Тренинг как метод обучения межкультурной компетентности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 19:49, доклад

Описание работы

В широком круге вопросов политического, экономического и социального развития страны сегодня все больше внимание уделяется вопросам компетентности. Такой акцент общественной практики в свою очередь актуализирует необходимость прикладных аспектов компетентности. В связи с этим в настоящей работе рассматриваются как теоретические вопросы тренинговой формы обучения, так и ее методические аспекты.

Работа содержит 1 файл

Sadohin.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

2. Правило здесь-и-теперь. Это правило ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа были процессы, происходящие в группе в данный момент, мысли, появляющиеся в данный конкретный момент. Запрещается обращение в прошлое и проекции в будущее. Погружение в личные воспоминания не представляет ценности, если не сопровождается выражением чувств и не соотносится с текущими отношениями.

3. Правило искренности и открытости. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению честной и открытой обратной связи, т. е. той информации, которая так важна каждому участнику, которая активизирует механизм межличностного взаимодействия. Принятие этого правила часто вызывает сопротивление участников тренинга. В этом случае тренер должен объяснить, что правило открытости и искренности подразумевает не «перетряхивание грязного белья», а лишь искренность и открытость выражения своих чувств и желаний по отношению к тем ситуациям, которые складываются непосредственно в группе.

4. Правило «Я». Согласно этому правилу все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа. Запрещается использование фраз типа «.. мы считаем..», перекладывающих ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное «мы». Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных чувств и переживаний. Это правило важно потому, что напрямую связано с основной задачей тренинга: научиться брать на себя ответственность.

5. Правило активности. В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Поскольку тренинг относится к активным методам обучения и развития, требование активного участия всех в работе группы является обязательным.

6. Правило конфиденциальности. Все, о чем говориться в группе относительно конкретных участников, должно оставаться внутри группы — естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности. Само собой разумеется, что конкретные приемы тренинга могут использоваться вне группы — в учебе, в повседневной жизни, при общении с другими людьми, в профессиональной деятельности.

Задачей второй стадии данного этапа является создание атмосферы доверия и доброжелательности в группе, которая служит базой для открытости и искренности в выражении своих чувств и желаний, развития групповой сплоченности. В качестве методических приемов тренер использует любые (по своему усмотрению) стандартные игры и упражнения, служащие этим целям. Помимо общегрупповых задач на этой стадии решаются и индивидуальные задачи, которые направлена на активизацию внутреннего потенциала участников путем обретения уверенности и собственной значимости. Решение отмеченных задач достигается применением следующих методов:

— Зеркализации и вербализации — высказывание теми самыми или другими словами того, что сообщил другой участник группы, избегая при этом толкования высказывания. Данное перефразирование имеет целью выделить наиболее существенное содержание высказывания и обратить внимание партнера на самые важные моменты;

— Умелое использование молчания, молчаливое принятие происходящего;

— Эмпатическое слушание — повторяются те слова партнера, в которых непосредственно выражаются эмоции. На этой основе можно сделать предположение о тех эмоциях и чувствах, которые не были высказаны каким-либо участником тренинга, но отразились в его невербальном поведении;

— Нахождение сути и уточнение — попытка уловить и высказать скрытый подтекст сообщения, а также перевод высказывания партнера из обобщенной безличной формы в конкретную целенаправленную форму.

Целью второго этапа тренинга коммуникативной компетентности является стимулирование и развитие «коммуникативного сознания». Наш опыт работы показал, что этот этап является наиболее сложным и болезненным для участников, так как связан более всего с корректировкой их личностных качеств. Это сопровождается разрушением привычных стереотипов, открытием в себе новых качеств, принятием на себя ответственности за процесс и результат общения. В силу этих причин данный этап является эмоционально сложным и для тренера, поскольку в наибольшей степени индивидуально направлена и зависит от его профессионализма. Все это предъявляет высокие требования в личности и профессиональной компетентности тренера, которые должны обеспечить очень тонкую работу тренинговой группы. Для этого можно использовать следующие конкретные приемы и методы:

— Групповые дискуссии. За счет высказываний различных точек зрения в результате дискуссии происходит расширение знаний участников относительно проблем общения, его сложности, многоплановости и многоаспектности. Помимо этого в ходе дискуссии проявляются реальные коммуникативные стратегии, позиции, стереотипы членов группы, анализ которых позволяет глубже осознать свои коммуникативные проблемы.

— Анализ ситуаций «здесь-и-теперь». Возникающие естественным образом или специально организованные коммуникативные ситуации детально прорабатываются на основе безоценочной обратной связи. Здесь тренеру важно координировать высказывания участников с тем, чтобы они были максимально искренними. Поскольку главным здесь является получение информации как о себе, так и о результатах своего коммуникативного поведения, обратная связь дается с использование Я-высказываний.

Главным результатом второго этапа тренинга должны стать, во-первых, смена коммуникативных установок, таких как смещение фокуса ответственности в ситуациях общения в сторону Я, осознание и принятие того факта, что открытость, искренность, доверие и уважение к партнеру имеют важнейшее значение в достижении социальных и межличностных целей. Вторым важным результатом этого этапа работы является развитие мотивации к научению, т. е. к возникновению активного осознанного желания научиться эффективным коммуникативным действиям.

