Типы социальных групп. Понятие социального института

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:19, реферат

Описание работы

Социология - это наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Основной целью социологии является анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия.

Работа содержит 1 файл

15. Типы социальных групп. Понятие социального института.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

Тема: «Типы социальных групп. Понятие социального института» 
 
 

 

      Социология - это наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Основной целью социологии является анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия.

     Кроме изучения общества как единого организма, социология изучает социальные отношения в этом обществе, а также социальные общности и их деятельность, т.е. изучает человеческое общество, в котором существуют определенные типы социальных отношений. Это отношения, которые обеспечивают общество наиболее важными потребностями, необходимые для функционирования социальной группы как социальной единицы.

     Понятие социальной группы имеет в социологии несколько значений. В самом широком смысле оно охватывает общество в целом и даже все человечество. В более узком смысле это понятие используется тогда, когда внутри общества необходимо выделить подсистему, представляющую собой более или менее многочисленную совокупность взаимодействующих людей, осуществляющих совместную деятельность ради реализации определенных личных, коллективных и общественных интересов и целей.

     Социальная группа – это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих социально необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности.

     В этом плане под понятие «социальная группа» подпадает и социальная общность, как весьма многочисленное объединение людей, и собственно социальная группа, как сравнительно меньшая по численности совокупность людей (хотя и сами социальные группы могут быть большими и малыми). Отсюда вытекает необходимость понимания социальной группы в третьем, еще более узком смысле, что чаще всего и делается.

     При этом важно иметь в виду, что одни социологи при определении соотношения понятий «социальная группа» и «социальная общность» берут за основу первое, рассматривая социальную общность как большую, массовую социальную группу; а другие – второе, определяя социальную группу как малую социальную общность. Поэтому разделение указанных понятий достаточно условно, т.к. и класс, и нацию, и семью в этом плане можно рассматривать и как социальные общности и как социальные группы.

     Но разграничивая понятия «социальная группа» и «социальная общность», социологи обычно не сводят все лишь к количественным параметрам. Социальные группы отличаются также большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплоченности, а также вхождением в более широкие социальные объединения в качестве структурных единиц. Что же касается массовых социальных общностей, то для них обычно характерны бесструктурность, организационная аморфность, неустойчивость, недостаточная определенность границ и расплывчатость состава, неспособность выступать в качестве структурных элементов более широких социальных систем. Таковы, например, широкие экологические, политические и иные движения, массовые спортивные, филателистические, фотолюбительские и иные общественные объединения и т.д.

     Из сказанного следует, что не всякое объединение людей в группу создает социальную группу. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с такими объединениями людей (толпа, аудитория слушателей, социальные круги и др.), для которых характерны неустойчивость, кратковременность, узость взаимосвязей и взаимодействий между субъектами. Они, строго говоря, не могут быть признаны социальными группами и поэтому нередко именуются квазигруппами. Так, совокупность людей, собравшихся прослушать лекцию и даже цикл лекций, не будет социальной группой, а студенческая группа в вузе – социальная группа.

     Социологи по-разному определяют понятие «социальная группа». Так, наш социолог Г.С. Антипина рассматривает социальную группу как: «совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности» [2, с. 98]. Р. Мертон выделяет три отличительных признака социальной группы: взаимодействие, членство и идентичность. Он характеризует ее как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Давая аналогичное определение, Н. Смелзер тут же замечает, что мы часто объясняем поведение человека тем, что он является членом той или иной группы независимо от того, обоснованно ли это мнение.

     Как и социальные взаимодействия, социальные группы (общности) могут классифицироваться по различным основаниям. По своей величине, численности они подразделяются на малые (примерно от двух до нескольких десятков человек) и большие. Отличительными чертами малых социальных групп являются не только их малочисленность, но и близость, прочность и интенсивность личностных взаимодействий субъектов, устойчивость и продолжительность функционирования и развития, высокая степень совпадения общих ценностей, норм и правил поведения и др. Социолог и социальный психолог нашей страны Г.М. Андреева следующим образом определяет малую социальную группу: «Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов» [1, с. 113]. Примерами малых социальных групп могут служить семья, бригада, класс в школе, студенческая группа, религиозная секта, спортивная команда и т.д. Оптимальной, наиболее эффективной считается группа из 5-7 человек. В больших социальных группах (например, классовых, национальных, территориальных и других общностях) связи и взаимодействия носят не только непосредственный, но и опосредованный характер. Социологи пришли к выводу, что размеры социальных групп существенно влияют на их функционирование и развитие.

