Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей- инвалидов (на примере реабилитационного центра для несовершеннолетних)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Современное состояние экономической и социальной сферы России свидетельствует о том, что неотъемлемой частью преобразований, происходящих в стране, стала социальная незащищенность населения. И в первую очередь она затронула такой слой населения, как дети-инвалиды.
Особую актуальность тема исследования приобрела на современном этапе развития государства. Необходимость более пристального внимания к данной категории детей обусловлена не только их высокой численностью, но и объективной ограниченностью их возможностей к полноценному участию в жизни общества, к труду, к самообслуживанию.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 121.22 Кб (Скачать)

Курсовая  работа

на тему:

Технологии  социальной работы с семьями, воспитывающими детей- инвалидов (на примере реабилитационного центра для несовершеннолетних)

 

Введение

Современное состояние экономической и социальной сферы России свидетельствует о  том, что неотъемлемой частью преобразований, происходящих в стране, стала социальная незащищенность населения. И в первую очередь она затронула такой  слой населения, как дети-инвалиды.

Особую актуальность тема исследования приобрела на современном  этапе развития государства. Необходимость  более пристального внимания к данной категории детей обусловлена  не только их высокой численностью, но и объективной ограниченностью  их возможностей к полноценному участию в жизни общества, к труду, к самообслуживанию.

В Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается  рост числа детей-инвалидов. По данным министра здравоохранения и социального  развития Татьяны Голиковой на август 2009 года, численность детей-инвалидов  в России составляет 545 тысяч человек, 12,2% из них проживают в настоящее  время в учреждениях-интернатах.

Статистические  данные и результаты многочисленных исследований неопровержимо доказывают, что дети-инвалиды это одна из категорий  инвалидов, нуждающихся в особой поддержке государства.

Тульская  область является старопромышленным регионом с преобладанием городского населения, значительная часть её территории подверглась радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Это обусловливает высокую долю инвалидов в общей численности населения Тульской области — 11,7%, что выше среднего показателя по Российской Федерации (9%).Число детей-инвалидов, проживающих в Тульской области, с 2007 года остаётся относительно стабильным – около 5 тысяч человек, что составляет 2% от общей численности детей в регионе. По состоянию на 1 октября 2009 года в органах социальной защиты населения области на учёте состоит 4544 семьи, в которых воспитывается 4621 ребёнок-инвалид. При этом 20% семей с детьми-инвалидами в регионе являются неполными. Большинство матерей не работают в связи с необходимостью постоянного ухода за детьми. Более 70% семей с детьми-инвалидами относятся к категории малообеспеченных.

В такой ситуации органы власти не могут оставаться безучастными к этой проблеме, соответственно, они должны принимать меры к стабилизации и улучшению обстановки в этой сфере. Департамент социального  развития Тульского региона разработал программу "Стирая грани" по развитию единого реабилитационного пространства для детей-инвалидов в условиях семейного воспитания, их социализации и интеграции в общество. 
На территории региона работают более 70 учреждений, оказывающих комплексные или специализированные услуги по социальной реабилитации, адаптации, образованию, лечению детей-инвалидов.

В научной  литературе и социальной практике сложились  разные подходы к выбору технологий работы с данной категорией детей. Относительно реабилитации детей с ограниченными  возможностями, по единодушному мнению специалистов в этой области Акатова, Дивициной, Зозули, Курбатова, Холостовой, данный процесс необходимо начинать с семьи.

Вместе с  тем обозначенная проблема пока не получила полного решения. В ситуации, когда многие семьи сталкиваются с проблемами воспитания детей, с  ограниченными возможностями, эту  роль взяли на себя социально-реабилитационные центры.

Поэтому с  усилением этой тенденции острее встает вопрос о создании эффективной  комплексной системы поддержки  семей, имеющих детей-инвалидов

В связи с  этим мы избрали темой исследования – «Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей- инвалидов (на примере реабилитационного центра для несовершеннолетних)».

Цель исследования: раскрыть содержание технологий социальной работы с семьями, воспитывающих  детей-инвалидов.

Объект исследования – технологии работы с семьями, воспитывающие  ребенка-инвалида.

Предмет исследования – особенности комплексной социальной реабилитации с семьями, имеющими детей  с ограниченными возможностями  в условиях реабилитационного центра

Задачи:

- раскрыть  особенности технологий, применяемых  в работе с семьей воспитывающей  ребенка-инвалида.

- рассмотреть  возможности социально-реабилитационного  центра в осуществлении комплексной  социальной реабилитации семьи,  имеющей ребенка с ограниченными  возможностями.

Методы исследования: наблюдение, анализ научной литературы, сравнение, обобщение.

