Теория социального пространства Пьера Бурдье

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 19:55, реферат

Описание работы

Важное значение для понимания особенностей социального пространства имеет учение выдающегося французского социолога Пьера Бурдье (1930-2002), числящегося в научной табели о рангах под номером один.

Работа содержит 1 файл

Теория соц.пространства.docx

— 44.42 Кб (Скачать)

     Теория  социального пространства Пьера Бурдье 

     Важное  значение для понимания особенностей социального пространства имеет  учение выдающегося французского социолога  Пьера Бурдье (1930-2002), числящегося  в научной табели о рангах под  номером один.

     Бурдье (Bourdieu) Пьер (1930-2002) - французский социолог, философ, культуролог. Родился в  деревне на границе с Испанией, в семье почтового чиновника. Закончив в 1955 Высшую педагогическую школу, преподавал философию в лицее  Мулена, в 1958 уехал в Алжир, где  продолжил преподавательскую работу и начал социологические исследования. Из Алжира переехал в Лилль, а потом  в Париж, где в 1964 стал директором-исследователем в Высшей практической исследовательской  школе. В 1975 основал и возглавил Центр европейской социологии, а также журнал «Ученые труды в социальных науках», который наряду с «Французским социологическим журналом» считается ведущим социологическим изданием Франции. В 1981 выбран действительным членом Французской академии и стал заведующим кафедрой социологии в Коллеж де Франс. Его жизнь - попытка соединить карьеру ученого-социолога и интеллектуала-практика. В мае 1968 года Бурдье поддерживал студентов, в середине 90-х стал пламенным защитником безработных, активно разоблачал экономические доктрины неолиберализма и идеологию глобализации.

     Проделал  творческую эволюцию от философии к  антропологии, а затем к социологии. Центральные идеи его теоретической  концепции - социальное пространство, поле, культурный и социальный капитал, габитус. Важное значение имеет этическая  сторона учения и стремление построить  справедливое, основанное на республиканских  ценностях общества. Социальное пространство структурируется объективно (существующими  социальными отношениями) и субъективно (представлениями людей об окружающем мире). Люди, понимаемые как агенты социального  процесса, производят практики и через  них влияют на изменение социальной структуры. Габитус - система диспозиций, порождающая и структурирующая  практику агентов, их представления; функционирует  как матрица восприятия, постановки целей, решения задач, действий. В  нем воплощены способы оценивания и мышления, эстетический вкус, манера поведения и речи, характерный  стиль и образ жизни, которые  отличают представителя одного класса, профессии, национальности от других. Габитус позволяет агенту спонтанно  ориентироваться в социальном пространстве и адекватно реагировать на события  и ситуации. Общество представляет совокупность отношений, складывающихся в различные поля (экономическое, политическое и др.), каждое из которых  имеет специфические типы власти. Классы понимаются как группы агентов, различающиеся не только экономическим  положением, но также стилем жизни. Господствующий класс состоит из ряда групп, представляющих экономический, политический, религиозный, культурный «капитал», каждая из которых стремится мобилизовать поле власти в собственных интересах. На основании эмпирических исследований приходит к выводу о классовом характере культуры, искусства, образования. Социология Пьера Бурдье носит глубоко критичный характер. Его парадоксальное мышление направлено на критику не только социальной или политической реальности, но и на саму социологию как инструмент познания социального мира.

     Работы (26 монографий и десятки статей) по методологии социального познания, стратификации общества, социологии власти и политики, образования, искусства  и массовой культуры, этнографическим  исследованиям. Его произведения переведены на все европейские языки. По силе воздействия на свою эпоху П. Бурдье сравнивают с Ж.-П. Сартром и считают  самым крупным социологом современности.

     Предваряя свои рассуждения о социальном пространстве, П.Бурдье решительно отмежевывается от господствовавших в его время  интеллектуальных традиций в социологии. Так, он заявляет о своем разрыве  с марксизмом, который рассматривает  классы как реальные группы, обладающие определенной численностью, способностью действовать, например, совершать революции, классовым сознанием и т.п. Французский  социолог именует такую позицию  субстанциалистской. Не понравились ему и другие течения, в том числе структурализм и конструктивизм, объективизм и субъективизм, реализм и номинализм: одни - за то, что на первый план выдвигают индивида и умалчивают о социальных отношениях между ними, другие - за то, что выпячивают отношения в ущерб реальным людям. Не по вкусу ему пришелся и экономизм, который сводит все многообразие и всю многомерность социального поля лишь к экономическим отношениям производства. Одним словом, досталось всем.