     Социальные группы подразделяются также на первичные и вторичные. Первичными называются небольшие группы людей, которые вступают в прямое и непосредственное взаимодействие, опирающееся на их индивидуальные особенности. Эти группы отличаются особой эмоциональностью, своего рода интимностью и неформальностью межличностных взаимодействий. Ярким примером первичной малой группы может служить семья. К их числу относятся также группа друзей, спортивная команда и др. Они являются первичным связующим звеном между личностью и обществом. Вторичная социальная группа – это обычно большая социальная группа, в основе которой лежит безличностное взаимодействие объединившихся в ней людей для достижения конкретных целей (политических, экономических, социальных, идеологических и др.). Ясно, что в таких группах индивидуальность каждого из субъектов, его эмоциональные характеристики и действия уходят на второй и более далекий план, в то время как способность осуществлять определенные функции и цели выдвигается на первый план.

     Каждый по собственному опыту знает, что в любом трудовом коллективе, в любой студенческой группе, не говоря уже о коллективах студентов курса, факультета или института, складываются группы на основе личной симпатии, дружбы, общности характеров и жизненных интересов, занятий тем или иным видом спорта и т.д. Эти последние выступают как первичные группы, для которых главное – это сам характер взаимосвязи и взаимодействия между ее членами. Первые же представляют собой вторичные группы, для членов которых главное в совместном выполнении специфических функций (например, участие в производственном процессе, учеба и др.) и достижение определенных целей (получение заработка, высшего образования и др.). Несмотря на неуклонное возрастание места и роли вторичных групп, их господство в современном обществе, первичные группы и здесь продолжают играть важную роль.

     Социальные группы по способу и характеру организации подразделяются на формальные и неформальные. В формальных группах правила их организации, действия и поведения ее членов устанавливаются, регламентируются или санкционируются официальным образом социальными институтами и организациями. Для них характерны разделение и высокая рационализация функций, безличность и договорность отношений, единая и строго определенная цель взаимодействия их членов и др. Примерами формальных социальных групп могут служить семья, производственная бри-гада, студенческая группа, коллектив кафедры и др. В такой группе авторитет ее члена во многом определяется занимаемой должностью, а не личными качествами. В отличие от этого, неформальные группы не имеют официальной регламентации, складываются на основе межличностных отношений и по инициативе самих индивидов, общности их интересов, взаимных симпатий и т.д. Иногда в связи с этим их называют «психологическими» (эмоциональными) группами, или «группами по интересам». Такие группы могут возникать и функционировать как внутри формальных групп, так и вне их. Взаимодействие их членов носит сугубо личностный характер и опирается на силу неформальных норм и традиций, уважения и авторитета. Во главе их стоят обычно неформальные лидеры. Примерами неформальных социальных групп являются группы друзей, сверстников, соседей, «неформалов» среди молодежи, общества защиты природы, животных, любителей джазовой музыки, пива и др.

     Различают также объективные и субъективные социальные группы. В основании первых лежат объективно, независимо от воли и сознания людей возникающие общественные отношения (например, отношения родства, принадлежности к определенной классовой, этнической или расовой группе и др.). Вторые связаны с социальными отношениями, складывающимися на основе социальных взаимодействий субъективного, в том числе и психологического, характера (группы друзей, патриотические, научные и др. общества, политические партии, современные неформальные организации и движения и др.).

