Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 19:59, курсовая работа
В работе поставлена цель изучить и сравнить доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы социальности. На основании цели были поставлены следующие задачи:
o рассмотреть различные способы типологии обществ;
o проанализировать доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный типы общества, их сходства и различия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Типология обществ в современной науке. 4
2. Характеристика доиндустриального общества. 7
3. Индустриальное общество и его взаимодействие с традиционным в современном мире. 13
4. Постиндустриальное общество. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
ЛИТЕРАТУРА 27
1)
западное влияние на страны
Востока с неизбежностью
2) западное влияние на страны Востока порождает серьезные и острые конфликты, оно привносит некоторые элементы «западной модели», но оказывается бессильным против традиций, ценностей, своеобразия восточных социальных структур;
3)
Восток реагирует на вызовы
современного мира по-разному.
Можно выделить три группы
стран с точки зрения
а) Япония и часть стран Дальнего Востока уверенно сближаются с развитыми государствами западного мира, утрачивая собственно «восточную» специфику;
б) Индия, страны Юго-Восточной Азии, Турция, Пакистан, Египет и др. переживают своеобразные процессы: с одной стороны, сложились свойственные индустриальному обществу экономические и политические структуры, с другой - значительная часть населения никак не связана с ними и живет в традиционном мире сохраняющих силу обычаев и стереотипов;
в) большинство африканских стран, часть азиатских государств (Бангладеш, Бирма, Камбоджа и др.) реагирует на западное влияние нарастанием кризисных тенденций. Углубляется экономическое отставание, нарастает политическая нестабильность, усиливается нищета населения.
Что
касается вопроса о превосходстве
того или иного цивилизационного типа,
то ответ, по-видимому, должен состоять
в том, что разговор о Западе и Востоке,
переведенный в такую плоскость, малопродуктивен.
Сегодня очевидна несостоятельность тех
социологических концепций, которые исходят
из безусловного превосходства Запада
над Востоком. Конечно, «традиционное
общество» существенно ограничивает научно-технический
прогресс, обладает выраженной тенденцией
к застою, не рассматривает в качестве
важнейшей ценности автономное развитие
свободной личности. Но и западная цивилизация,
добившись впечатляющих успехов, сталкивается
в настоящее время с рядом сложнейших
проблем: представления о возможностях
неограниченного промышленного и научно-технического
роста оказались несостоятельны; баланс
природы и общества нарушен; темпы технологического
прогресса непосильны и грозят глобальной
экологической катастрофой. Многие ученые
обращают внимание на достоинства традиционного
мышления с его акцентом на приспособление
к природе, восприятием человеческой личности
как части природного и социального целого.
4.
Постиндустриальное
общество.
Начиная с 60-х гг. XX в. в западных странах наметились новые тенденции развития, которые позволяют говорить о переходе от индустриального общества к постиндустриальному. К основным чертам постиндустриального общества относят:
1)
переход экономики от
2)
класс профессионалов и
3) нововведения в возрастающей степени стали зависеть от успехов в области теоретического знания;
4)
интеллектуальные институты
5) возник и развивается новый политический класс - класс консультантов, экспертов или технократов. В отличие от индустриального общества ведущим фактором развития становится сам человек, его профессиональный уровень.
Если индустриальное общество основано на машинном производстве, то постиндустриальное общество характеризуется интеллектуальным производством.2
Как и у других обществ, у постиндустриального общества есть свой символ - это компьютер, свое решающее средство, свой главный ресурс - информация, своя цель - всестороннее возвышение индивидуальности человека, свой закон или принцип жизни - демассификация.
Информации понимается здесь предельно широко: это и наука, и передовая (высокая, тонкая) технология, и новое содержание, особый характер интеллектуального труда, и отдельная отрасль производства, и многое другое. В узком же смысле информация - это знания, переводимое (так или иначе) на язык машин. Информация, информационные технологии в наше время проникают буквально во все поры человеческого бытия. Вопрос стоит уже об информатизации всего общества, всей его жизнедеятельности, включая повседневную жизнь людей. Пожалуй, единственное производство - производство информации, знаний имеет тенденцию оставаться здесь массовым. Иначе говоря, массовое индустриальное производство вещей (и услуг) уходит в прошлое, ему на смену приходит массовое производство знаний.
Постиндустриальное возвышение индивидуальности - оборотная сторона демассификации. Демассификация приобретает различные формы и заявляет о себе во всех областях человеческой деятельности.
