних состоит в том, что в них дети и взрослые проводят свое свободное время вместе, здесь объединяются их интересы, например раннее закаливание детей, обучение плаванию грудных детей, совместное творчество взрослых и детей: изобретательство, спорт, искусство.
    Родители 
лучше узнают своих детей, дети учатся 
общению. Для неполной семьи компенсируется 
недостаток мужского или женского воспитания. 
В таких клубах семья получает 
поддержку в кризисных 
    Социальные 
работники центра приобщают семью 
к такому виду отдыха, как туризм. 
Это прогулки, туристические походы, 
экскурсии, путешествия семьи или нескольких 
семей.[4;110] 
2.2. 
Социальная работа с 
неполной семьей 
       
В зависимости от характера 
семейных проблем, их 
В случае если неполная семья попала в поле зрения социальной службы из-за проблем, связанных с девиантным поведением ребенка (плохая успеваемость в школе, приводы в детскую комнату милиции, подозрения на употребление наркотиков и т.п.), усилия социальной службы направляются, прежде всего, на проведение социальной работы с неполной семьей в контексте оказания помощи данному ребенку. Для этого специалисты социальной службы проводят обследование неполной семьи и по ее результатам разрабатывают индивидуальную программу социальной реабилитации (ИПР) несовершеннолетнего.
       
Разработка и проведение 
       
При сборе информации о 
       
Специалисту следует 
       
Параллельно с этими 
Информация о работе Технологии социальной работы с неполными семьями