 

1 Общие технологии  социальной работы с семьей, имеющей  ребенка-инвалида

Вся сложность  и многоаспектность проблем детей - инвалидов и их семей в значительной степени находит отражение в  социально-экономических технологиях  работы с инвалидами, в деятельности системы государственного социального  обеспечения.

Воспитание  ребенка-инвалида — одна из самых  сложных и трудных задач. Очень  важно дать понять ребенку, что он не инвалид, а просто «ребенок со специфическими нуждами».

Остановимся на социально-реабилитационной работе с детьми-инвалидами, обсудим некоторые  принципы и направления работы с  семьей, имеющей ребенка с ограниченными  возможностями.

Относительно  реабилитации детей с ограниченными  возможностями, по единодушному мнению специалистов в этой области, Акатова, Дивициной, Зозули, Курбатова, Холостовой, данный процесс необходимо начинать с семьи. Ибо роль семьи в реабилитации детей-инвалидов просто трудно переоценить. Но при этом значение семьи может быть не только положительным, но и отрицательным. Родители должны быть подготовлены к осуществлению реабилитации детей-инвалидов в домашних условиях. Для оказания помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов работают социально-реабилитационные центры, деятельность которых способствует сокращению числа детей-инвалидов, поступающие в детские дома-интернаты. Особенностью большинства социально-реабилитационных учреждений, является его многопрофильность. Спектр реабилитационных услуг, предоставлямые центрами, весьма широк.

Это социальное обслуживание на дому, включая медико-социальный патронаж, психологическая и педагогическая поддержка, обслуживание детей в отделении дневного пребывания с использованием комплекса реабилитационных мероприятий; стационарное обслуживание с определением конкретных сроков пребывания ребенка в центре; амбулаторное обслуживание семей с получением консультаций специалистов.

Основными задачами реабилитационных учреждений являются:

детализация и конкретизация индивидуальных программ реабилитации инвалидов, разрабатываемых  учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы;

разработка  планов и программ проведения реабилитации ребенка –инвалида и его семьи в конкретном учреждении;

проведение  медицинской реабилитации, осуществление  профессиональной реабилитации инвалидов, включающей профессиональную ориентацию, профессиональное обучение, проведение социальной реабилитации инвалидов, включающей социально-средовую ориентацию и социально-бытовую  адаптацию;

динамический  контроль над процессом реабилитации инвалидов;

оказание  консультативно-методической помощи по вопросам реабилитации инвалидов общественным, государственным и иным организациям, а также отдельным гражданам.

Медицинская реабилитация включает в себя консультации, проведение курсов массажа, ЛФК, физиотерапию, рефлексотерапию, медикаментозное  лечение и др.

По мнению Чернецкой одной из технологий медико – социальной работы является оккупационная терапия.

Оккупационная терапия — терапия повседневными  занятиями — профессия, существующая в большинстве стран мира. Оккупационные  терапевты работают в команде  со специалистами по социальной работе, врачами, педагогами, психологами. Она  является интегральной частью комплексной  программы медицинской, социальной и психолого-педагогической реабилитации. Это необходимый компонент эффективной  помощи людям, испытывающим трудности  функционирования в повседневных ситуациях.

Термин трудотерапия входит сегодня в профессиональную лексику сферы социально-реабилитационных технологий. Министерство социальной защиты РФ в новых учреждениях  — центрах социальной реабилитации — вводит ставки трудотеропевтов. Пожалуй, в российской практике многое из того, чем владеет оккупационный терапевт в странах Запада, имеется в арсенале медика, инструктора ЛФК, дефектолога, а с недавнего времени и социального работника, поскольку терапия социальным окружением входит в сферу его компетенции. Часто социальный работник выступает в роли координатора услуг, необходимых ребенку, взрослому или всей семье, добиваясь согласованной деятельности врача, педагога, психолога, трудотерапевта, других представителей социального окружения клиента, упрочивая сеть социальной и профессиональной поддержки всей семьи.

Можно констатировать, что медицинская реабилитация инвалида в большинстве случаев должна осуществляться пожизненно, так как  для предотвращения негативной динамики состояния индивида необходимы меры его медицинской поддержки и  оздоровления. Весь цикл лечебно-восстановительных  мероприятий сопровождает психологическая  реабилитация, содействуя преодолению  в сознании больного мыслей о бесполезности  реабилитации.

Кроме того, психологическая  реабилитация является самостоятельным  направлением реабилитационной деятельности, направленным на преодоление страха перед действительностью, изживание  социально-психологического комплекса "калеки", укрепление активной, деятельной личностной позиции. (Холостова) Разнообразны виды психологической реабилитации; консультирование, индивидуальный психотерапевтический прием, групповой и индивидуальный психотренинг, психокоррекция невротических расстройств и задержки психического развития, семейная психокоррекция, психопрофилактика.