Главной ценностью постиндустриального общества является человек. Но опять же не в прежнем, традиционно-гуманистическом смысле, а как саморазвивающееся существо. Саморазвитие, с одной стороны, самодостаточно (цель в самом себе, не только подготовка к труду, социализация, но и средство самоутверждения личности), а с другой - оказывается ответом на радикальный динамизм, беспрецедентную мобильность нового общества. Самый эффективный путь саморазвития - это самообразование (конечно, в единстве с институциональным, государственным или частным, образованием). Без него в постиндустриальной среде просто не выжить.
Если для индустриального общества типичным является конфликт «бедные-богатые», то для постиндустриального - «хорошо образованные-плохо образованные». Образование и самообразование в информационном обществе - непрерывные, они не ассоциируются больше только с детством или юностью, но являются чем-то неотъемлемым и привычным для всех возрастных групп.
Базово-ключевой
ценностью индустриального
Плюрализм представляет и одновременно защищает уникальность каждой человеческой личности и социальной группы, своеобразие их возможностей, потребностей и интересов, надежд, верований и убеждений. Как сказано в принятой ЮНЕСКО «Декларации о расах и расовых предрассудках», «все индивиды и группы имеют право быть различными, считать себя различными и рассматриваться как таковые».
Права человека занимают особое место в постиндустриальном обществе как мире плюрализма. Из всех его базовых ценностей они, пожалуй, самые универсальные.
Еще одна базовая ценность плюрализма - институционализм. Институционализация - цивилизованная форма решения важных социальных проблем, эффективное средство удовлетворения общественно значимых потребностей людей. Это вера, и весьма продуктивная, в то, что метафизику бытия можно и должно поверять организационной прагматикой жизни.
Институционализация вообще-то является сквозным цивилизационным измерением человеческой историии. То есть она имела (имеет) место и в традиционном, и в индустриальном обществах. Но в постиндустриальном обществе институционализация приобретает особые черты и чрезвычайно важна - в связи с тем, прежде всего, что центральной проблемой данного общества является «война частей против целого» (Дж. Гарднер). Институализация упорядочивает, организует центробежную частно-индивидуалистическую стихию жизни, вводит ее в русло установленных норм и законов, подчиняет принятым правилам игры. С ее помощью часть (частное) усваивает что-то и от целого (общего), а индивидуальное, личное подводится так или иначе под социальное, общественное. В этом смысле институционализацию можно считать способом легитимации человеческой деятельности во всем многообразии ее форм. Оправданно видеть в ней и материализацию ответственности человека как субъекта мысли и действия в социальном мире.
В постиндустриальном обществе институционализация принимает форму всевозможных ассоциаций или заинтересованных групп, оказывающих самое серьезное влияние (в виде лоббирования, гражданского давления) на процесс выработки и принятия решений. В самой плюралистичной стране, в США их десятки тысяч. И наблюдается твердая тенденция к росту. Любое новое дело (проект закона, та или иная программа) тут же «обкладывается» всевозможными группами давления, акциями, инициативами.
Ассоциация
связывает низы с верхами, народ с властью.
Она поднимает на-гора общественной жизни
реальные и уже тем законные интересы
и устремления людей. Структура ассоциаций -
это структура организованных групповых
интересов. Ассоциации представляют собой
своеобразные центры власти в обществе.
Их фракционная, уравновешивающая активность
препятствует установлению господства
большинства. Групповые интересы, однако,
несут с собой не только позитивные, но
и негативные зависимости. Они, в частности,
не всегда работают на отбор и утверждение
социетальных (общества в целом), общенациональных
интересов. Тут часто наблюдается несовместимость,
конфронтация, идет борьба.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенной работы были сделаны следующие выводы:
В современной социологии существуют различные способы типологии обществ. Одним из основных видов типологии обществ является формационный подход. Но более современным является деление общества на доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное, выдвинутое американским социологом Даниелем Беллом.
Доиндустриальному (традиционному) обществу присущи следующие характеристики:
1. «Непрерывность» исторического процесса, отсутствие явных граней между историческими эпохами, резких сдвигов и толчков.
2.
Неприменимость европейской
3.
Тип отношений общества и
4. Основа экономической системы - общинно-государственные формы собственности при слабом развитии института частной собственности.
5.
Уровень социальной
6.
Государство подчиняет себе
7. Принцип автономии свободной от государства и социальных общностей личности отсутствует. Человек стремится включиться в существующую систему социальных общностей и «раствориться» в ней.
8.
Главный регулятор
Индустриальное общество характеризует:
1. История движется неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов.
2.
Общественно-исторический
3.
Общество стремится
4. Основа экономики - институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое.
5.
Социальная мобильность
6.
Общество автономно от