Технология социальной профилактики девиантного поведения в подростковом возрасте

Автор: a*********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 19:28, статья

Описание работы

Изменения, происходящие на современном этапе в России в различных сферах жизни, экологические, экономические неблагополучия, социальная нестабильность, неблагоприятные семейно–бытовые отношения, чрезмерная занятость родителей негативно отразились на преобладающей части подростков. В данных условиях возникают серьезные предпосылки зарождения у подростков девиантного поведения.

Работа содержит 1 файл

Статья для НИРС изменение.docx

— 19.77 Кб (Скачать)

А.М. Горшкова

Технология  социальной профилактики девиантного поведения  в подростковом возрасте

Научный руководитель -  Живолупова Н. А. 

    Изменения, происходящие на современном  этапе в России в различных  сферах жизни, экологические,  экономические неблагополучия, социальная  нестабильность, неблагоприятные семейно–бытовые  отношения, чрезмерная занятость  родителей негативно отразились  на преобладающей части подростков. В данных условиях возникают  серьезные предпосылки зарождения  у подростков девиантного поведения. 

     По данным  социологических исследований на 2010-2011 год, в России более 500 тыс. подростков с алкогольной зависимостью, 80-85% из них школьники, в том числе 3,8% употребляют алкоголь  систематически, 18% — умеренно, 27% — эпизодически [1, 56].

     В фокусе внимания исследования  С. Б. Думова, Е. В. Змановской,                           Ю. А. Клейберга, А. Е. Личко, А. С. Макаренко, Е. И. Холостовой находится изучение социально-психологических причин девиантного поведения подростка. Ряд научный работ И. В. Андрияхиной, М. А. Галогузовой,                 В. Д. Комарь, П. Г. Подшиваловой посвящены описанию опыта социальной профилактики девиантного поведения в подростковом возрасте.

    Существующая на сегодняшний  день система профилактики девиантного  поведения подростков не отвечает  в полной мере требованиям  социума, предъявляемым к образу  подростка.

     Для разрешения, сложившейся негативной  ситуации нами была разработана  система мероприятий. В  средней  школе необходимо создать ряд  условий для повышения эффективности  оказания индивидуальной помощи  подростку склонному к девиантному  поведению в рамках социальной  профилактической деятельности. Одним  из таких условий является  разработка системы взаимодействия  специалистов, которые занимаются  решением проблемы социальной  профилактики девиантного поведения,  а также четкое распределение  их должностных обязанностей.

     Содержание социально-педагогической  работы в школе  является  основой технологического процесса  социальной профилактики девиантного  поведения подростков и будет  включать в себя следующие  мероприятия [3, 59]:

- диагностика  причин девиантного поведения  конкретного ученика или группы  школьников;

- проектирование  программ коррекционной работы, как на индивидуальном, так и  на групповом уровне;

- содержательная  деятельность в рамках социальной  профилактики девиантного поведения  (психолого-педагогических практикумов   консилиумов с детьми и их  родителями), где обсуждаются вопросы  отклонения в поведении, их  причины, пути преодоления и  способы коррекции;

- реализация  разрабатываемых программ на  уровне школы;

- информирование  учащихся и их родителей о  тех видах помощи, которую могут  получить школьники и их родители  в школе и учреждениях, оказывающих  различные виды помощи вне  школы.

     Индивидуальная помощь девиантному  подростку – это специальная  деятельность классного руководителя, социального педагога, психолога,  врача, осуществляемая ими непосредственно  во взаимодействии  с воспитанником  или опосредованно, через его  семью и классный коллектив,  направленная на содействие в  решении его возрастных задач  социализации и связанных с  ними индивидуальных проблем  [2, 41].

   Таким образом,  работа по предупреждению  девиантного поведения должна  проводиться комплексно, целостно  как с самим ребенком, так и  с его семьей и педагогами.

    В рамках нашей исследовательской  деятельности на базе МОУ СОШ  №140 был проведен опрос  по  методике Леонгарда (Шмишека), на  выявление склонности подростков  к девиантному поведению. Тест  содержал 10 шкал, которые были реализованы  в виде перечня из 88 вопросов, предполагающих один из двух  вариантов ответов: «да» и «нет».                

     Всего было опрошено два 8-х  класса общее число детей равно  48, из них 23 склонны к проявлению  таких типов акцентуации характера  как дистимичность (21 балл); эмотивность  (19 баллов); тревожность (18 баллов); экзальтированность (17); ригидность (16 баллов); возбудимость (16 баллов);         12 из 23 имеют вредные привычки (курение,  употребление алкоголя).

