Традиции и ритуалы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 01:48, доклад

Описание работы

ТРАДИЦИЯ (от латинского traditio - передача) - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. (Энциклопедический словарь).

Работа содержит 1 файл

Традиции и ритуалы.docx

— 18.40 Кб (Скачать)

Традиции и ритуалы

ТРАДИЦИЯ (от латинского traditio - передача) - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. (Энциклопедический словарь).

Традиции в качестве элементов культуры имеют биологический  смысл как наборы эталонов для  сложных поведенческих ситуаций. Эталоны, или образцы необходимы, чтобы не выводить заново решение  культурных задач исходя из чистой биологии (что невозможно на массовом уровне), а пользоваться готовыми решениями. Традиция противоположна новации, имеет  допуск разброса и включает в себя институты и ритуалы.

Смысл традиций - поддержание  национальной культуры через создание комплектов правил, не требующих осмысления. Ведь не все люди философы, и если рабочие начнут выводить правила  культуры каждый раз заново, то заводы встанут. Потому некоторые традиции воспринимаются обществом как должное - их нужно принять, в них нужно верить.

В идеале развитие личности должно идти в рамках национальных традиций, не препятствующих естественному  отбору и росту биологического качества. Это в идеале, но традиции сами часто  оказываются неидеальными. Люди, считающие  себя интеллектуалами, должны уметь  анализировать традиции на предмет  соответствия биологии нации. Т.е. должны выяснять, какие традиции для развития нации полезны, а какие пора отменять. Например, кастовые традиции делают индийское  общество неконкурентоспособным. От культуры монархии в Англии осталась традиция монархии. Культуры и их традиции живут  долго, не подчиняясь требованиям дня. Критерий традиции – препятствует она свободному выбору или нет. Проанализировав  роль монархии в английском обществе, можно придти к выводу, что эта  традиция национально положительна в минимальной степени.

Традиции возникают  и на базе поведенческой культуры, и на базе творческой и материальной культур - на базе всего, что может  быть причислено к культуре. Традиции могут быть записанными и поведенческими. Например, держаться правой стороны  улицы - это традиция, пошедшая со времен, когда люди ходили с мечами и на всякий случай загораживались щитом, держа  его в левой руке. Щит слева  к щиту слева - вот и возникла традиция правостороннего движения. А в  Англии во время формирования традиции было плохо с дорогами, здесь предпочитали ездить на лошадях. Щиты использовались достаточно редко, и потому возникла традиция левостороннего движения - так  проще приветствовать друг друга  правой рукой.

Прыгать с пальмовых  вышек у папуасов или ходить в  православный храм у русских - это  тоже традиции. Прыгать с пальмовых  вышек - это демонстрация смелости, элемент поведенческой культуры. А ходить в православный храм - первоначально  значило ограничивать выбор партнеров  пределами исповедующей религию  группой. Значит, группы, исповедующие другие религии, не удовлетворяли каким-то теперь уже неизвествым биологическим параметрам. То, что когда-то было элементом общих биологической и духовной культуры, превратилось в социальную традицию. Есть традиции, существующие только ради традиции; например, десантники в США именуются кавалеристами, а мотострелки в Англии – фузелерами.

Возможно, чрезмерное ускорение  биологического развития нации нежелательно, и потому существует институт семьи. Но если развитие нужно ускорить, то через семейную традицию придется перешагнуть. Если нужно замедлить – эту  традицию нужно усиливать. Семья  – это к тому же фактор снижения экономического риска для личности и средство борьбы со стрессом. Но если степень риска нужно поднять, а нацию встряхнуть - опять семья  становится проблемой. Запрет разводов – это фактор прямого ограничения  естественного отбора, и потому стремящейся  к развитию нации такой запрет вреден, и соответственно, такая  традиция не нужна.

У каждой культуры есть традиция и новация. Например, когда-то у русских  женщин существовала традиция красить  зубы в черный цвет. Откуда такое  появилось - неизвестно. Скорее всего, это была заимствованная безо всякого  смысла традиция, заимствованная исключительно  из подражания. Но потом она исчезла  так же внезапно, как появилась. Достаточно было кому-то не накрасить зубы - это  была смелая новация - и сразу стало  понятно, что покраска - действие совершенно ненужное. Вообще чужеродные элементы обычно отторгаются достаточно быстро и безболезненно.

На уровне традиций проблемы происходят чаще всего – традиции могут устаревать, заимствоваться, искажаться. Биологичность традиции - это главный и единственный критерий ее критерий национальной приемлемости. И если какая-либо национальная традиция создает проблемы для биологического потенциала нации, от нее нужно срочно избавляться. Традиции, даже национальные, должны служить нации, а не наоборот. А то выйдет так, что служить этим традициям будет некому.

Очень часто в современном  мире провозглашается «возвращение к истокам», «восстановление традиции». Если традицию надо искать – это  не традиция. Это социальное моделирование  традиции. Это новация, выдаваемая за традицию. Нужно сказать, что любые  варианты «возврата к истокам» культуры никогда не приводили к положительным  результатам, а первые провалившиеся  эксперименты из этой области относятся  ко временам древних Рима и Греции.

* * *

В совремненном мире существует множество действий, не обусловленных необходимостью. Это ритуальные действия, проще – ритуалы. Их совершается гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Когда-то, эти действия действительно несли практический смысл, но со временем смысл исчез, а действия остались.