     Хотя  свой подход Бурдье никак не квалифицирует, т.е. не относит к существующим традициям  в социологии, его можно именовать  скорее как интегралистский. Действительно, властитель современных дум старается  занять промежуточную позицию, избегая  крайностей (разумеется, как он их сам  понимает, а не как они существуют на самом деле). Так, он сразу же заявляет о том, что социология должна действовать, исходя из того, что человеческие существа являются в одно и то же время  биологическими индивидами и социальными  агентами. Являясь существом природным, надо ожидать, человек обладает телом, болезнями, потребностями, мотивацией и множеством иных свойств, которые, между прочим, характеризуют его субстанцию, он которой в самом начале Бурдье успел откреститься. Биологическая составляющая, которая по расчетам современных ученых занимает никак не менее 50% в человеческом существе, оказалась некой декорацией, данью моде или фигурой речи, но никак не серьезным инструментом анализа. Бурдье нигде обстоятельно не анализирует инстинктивное поведение, потребности и мотивацию, сходство между человеком и животными, болезни и здоровье, наконец, социологию тела. Зато с удовольствием разбирается в подробностях второй, социальной, составляющей человеческого существа. В результате социология Бурдье оказалась смещенной от центра, заявленного им самим, в сторону социальных агентов. Об этом необходимо помнить, рассматривая его учение о пространстве.

     Нет, Бурдье не забывает о людях как  биологических существах и даже говорит, что они, как и вещи, размещаются  в физическом пространстве, занимая  определенное место и объем. "Занимаемое место может быть определено как площадь, поверхность и объем, который занимает агент или предмет, его размеры или, еще лучше, его габариты (как иногда говорят о машине или о мебели)". С этим нельзя не согласиться, но причем здесь биология, если речь идет об элементарной физике?

     Кстати  сказать, именно из физики черпал Бурдье свои главные идеи, в том числе  социальное пространство, социальное поле, социальные силы, социальную топологию. Точно также за двести лет до него поступали О.Конт и А.Кетле. Второй, франко-говорящий бельгиец, именовал свое учение социальной физикой, а первый, чистый француз, видел в физике интеллектуальный образец для всех социологов. П.Бурдье - более продвинутый французский  интеллектуал, а потому за основу берет  социальную топологию - наиболее продвинутую  геометрическую парадигму, принятую физиками в конце 20 в. Действительно, у П.Бурдье социология прежде всего есть социальная топология.

     Сделаем необходимые разъяснения относительно топологии. Термин «топология» ввел в научный оборот И.Б. Листинг (1847 г.). А. Пуанкаре определял топологию как науку о качественных свойствах. Топология - раздел математики, изучающий топологические свойства фигур, т. е. свойства, не изменяющиеся при любых деформациях, производимых без разрывов и склеиваний (точнее, при взаимно однозначных и непрерывных отображениях). Примерами топологических свойств фигур являются размерность, число кривых, ограничивающих данную область, и т. д. Так, окружность, эллипс, контур квадрата имеют одни и те же топологические свойства, т. к. эти линии могут быть деформированы одна в другую описанным выше образом. Топологическое пространство - множество элементов любой природы, в котором тем или иным способом определены предельные соотношения. Иначе говоря, это такой математический термин или знаковая конструкция, которая дает обобщающий образ метрического пространства. Причем последнее может быть каким угодно, например эвклидовым или римановым, все равно у него будет топология. Тип пространства и соответствующей ему топологии задается исходными аксиомами и правилами метрики. Из топологической теории размерности следует, что размерность пространства задается размерностью порождающего его элемента.

     Что выступает порождающим элементом  в топологии Бурдье? Он уже высказался - это люди как биологические индивиды и социальные агенты. С прилагательным "биологические", правда, вышла  накладка, поскольку у Бурдье люди - индивиды в физическом пространстве. Они перемещаются, сталкиваются, притягиваются  и совершают прочие физические действия. У них нет только одного физического  свойства - вездесущности, т.е. способности  одновременно находится в двух разных местах. Да это и ни к чему, поскольку  никакой физический объект таким  свойством не обладает. За исключением  физического поля. Оно может одновременно находиться во всех местах. За то его  и полюбил Бурдье. Но поле - не объект в строгом смысле, имеющий конечные размеры и форму. Форму поля определяет топология, т.е. размерность, пространства.

