Технология освоения больших объемов информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 22:01, реферат

Описание работы

Общая установка учителя: все ученики могут и должны освоить данный учебный материал полностью. Если, например, учитель химии, сам не уверен в том, что сегодняшний школьник может, а главное, должен усваивать курс химии в том объеме и на том уровне сложности, который требует школьная программа, то «раскручивать» весь курс, используя эту технологию, не следует. Хотя отдельные темы, такие, например, как «Первоначальные химические понятия», «Количественные отношения в химии», «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева», с учетом требований той же программы вполне могут быть успешно освоены всеми учениками при использовании этой технологии.

Работа содержит 1 файл

технология освоения.docx

— 17.41 Кб (Скачать)

Основные характеристики технологии полного усвоения  

(по М.В. Кларину) 

  

Общая установка  учителя: все ученики могут и  должны освоить данный учебный материал полностью. Если, например, учитель  химии, сам не уверен в том, что  сегодняшний школьник может, а главное, должен усваивать курс химии в  том объеме и на том уровне сложности, который требует школьная программа, то «раскручивать» весь курс, используя  эту технологию, не следует. Хотя отдельные  темы, такие, например, как «Первоначальные  химические понятия», «Количественные  отношения в химии», «Периодический закон и периодическая система  Д.И. Менделеева», с учетом требований той же программы вполне могут  быть успешно освоены всеми учениками  при использовании этой технологии. 

Разработка критериев (эталонов) полного усвоения для  курса, раздела или большой темы. Это подготовительная работа, содержание которой включает в себя конкретизацию  и уточнение целей учебной  деятельности учащихся в виде планируемых  результатов, которые он должен продемонстрировать после изучения темы (курса). Их особенность  состоит в том, что они формулируются  в виде умений (наблюдаемых действий, поведенческого репертуара), не допускающих  расширенного или двойного толкования.

 На этой основе  разрабатываются или подбираются  тесты (проверочные работы) для  проверки достижения запланированных  целей. 

Все учебное содержание разбивается на отдельные учебные  единицы (в других публикациях различных  авторов - «учебные элементы», «единицы содержания», «малые блоки» и т.д.).

 Основные их  особенности состоят в том,  что они закончены по смыслу (содержательная целостность) и  невелики по объему (3-6 уроков). Психологическое  значение этого требования таково: расстояние «стимул - реакция»  должно быть по возможности  малым. Ученик постоянно должен  держать в поле своей деятельности  планируемый, конечный результат  и все свои действия направлять  именно на достижение этого  результата, получая в случае  удачи всевозможные поощрения  (стимулы), основным из которых  является само успешное продвижение  к намеченной цели. 

 К каждой учебной  единице разрабатываются диагностические  тесты и коррекционный дидактический  материал. Диагностические тесты  служат только ориентировочной  основой для продвижения по  пути усвоения содержания и,  как правило, не оцениваются.  Основное назначение текущих  тестов - выявление необходимости  коррекционной работы.

 Коррекционный  дидактический материал применяется  при повторном объяснении после  анализа диагностических тестов  и выяснения, какие именно интеллектуальные  операции (запоминание, понимание,  применение, анализ, синтез, оценивание) не освоены школьниками. 

Сюда могут входить  готовые опорные конспекты, обобщающие таблицы, схемы, рисунки, кадры диафильмов, фрагменты видеофильмов, оборудование для индивидуальных экспериментов  и т.д., вплоть до учебника (комментированное чтение). Эти материалы рассчитаны на такую дополнительную проработку неусвоенного материала, которая отличается от первоначального способа его  изучения, дает возможность ученику  подобрать подходящий для него способ работы. 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ  ШАГОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ 

1. Ориентация учащихся. Учитель с самого начала заявляет  своим ученикам, что они начинают  учиться «поновому», и по этой новой методике в классе, во-первых, не будет неуспевающих, а во-вторых, количество хороших и отличных отметок ничем не ограничено. Ведь не секрет, что при традиционном обучении отметка ученика часто зависит не от фактических результатов обучения, а от того, в каком классе, в какой школе, у какого учителя он учится. 

Правда, при переводе на современный язык неминуемо встанет  вопрос: при существующей системе  оценивания как иначе, кроме «тройки», оценивать усвоение учеником базового содержания образования на уровне требований государственного стандарта? Ниже при  описании технологии уровневой дифференциации мы подробнее остановимся на анализе  этой проблемы. 

Затем учитель знакомит детей с тем, как они будут  учиться, чтобы достичь полного  усвоения. В практике работы по этой системе основной упор обычно делается на следующих основных идеях: 

класс будет учиться  по новому методу, который позволяет  достичь хороших результатов, но не большей его части, а всем учащимся; 

каждый ученик получает отметку только на основе результатов  заключительной проверки, по итогам всего  курса; 

отметка каждого  ученика определяется не сравнением с результатами других учеников, а  заранее определенным эталоном. Здесь  нужно указать эталон высшей (отличной) отметки; 

каждый ученик; достигший  этого эталона, получит отметку  «отлично»; 

число отличных отметок  не ограничивается. Соответственно взаимопомощь не уменьшает возможность каждого  получить отличную отметку. Если все  ученики класса помогают друг другу, все хорошо учатся, то все могут  заслужить отличные отметки; 