Коррекционно-педагогическая реабилитация, проводимая Центром, включает в себя консультирование родителей  по вопросам воспитания и обучения, так как у родителей детей-инвалидов  существует стойкий стереотип по поводу исключительной эффективности  одного медикаментозного лечения. Работает психолого-медико-педагогический консилиум, проводятся занятия с детьми как в Центре, так и на дому.

Обязательной  является и профессиональная реабилитация; работа различных кружков, компьютерное развивающее обучение, формирование базы данных о специальных учреждениях, консультации по направлению в учебные  заведения, работа со службой занятости. Для детей-инвалидов крайне важно  меньше ощущать свои в чем-то ограниченные, чем у сверстников, возможности. Этому способствует работа оздоровительных секций на стадионе, проведение спортивно-культурных, мероприятий. Что касается социокультурной реабилитации, то она проводится действующим клубом, кружками. ( Дивицина семьеведени с 232-233)

Ранняя интервенция  в системе социального обслуживания семей с детьми - инвалидами

Во многих развитых странах, а в России —  пока только в некоторых регионах, например в Москве и Санкт-Петербурге, — разнообразные услуги для детей, имеющих нарушения развития, объединены в программах ранней интервенции. Что  такое ранняя интервенция?

Ранней интервенцией называют не узкоспециализированную деятельность, но широкий спектр услуг, предоставляемых  маленьким детям, имеющим нарушения  развития, и их семьям.

Основная  цель ранней интервенции связана  с обеспечением социального, эмоционального, интеллектуального и физического  роста ребенка, имеющего нарушения  развития, и достижением максимального  успеха в раскрытии потенциала ребенка  для обучения. Другая цель ранней интервенции  отражает ее превентивную направленность в аспекте предупреждения вторичных  дефектов у детей с нарушениями  развития. Искажение семейных взаимоотношений  может быть вызвано несоответствием  аттитюдов и экспектаций родителей или других членов семьи относительно ребенка. Поведение ребенка может также повлиять на разрушение семейных взаимоотношений. Помогая семьям достичь понимания и приобрести навыки, более эффективно адаптирующие членов семей к особенностям их ребенка, ранняя интервенция нацелена на предотвращение дополнительных воздействий, способных усугубить нарушения детского развития.

Третья цель ранней интервенции состоит в  том, чтобы абилитировать (усилить) семьи, имеющие детей с задержками развития так, чтобы эти семьи могли удовлетворять потребности ребенка максимально эффективно. В последние годы ранняя интервенция в ряде стран мира становится все заметнее сфокусированной на работе с семьей, что требует от профессионала отношения к родителям как к партнерам, обнаружения того, что сами родители хотят для себя и своих детей, изучения способа функционирования конкретной семьи и выработки индивидуальной программы, соответствующей семейным потребностям и стилям.

Какие типы услуг  включены в раннюю интервенцию? Набор  услуг, объединенных в ее систему, значителен. Помимо тех, что направлены на помощь самим детям, есть целый ряд услуг  для родителей, для семьи в  целом и для более широкого окружения. (приложение стр 267 Чернецкая)

Безусловно, целый ряд компонентов такой  системы услуг присутствует и  в российских условиях. В то же время  существует ряд проблем:

•  социальная неготовность семьи к принятию профессиональной помощи;

•  недостаток информации о ранней интервенции и несформированность организационной структуры ранней интервенции. (технология Чернецкая)

Система реабилитации предусматривает значительный набор  услуг, оказываемых не только детям, но и их родителям, семье в целом  и более широкому окружению. Все  услуги скоординированы таким образом, чтобы оказать помощь индивидуальному  и семейному развитию и защитить права всех членов семьи. Помощь при  малейшей возможности должна оказываться  в естественном окружении, т. е. не в  изолированном учреждении, а по месту  жительства, в семье.

Технологии  социальной реабилитации можно определить как способы осуществления деятельности по социальной реабилитации на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей

координацией  и синхронизацией и выбора оптимальных  средств, методов их выполнения.

Адаптационное обучение инвалида и его семьи

Врач-специалист по реабилитации, специалист по социальной работе и психолог осуществляют адаптационное  обучение инвалида. С адаптационного обучения начинается социальная реабилитация инвалида.

Адаптационное обучение инвалида проводится в форме  занятий (лекций) в течение 7—10 дней.

Программа обучения включает вопросы;

-об особенностях  течения заболевания, мероприятиях  по изменению образа жизни,  диеты, величины физических и  психических нагрузок;

-о возникающих  в результате нарушения здоровья  ограничениях жизнедеятельности,  связанных с ними социально-психологических,  физиологических и экономических  проблемах;

Информация о работе Технологии социальной работы с семьями, воспитывающими детей- инвалидов (на примере реабилитационного центра для несовершеннолетних)