Сначала была культура "вечной жизни"; потом появилась традиция "вечной жизни", где вечная жизнь  была и на земле, и на небе, а рай  мог находиться на удаленной территории; потом появился ритуал "вечной жизни", где вечная жизнь была только на небе. А потом появились злоупотребления  ритуалом: похороны заживо и узурпация "вечной жизни" на небесах правящими  группами - в Египте даже ее как-то украли у простого народа.

Классический пример ритуала - обрезание. Сам его институт появился в засушливых районах в условиях антисанитарии. Причем практический смысл  был не очень явным, но действие смысл  имело. После нескольких столетий или  даже тысячелетий действие сакрализовалось, т.е. сделалось священным. Далее гигиенический смысл был забыт. А еще дальше обрезание начало распространяться на террритории, где оно никакого смысла, кроме ритуального, не имело. А у совсем диких народов появился ритуал обрезания девочек - дикость абсолютная, не имеющая практического смысла вообще (злоупотребление ритуалом). Становясь более интеллектуальными, народы придумывают полезные нововведения. Теряя интеллект, люди утрачивают смысл этих нововведений и превращают эти их в ритуалы.

Еще один изуверский ритуал – это деформация черепа ребенка. Обычно эту процедуру соотносят  с древнеиндейскими культурами, причем восстановить первоначальный смысл  так и не удалось. Оказалось, что  подобный ритуал существовал у причерноморского народа аланов. Но деформация делалась не с помощью дощечек, а более  мягко, с помощью тряпки на каркасе. Смысл этой деформации – придать  черепу ребенка максимально вытянутую  форму. Говоря по-научному, сделать  из брахицефала долихоцефала. Или, по-человечески, из круглоголового сделать длинноголового. Похоже, длинноголовость когда-то считалась связанной с интеллектом. Индейское уплощение – это самый простой способ создать визуальное удлинение. Если на такие пытки люди шли, значит, они сталкивались с серьезной проблемой интеллектуальной недостаточности. А когда интеллектуальная недостаточность действительно появилась, и без того бесполезное действие превратилось в ритуал.

Танцы древних людей, совершаемые  перед охотой, возможно, когда-то были репетицией. Но люди научились охотиться  безо всяких репетиций, а прежние  действия остались, превратившись в  ритуал. Ритуал начал развиваться, и  в результате зародилось искусство  танца.

Философия как наука  в современном мире превратилась в нечто подобное. Она занимается отвлеченными вещами, никак не связанными с реальностью. Все древние тома типа Канта, Гегеля, конечно, изучаются, но это ритуал изучения. Для современного человека все их вопросы совершенно не актуальны. Когда-то эти вопросы  действительно будоражили лучшие умы  Европы. Но сейчас даже лучшие умы не смогут внятно сказать, что же там  написано. Все слова понятны, а  смысла в словах никакого нет. Теперь это просто «древние заклинания».

Условия и традиции требуют  выполнения этих заклинаний. В результате философией никто не интересуется, ее курс переносят как неизбежное ритуальное зло. И так пошло уже  давно. Тот же Шпенглер мог бы написать «Закат Европы» гораздо проще, без  всякого академизма. Но уже сейчас, чтобы нормальный человек, не специалист, мог познакомиться с этой рассчитанной на массового читателя начала ХХ века книгой, ее нужно перевести на нормальный язык. Американцы так поступают с  русской классикой, выкидывая 80% повествования. И только благодаря такому переводу они знают, кто такой Достоевский. А в России подобный перевод невозможен в силу традиций, и в результате, кто такой Достоевский, здесь  очень скоро не будут знать.

Современное российское образование, за редкими исключениями, не дает полезных знаний. Есть, конечно, приятные исключения. Но в массе с тем же успехом, как электрики изучают в некоторых  университетах механику, они бы могли  изучать и поэзию. Это ритуальное образование, ничем не отличающееся от охотничьего шаманизма. Но смысл  в нем есть, правда, не образовательный  – завершение обучения эквивалентно инициации, после которой человек  считается равноправным членом некоторых  российских патриархальных племенных  сообществ.

Есть целые ритуальные понятия, якобы существующие. Например, духовность. Такая «материя» и  такое понятие действительно  существовало, о чем есть множество  свидетельств. Но «это что-то» существовало у русской нации в конце  ее существования, с 1850 по 1950 год. Что  это сейчас – сказать можно, но объяснить нельзя.

В процессах исследования человеческого общества ритуал играет одну из главных ролей. Ритуал дает информацию об отживших элементах культуры, а количество ритуалов можно принять  в качестве отвлеченного критерия потенциала биополноценности – у биополноценных ритуалов почти нет. Ритуалы накапливаются по мере жизни нации, и в массе исчезают вместе с ней. Но есть ритуалы неприятные - эти исчезают с нацией обязательно, а есть ритуалы, в исполнении которых люди находили какое-то удовольствие - танец, например, который развился из первоначального ритуала охотничьей репетиции в средство коммуникации.

Существует множество  описанных случаев подражания малоразвитых народов более развитым. Общеизвестный пример - строительство папуасами моделей самолетов и аэродромного оборудования из плетеных веток с целью заманить и вернуть самолеты, которые по окончании войны перестали приземляться на их островах. Обрезание у многих народов - тоже элемент подражания. Заимствование чужих культурных ценностей и государственных институтов сплошь и рядом случается у недоразвитых политиков.


Информация о работе Традиции и ритуалы