     В рамках исследования была  проведена беседа с социальным  педагогом  данной школы, в  ходе которой выяснилось, что  в школе имеется  воспитательная  программа, направленная на профилактику  девиантного поведения подростков, но она требует дополнений  и систематического комплексного  подхода для полноценной реализации. Многие мероприятия, направленные  на профилактику девиантного  поведения, носят ситуативный  характер. Необходима целенаправленная  воспитательная работа с ранних  лет, а также создание механизмов  взаимодействия с родителями  детей, склонных к девиантному  поведению, при условии, что   семейный фактор и, в частности,  работа социального педагога  с семьей имеет приоритетное  значение в профилактике девиантного  поведения подростков.

     По итогам диагностического этапа  исследования мы разработали  системы мероприятий направленных  на профилактику девиантного  поведения в подростковом возрасте.

     Первый этап  представляет собой разработку и проведение лекций с родителями с целью предупреждения возможных нарушений в семейном воспитании, повышение коммуникативной компетентности во взаимодействии с подростками.

Информационно-просветительская работа с родителями представляет собой  три лекции, которые будут проводиться  на родительских собраниях.  

     Второй этап  представляет собой разработку и проведение лекций с педагогами, работающими с подростками. Целью данной работы является информирование об индивидуально-психологических особенностях личности подростка с девиантным поведением и повышения уровня эффективности приемов педагогического воздействия с этими детьми. Информационно-просветительская работа с педагогами представляет собой 3 лекции, которые будут прочитаны на педагогических совещаниях.

     Третий этап представляет собой социально – педагогическое сопровождение подростка в процессе профилактических мероприятий. Сопровождение при этом понимается как предоставление подростку совокупности средств, направленных на успешную социализацию. Одним их таких средств является социально - психологический тренинг с детьми девиантного поведения. Его целью является развитие навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия. В процессе тренинга будут  решаться следующие задачи:

- развивать  ответственность детей за свои  поступки;

- предоставлять  возможности моделировать и опробовать  новые формы поведения;

- научить  давать и получать адекватную  обратную связь.

     Социальный педагог должен направлять движение, помогать подростку преодолевать трудности, но выбор целей и средств их достижения должно оставаться за подростком с учетом его индивидуальных, возрастных и психологических особенностей. Сопровождение подростка в процессе профилактических мероприятий должно реализовываться во взаимодействии всех субъектов профилактики (школа, семья, социум). Как показывают наши исследования, современная общая модель системы профилактики девиантного поведения среди подростков представляет собой объединение разноведомственных органов, учреждений и служб, деятельность которых направлена на реализацию государственной политики в области защиты прав и интересов несовершеннолетних, профилактику безнадзорности и правонарушений.

     Одним из основных средств социального педагога, занятого в профилактике девиантного поведения подростков, состоит в том, чтобы руководствуясь доступной информацией, помочь всем участникам взаимодействия создать работающую социальную систему путем согласования взаимных обязанностей и приоритетов.

     Приобщение детей и подростков к участию в позитивных общественных центрах, организациях является важным средством воспитательной работы по профилактике девиантности. Такие центры созданы во многих городах нашей страны. Они привлекают подростков во внеучебное время и своей деятельностью активно способствуют развитию у них здоровых интересов. Иными словами, занятость как средство профилактики девиантного поведения подростка.

          В профилактической работе важно лишь одно: не опоздать, воспрепятствовать окончательной деградации, не упустить момент, пока асоциальная сторона жизни подростка целиком и полностью не превратилась бы в его суть, образ жизни и мыслей, не стала бы отвечать его возрастным и индивидуальным потребностям. Проблема повышения эффективности социальной профилактики должна решаться по двум основным направлениям:

  • выявление неблагоприятных факторов воздействия со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности подростка;
  • своевременная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно0профилактических средств социальной профилактики девиантного поведения.
 
 
 

Примечания

     1. Андрияхина И. В. Система профилактики  правонарушений и преступлений  школьников. // Практика административной  работы вшколах – 2005 - №7 с. 49 – 61.

     2. Думов С. Б. Проблемы организации профилактической работы                   с несовершеннолетними подростками с отклоняющимся поведением.                 // Известие ВГПУ. Серия педагогические науки – 2005 - №1 с. 38 – 43.

     3. Курносова Л. И. Опыт работы  с неблагополучными семьями и  подростками с девиантным поведением. // Работник социальной службы  №5 2008 с. 51 – 80.

Информация о работе Технология социальной профилактики девиантного поведения в подростковом возрасте