каждый ученик получит  любую необходимую помощь. Поэтому, если он не может усвоить материал одним способом, то ему будут предоставлены  другие альтернативные возможности; 

на протяжении всего  курса обучения каждый ученик получает серию «диагностических» проверочных  работ (тестов), предназначенных для  руководства его продвижением; результаты этих проверок не оцениваются отметками. Сведения по результатам этих проверок служат только для того, чтобы ученик мог легче обнаружить неясности  или ошибки и исправить их; 

в случае затруднений  при выполнении текущих проверочных  работ каждому ученику сразу  же будет дана возможность выбрать  альтернативные учебные процедуры, чтобы помочь преодолеть затруднения, недопонимание или ошибки; 

эти возможности  выбора надо незамедлительно использовать, не позволяя ошибкам или неясностям накапливаться и затруднять последующую  учебную деятельность. 

Как видно, уже на начальном этапе работы отчетливо  прослеживается основная черта всей системы - направленность всего учебного процесса на запланированный конечный результат. 

2. Учебный процесс  разбивается на блоки, соответствующие  предварительно выделенным учебным  единицам (в простом случае их  последовательность соответствует  изложению материала в выбранном  учителем учебном пособии). 

3. Изложение нового  материала и его проработка  учащимися происходят традиционно.  Однако вся учебная деятельность  проходит на основе ориентиров, которые представляют собой точно,  конкретно сформулированные учебные  цели (их перечень уже объявлен  учащимся как эталон, на основе  которого будут оцениваться их  учебные результаты). После изучения  и проработки учащимися данной  учебной единицы проводится проверочная  работа («диагностический тест»), результаты  которого объявляются учащимся  сразу же после его выполнения. Единственным критерием оценки  является эталон полного усвоения  знаний и умений. 

4. После выполнения  проверочной работы ученики разделяются  на две группы: достигших и  не достигших полного усвоения  знаний и умений. Достигшие полного  усвоения на требуемом уровне  могут изучать дополнительный  материал, помогать отстающим одноклассникам  либо просто могут быть свободны - до начала изучения следующей  учебной единицы. Основное же  внимание учитель уделяет тем  учащимся, которые не смогли продемонстрировать  полное усвоение материала. С  ними организуется вспомогательная  (коррективная) учебная деятельность. Для этого вначале выявляются  имеющиеся пробелы в знаниях  и умениях. По той части учебного материала, которая должным образом не усвоена большинством детей, проводятся занятия со всей группой; изложение материала повторяется заново, причем способ изложения изменяется, - например, с предъявлением материала посредством таких наглядных пособий или ТСО, которые не применялись при его первом изложении, с привлечением дополнительных видов учебных действий детей и т.д. При устранении частных пробелов и затруднений нередко применяется индивидуальная работа учителя с учеником. Основной формой работы в этом случае является работа детей в малых подгруппах (по 2-3 человека), их взаимообучение, использование помощи тех учеников, которые успешно усвоили данный раздел (учебную единицу). 

5. Вспомогательная  работа завершается проверкой  (диагностическим тестом), после  которого возможна дополнительная  коррекционная работа с теми, кто все еще не достиг требуемого  уровня (полного усвоения). Класс  переходит к изучению новой  учебной единицы лишь тогда,  когда все или почти все  учащиеся на требуемом уровне  усвоили содержание предыдущей  учебной единицы. Что касается  оценочных суждений (не выставление  отметок), то все формулировки  результатов промежуточного (диагностического) контроля относятся к типу: «усвоил» - «не усвоил» («зачет» - «незачет»). Однако это не означает, что  высказывания учителя будут сводиться  именно к такого рода лапидарным и сухим оценкам. Оценочные суждения обычно носят содержательный характер и поддерживают, подбадривают ученика. 
 

Оценка же в виде традиционной отметки выставляется по результатам контрольных работ, охватывающих либо весь курс, либо материал крупного раздела, куда входят несколько  учебных 

После проверки контрольных  работ учитель готовит для  каждого ученика обзорную информацию, которая конкретизирует данные итоговой проверки, привязывая их к разделам курса (учебным единицам). Для такой  конкретизации применяется уже  составленная учителем таблица спецификации целей по всему курсу; крестики, отмечающие запланированные цели полного усвоения, заменяются условными обозначениями  того результата, который достигнут  учеником по отношению к этим целям, - например: «у» - полное усвоение, «н/у» - неполное усвоение. 

Такие данные дают ученику  возможность самостоятельно ориентироваться  в полученных знаниях и эффективно восполнять имеющиеся пробелы как  при подготовке к пересдаче разделов курса (при необходимости), так и  в входе дальнейшего обучения. 

Обязательные правила.  

Правило эквивалентной  практики - условия обучения и ожидаемые  действия в ходе обучения точно соответствуют  ожидаемым действиям во время  теста или проверки. 

Правило аналогичной  практики - возможность упражняться  в актах поведения сходных, но не идентичных с конечным. 

Правило незамедлительного  сообщения результатов - незамедлительное сообщение ученикам результатов  каждого действия.

Информация о работе Технология освоения больших объемов информации