     Особо следует сказать о понятии «референтная группа», введенном американским социальным психологом Г. Хайменом. Это реальная или воображаемая, обычно малая социальная группа, система ценностей и норм которой служит образцом, эталоном для той ли иной личности. Индивид может входить, а может и не входить в такую группу, но он сверяет свой статус и поведение с этим образцом, выражая удовлетворенность или неудовлетворенность ими, вырабатывая определенную установку на социальное перемещение. Выбор референтной группы играет важную роль в процессах идентификации, интернализации и социализации. Примером важной роли такой группы в объяснении поведения молодежи может служить ситуация, когда ребенок или юноша начинает вести себя совсем не так, как его учат родители или школа, а так, как ведут себя, например, герои кинобоевиков, ставшие для него образцом для подражания.

     С точки зрения характеристики социальной структуры общества, в которой отражается различие общественных групп по их социальному положению, особенно важно выделение таких социальных групп, как социально-классовые общности (классы, социальные слои); социально-демографические общности (мужчины, женщины, дети, родители, семьи и др.); этносоциальные общности (нации, народности, племена, национальные и этнографические группы); социально-территориальные общности и др. В определенных условиях немаловажное значение в обществе могут иметь различные религиозные (конфессиональные), расовые и др. группы.

     Сказанным далеко не исчерпывается возможная классификация многообразных социальных групп. Так, например, иногда предлагается еще и их подразделение по принадлежности к ним индивидов -- на ингруппы, когда человек выделяет некоторые группы, к которым он сам принадлежит и поэтому определяет их как «свои» («моя семья», «моя кампания», «мой класс», «моя профессиональная группа» и др.) и аутгруппы, к которым он не принадлежит и которые для него являются не своими, другими группами.

     Итак, понятие «социальная группа» в широком смысле является более общим, родовым по отношению к понятиям «социальный класс», «социальный слой», «социальная общность», «коллектив», «семья», «мужчины», «женщины», «дети», «пенсионеры», «нация», «народность», «этническая группа», «этнографическая группа», «городские жители», «сельские жители», «школьники», «студенты», «учителя», «бюрократия» и многим др.

     Другой важной формой социального взаимодействия и одним из основных элементов социальной структуры общества выступают социальные институты и социальные организации. Если в социальных группах и общностях предметом (содержанием) социального взаимодействия выступает само коллективное объединение людей для лучшего удовлетворения их самых разнообразных потребностей, то в социальных институтах и организациях – объединение людей для удовлетворения конкретной и особенно важной потребности (или достижения определенной цели) как личностного, так и группового и общественного характера. Создавая специальные институты и организации, общество тем самым утверждает и закрепляет определенные виды социального взаимодействия в важнейших сферах и вопросах своей жизнедеятельности, делает их постоянными и обязательными для членов данного общества, социальной группы или общности как целостности.

     Социальный  институт – особая форма организации совместной деятельности общества людей, а так же определенные взаимоотношения между людьми. Отсюда социальный институт представляет собой:

     - ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;

     - совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

     - формальную и неформальную организацию;

     - совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

     - обособленный комплекс социальных действий.

     Социальный  институт – это устойчивые, организованные, общепризнанные формы взаимоотношений людей, устанавливаемые для выполнения одной из функций общества.

     В социальном обществе насчитывают сотни институтов, но более всего выделяют политический институт, экономический институт, социально-культурный институт, институт религии, институт образования, а так же институт семьи. Примеры институтов: семья, образование, армия, милиция, здравоохранение, банки, право и т. д.

     Приспосабливаясь к среде, общество создает свои социальные институты, на которые влияют непосредственно историческое время, географическое местоположение, этнические и культурные отношения, религиозная и политическая власть и т.д. Поэтому институты разных обществ отличаются друг от друга и отражают культурный облик характерный для этого общества

     Например, рассматривая институт брака у разных народов, он содержит своеобразные обряды и церемонии, опирается на принятые в каждом обществе нормы и правила поведения. В одних странах институт брака допускает многоженство, а в других странах категорически запрещено. Так же со временем меняются и сами понятия брака, как например: раньше было неприемлем брак без соответствующей его регистрации, а в современном обществе существует понятие гражданского брака, т.е. брака без регистрации.

Информация о работе Типы социальных групп. Понятие социального института