     О размерности своего пространства, пусть  даже и физической его части, Бурдье ничего на самом деле не говорит. Он мыслит достаточно расплывчатыми образами о том, к примеру, что социальное пространство представляет собой ансамбль разного типа полей, в том числе  религиозных, экономических, этнических и т.п. Разумеется, если взять отдельную  нацию или совокупность православных, то их можно рассматривать как  сумму социальных агентов, создающих, благодаря своей солидарности и  кооперации, такое маленькое целое, которое больше механической суммы  частей. А раз так, то у этого  микроцелого, т.е. субполя, окажутся такие  законы, которых нет у социальных агентов, и такие свойства, какими они врозь не обладают. Иначе это  не целостность. Кратко говоря, такие  субполя (религиозные, классовые, этнические, культурные и т.д.) живут тесными  замкнутыми мирками по собственным  законам и понятиям. Они не растворяются без остатка в огромном целом, именуемом социальным пространством  общества, но активно взаимодействуют  с ним. А иначе и быть не может, ведь каждый из нас, будучи гражданином  многомиллионного государства, имеет  работу, наделен правами и привилегиями, может получить образование или  медицинское обслуживание, наконец, пользуется Интернетом или СМИ отнюдь никак член замкнутой общины, а  как частичка огромного целого. Получается, что одновременно мы входим, принадлежим, являемся членами нескольких социальных полей, который вкладываются друг в  друга подобно матрешкам.

     Место, или topos (отсюда термин "топология"), которое может занимать социальный агент, определяется у Бурдье двояко: 1) абсолютно, как та пространственная точка, где в данный момент времени располагается агент или предмет, т.е. где он локализован; и 2) относительно (релятивно) как позиция или ранг в социальной иерархии. В первом случае надо говорить об абсолютной (лучше сказать эвклидовой) метрике: площадь, поверхность и объем, который занимает агент или предмет, его размеры и габариты.

     Бурдье  отдает себе отчет в том, что физическое и социальное пространство - совершенно разные вещи. Он даже пытается их как-то разграничить. Так, он указывает, что "физическое пространство определяется по взаимным внешним сторонам образующих его  частей, в то время, как социальное пространство - по взаимоисключению (или  различению) позиций, которые его  образуют, так сказать, как структура  рядоположенности социальных позиций". Однако рядоположенность и различение - универсальные свойства как физического, так и социального пространства. Сходство между ними заключается еще и в том, что пространство, в котором обитает Homo sapiens, является социально обозначенным и сконструированным. Это относится и к физическому, и к социальному пространству. У П.Бурдье физическое пространство есть социальная конструкция и проекция социального пространства, социальная структура в объективированном состоянии (как например, кабильский дом или план города), объективация и натурализация прошлых и настоящих социальных отношений. Социальное пространство, найдя себе физическую реализацию в пределах городской черты, представляет собой распределение различных видов благ и услуг, а также индивидуальных агентов и/или групп, обладающих возможностью их присвоения (в зависимости от имеющегося у них капитала, а также от физической дистанции, отделяющей от этих благ).

     Отличие двух сущностей состоит, наверное, в  том, что рядоположенность в физическом пространстве зримая, а в социальном - только мыслимая. Позицию Петрова  в классовой иерархии видеть невозможно, она определяется им самим (самореференция) или другими людьми по внешним  признакам: доход, капитал, образование, власть и т.п. Так уж сконструировали  свое пространство двуногие существа, что власть, престиж и прочие символические  признаки служат достаточным признаком  для установления социальной позиции  каждого из нас. Тут же отметим, что  конструируемость - специфическое свойство только социального пространства. Физическое им не обладает, ибо окружающее нас  пространство задается вполне объективными и независящими от нас законами, в том числе постоянной тонкой структуры.

     Два фундаментальных свойства - соотносительная, или релятивная, позиция социальных агентов по отношению к другим местам (выше, ниже, между) и дистанция, отделяющую это место от других мест-позиций - определяют, как можно предполагать, метрику социального пространства Бурдье. Оговорка "предполагать" здесь вполне уместна, поскольку  никаких подробных разъяснений  о метрике Бурдье нигде не дает.

     Непонятным  остается и взаимоотношение двух типов полей. Французский социолог указывает, что "социальное пространство стремится преобразоваться более  или менее строгим образом  в физическое пространство с помощью  искоренения или депортации некоторых  людей". Но что это за процедуры - искоренение и депортация? Депортация малых народов в 1930-е годы СССР - явление известное и хорошо описанное. Его можно считать искоренением, поскольку две трети переселенцев умерли в суровых условиях Сибири и Казахстана. Но можно ли говорить в таком случае о преобразовании или проникновении социального  пространства в физическое, если одно - материальное, а другое - лишь мысленное  местоположение явлений? К тому же ряду явлений отнесена у Бурдье и натурализация, которая, если верить словарям и справочникам, представляет собой принятие лица по его просьбе в гражданство  или подданство какого-либо государства (напр., в случае долголетнего проживания). У Бурдье натурализация вызывает а) "устойчивое занесение социальных реальностей в физический мир" и б) деформацию иерархизированного социального пространства. В действительности никакой деформации общественного пространства натурализация не вызывает, поскольку строится по логике и законам такого пространства, выступает его органическим свойством. Правда, у Бурдье есть другая трактовка натурализации - как овеществления социального пространства в физическом. Но и такое уточнение вряд ли прояснит суть дела.

Информация о работе Теория социального пространства Пьера Бурдье