Задачей третьего этапа тренинга коммуникативной компетентности является выработка навыков эффективного общения. Эта задача определяет методическую направленность работы на данном этапе. Тот или иной навык отрабатывается по традиционной бихевиоральной схеме: демонстрация навыка — упражнение навыка — включение навыка в коммуникативную ситуацию — закрепление навыка на основе обратной связи с тренером или собственной оценки результатов поведения. К числу основных коммуникативных навыков, которым следует обучиться на данном этапе относятся следующие:

— Технике установления и поддержания эмоционального контакта с партнером;

— Основным приемам слушания: пассивному, активному и эмпатическому;

— Приемам конкретизации и уточнения точки зрения и партнера;

— Видам обратной связи и правилам подачи обратной связи;

— Технике уверенного поведения;

— Технике аргументации;

— Правилам завершения общения.

И, наконец, целью четвертого этапа тренинга коммуникативной компетентности является включение выработанных коммуникативных установок и навыков в контекст реального поведения. Здесь следует обратиться к тому, что реальный результат общения зависит не только от субъекта, но и от всей ситуации в целом, включающей цели и задачи, которые реализует партнер и которые в конечном определяют его коммуникативную позицию. В этой связи особое значение на этой стадии придается отработке гибкости и адекватности использования тех или иных приемов, выработке толерантности к действиям партнера.

Умение гибко выбрать коммуникативную стратегию, изменить ее адекватно ситуации и партнеру в случае изменения коммуникативной ситуации является базовым фактором коммуникативной компетентности. Формируется это свойство в ролевых играх, в которых задается практическая ситуация с последующим использованием соответствующих коммуникативных приемов и анализом достигнутых в процессе общения результатов. Здесь можно выделить четыре основных типа сложных коммуникативных ситуаций:

— Когда субъекту требуется помощь, поддержка и сочувствие партнера;

— Когда партнер просит помощи и поддержки;

— Когда субъект подвергается справедливой или несправедливой критике;

— Когда в необходимости разрешения проблемы сталкиваются разные интересы и точки зрения.

Наш практический опыт работы в тренинговых группах показывает, что если не отработать четвертый этап в процессе тренинга, это может привести к коммуникативным проблемам в реальной жизни. Например, собственный личностный порыв, собственное коммуникативное развитие могут сопровождаться, с одной стороны, неумением адаптивно интегрировать полученный в тренинге опыт в реальную жизни, с другой стороны — острой актуализацией нереалистичных ожиданий.

Вопрос о критериях успешной коммуникации в настоящее время еще не получил в коммуникативистике своего полного разрешения. Однако вполне очевидно, что успешная межкультурной коммуникация должна обладать следующими чертами:

— открытостью к познанию чужой культуры и восприятию психологических, социальных и культурных различий;

— психологическим настроем на кооперацию с представителями другой культуры;

— умением отличать коллективные и индивидуальные качества в коммуникативном поведении представителей других культур;

— способностью преодолевать стереотипы;

— творческим и сознательным отношением к процессу коммуникации с использованием соответствующих моделей и стилей коммуникации, применяемых в родной культуре;

— владением набором коммуникативных средств и их правильным выбором в зависимости от ситуации общения;

— стремлением к сбалансированности и симметричности общения;

— обязательным соблюдением этикетных норм своей и чужой культуры.

Сознательное следование этим требованиям дает возможность прогнозировать ход межкультурной коммуникации, делать соответствующие выводы и предупреждать возникновение ошибок и конфликтов в процессе межкультурного общения. На формирование и развитие таких способностей общения и направлен предлагаемый тренинг.

Примечания

1 Мальханова И. А. Коммуникативный тренинг: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2006; Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001; Рот Ю., Коптельцева Г. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг: учебно-методическое пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006; Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2003; Яковлев И. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. – СПб., «Авалон», «Азбука-Классика», 2006 и др.

2 Мальханова И. А. Коммуникативный тренинг. – М.: Академический Проект, 2006; Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. – М.: Аспект Пресс, 2001; Сидоренко Е. В. Трениг коммуникативной компетнтности в деловом взаимодействии. – Спб.: Речь, 2003.

3 Бурнхард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – Спб.: Питер, 2002; Кипнис М. Тренинг коммуникации. – М.: Ось-89, 2004; Рот Ю., Коптельцева Г. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

4 Triandis H. Intercultural Education and Training // Peter Funke (Ed.) Understanding the USA. A Cross-Cultural Perspective. Tьbingen, 1989. – P. 305 – 322.

5 Brislin R.W.,Yoshida T. Intercultural Communication Training: An Introduction. Thousand Oaks, 1994.

6 Занятия-тренинги проводились в Калужском гос. пед. университете и в Московском психолого-социальном институте.

7 Почебут Л. Г. Этнические факторы развития личности // Введение в этническую психологию. СПб., 1995. – С. 66.

8 Weinert A. Organisationspsychologie. Weinheim, 1998, s. 714.


Информация о работе Тренинг как метод обучения межкультурной компетентности