Теория социальных институтов Г.Спенсера

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:05, доклад

Описание работы

Наибольший вклад в изучение социальных институтов на начальном этапе развития социологии внес Г.Спенсер. Он ввел этот термин, часто его употреблял, но не дал строгого определения. Учение о социальных институтах разработано им в рамках системного описания общества. Все институты составляют единое, взаимосвязанное целое.

Работа содержит 1 файл

Теория соц инст Г.Спенсера.docx

— 15.48 Кб (Скачать)

Наибольший вклад в  изучение социальных институтов на начальном  этапе развития социологии внес Г.Спенсер. Он ввел этот термин, часто его употреблял, но не дал строгого определения. Учение о социальных институтах разработано им в рамках системного описания общества. Все институты составляют единое, взаимосвязанное целое. Каждый из них удовлетворяет определенную общественную потребность и не подменяет другие институты. Так же, как и общество, институты существуют для блага людей, а не наоборот.

Для Спенсера социальные институты  – это нечто вроде органов  общественного суперорганизма, позволяющих вести совместную жизнь и деятельность людей. Именно совокупность институтов и сеть функциональных связей между ними определяют строение и базовую организацию общества.

Система 

Организм 

Общество

поддерживающая

мышцы, органы питания

промышленность, с/хоз-во

распределительная

кровеносная система

транспорт, торговля, средства коммуникации

регулятивная 

нервная система 

государство


Анализу институтов английский социолог посвятил значительную часть  своего главного социологического труда  – «Оснований социологии» (1876-1896).

Спенсер говорит, что в обществе, по мере его эволюции, становится все больше социальных институтов, цель деятельности которых состоит в обеспечении нормального функционирования всего социального организма. Помимо обеспечения стабильности общественного функционирования, социальные институты обеспечивают превращение человека в социальное существо, создают условия для социализации личности.

Всего Спенсер выделяет шесть  групп институтов: домашние (семейные), обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные.

- Домашние институты характеризуют включенность людей в различные формы жизни, связанные с межиндивидуальными отношениями. Они эволюционируют от неупорядоченных отношений между полами (первобытные формы общественной жизни) до современных форм моногамии и показывают связь между типом семьи и типом общества. Основное внимание Спенсер уделяет рассмотрению таких домашних институтов, как семья, брак, воспитание.

- Обрядовые, или церемониальные институты регулируют поведение людей через установление, утверждение в качестве принятых большинством населения обычаев, обрядов, этикета, моды, привычек и т. д. Многие из этих институтов имели и продолжают иметь культовый характер (свадьба, похороны, народные празднества и др.). Главная их задача – осуществление регулятивной функции и конкретизирующей ее функции социального контроля за повседневным поведением людей. Обрядовые институты старше по возрасту своего существования, чем политические и церковные, и часто оказываются более эффективными в реализации основных социальных функций, чем государство и религия.

- Политические институты (главные среди них – государство, армия, право, полиция, суд), анализу которых ученый уделяет больше внимания, устанавливают и регулируют политические и правовые отношения между людьми, их группами, классами.

Он был убежден в  том, что конфликты и войны  сыграли решающую роль  в становлении  политической организации и классовой  структуры общества. Классы возникли не в результате завоевания одних  народов другими, а как следствие  подчинения внутренней организации  общества задачам войны. На основе традиции формировалось право, укрепление института  собственности привело к появлению  налоговой системы.

Война и труд – те силы, которые создают государство, причем на начальных этапах роль насилия  и военных конфликтов была решающей, так как потребность обороны  или завоевания больше всего сплачивают и дисциплинируют общество. В последующем  объединяющей силой  становятся  общественное  производство, разделение  труда,  прямое  насилие  уступает  место  внутреннему самоограничению.

Церковные институты обеспечивают интеграцию в общество различных групп населения, хотя и используют для достижения этой цели иные средства и механизмы. Спенсер подчеркивал большую роль духовенства в функционировании церковных институтов. В качестве прообраза его деятельности им рассматривались действия жрецов, шаманов, колдунов. Постепенно эта каста создает организацию, контролирующую определенные сферы общественной жизни, поддерживая традиции, обычаи, верования.

Профессиональные  промышленные (изначально – профессиональные)  институты, возникающие  на  основе  разделения  труда. Они охватывают различные виды производства и их организацию на заводах и фабриках. К профессиональным институтам Спенсер относил гильдии, цехи, профессиональные союзы. Они обеспечивают функционирование производственной структуры общества и регулирование трудовых отношений между участниками производства. Их главная функция – в сближении, интеграции, защите людей, занятых одной и той же профессиональной деятельностью. Развитие промышленных институтов основано, прежде всего, на усиливающемся разделении труда и оптимизации управления производством.

Ценность учения Спенсера о социальных институтах определяется, во-первых, тем, что они впервые  были строго проклассифицированы, во-вторых, проанализированы с позиций эволюционной теории, в-третьих, рассмотрены на громадном  историко-этнографическом материале. Он сумел показать возможности институционального анализа для осмысления важнейших  проблем общества и его социальной структуры.


Информация о работе Теория социальных институтов Г.Спенсера