Трудовая и профессиональная мобильность россиян

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является выявление тенденций и особенностей мобильности рабочей силы в современных российских условиях и поиск возможных решений поставленной проблемы. В соответствии с поставленной целью мною было определено несколько задач:
- раскрыть понятие трудовой и профессиональной мобильности, выявить е основные причины и мотивы;
- охарактеризовать современную ситуацию профессиональной мобильности в России;
- рассмотреть миграцию, как аспект трудовой мобильности, определить ситуацию с миграцией в современном российском обществе;
- предложить один из методов реализации и оптимизации процесса трудовой мобильности в РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………….3
Глава 1. Общие аспекты трудовой и профессиональной мобильности граждан……………..5

Предпосылки и причины трудовой мобильности…..5
Ситуация с трудовой мобильностью в современной России………………………………………………….9

Глава 2. Трудовая и профессиональная мобильность трудовых ресурсов РФ…………………………………..13
2.1. Мобильность и миграция трудовых ресурсов………13
2.2. Профессиональная подготовка как основная помощь государства гражданам, совершающим трудовую и профессиональную мобильность………………………...18

Заключение……………………………………………….21
Список литературы……………………………………..24

Работа содержит 1 файл

с.docx

— 52.00 Кб (Скачать)

2005 - 2010 гг. - на 3,2 млн чел., 2010 - 2015 гг. - на 5,2 млн  чел.. Это делает вопросы трудовой мобильности особенно актуальными. Стало также очевидно, что альтернативы структурной трансформации экономики нет. По данным Федерации национальных профсоюзов России, в ближайшие годы ожидается сокращение численности работников в металлургии на 300 тыс. чел., на транспорте (в первую очередь железнодорожном) - на 300 тыс. чел., в дорожном строительстве - на 200 тыс. чел.. Вторичную конверсию и дальнейшее сокращение предстоит пережить предприятиям оборонно-промышленного комплекса. По некоторым данным, их число уменьшится более чем в 5 раз. Продолжаются реформа армии, сопровождающаяся ее сокращением, и падение объемов промышленного производства в северных регионах, что тоже ведет к активизации движения населения и работающих.

     Не  избежать и реформирования бюджетной  сферы. Не секрет, что современное  кадровое обеспечение таких жизненно важных отраслей как здравоохранение  и образование во многом не соответствует  современным требованиям. Кроме  того, необходимость реструктуризации отраслей социальной сферы диктует  изменившаяся демографическая ситуация. По расчетам российского правительства, в ближайшее время в связи  с отрицательной демографической  динамикой придется уменьшить численность  работников бюджетной сферы, в первую очередь учителей и врачей, на 2 млн чел.. И все это на фоне значительного прироста населения в трудоспособном возрасте. За период 1995 - 2005 гг. численность этой категории населения вследствие выхода на пенсию относительно малочисленного поколения родившихся в годы войны и вступления в трудовую жизнь среднего по численности поколения родившихся в 1980-е гг. увеличилась с 83,7 млн до 87,1 млн чел., или на 4,1 %.

     Таким образом, можно прийти к выводу, что  перед государством стоит важнейшая задача определить масштабы высвобождения, обеспечить при необходимости переобучение людей, обозначить с помощью индикативных мер направления их перераспределения: в малый бизнес, развивающуюся сферу услуг, технологически новые отрасли производства или вновь создаваемые социально значимые структуры. Сложность задач заключается в том, что кроме огромных масштабов движение работающих характеризуется большим количеством источников высвобождения, существенными различиями в предпочтениях, установках, а значит и направлениях перемещений различных категорий высвобождаемых граждан.  

 

Глава 2  Трудовая и профессиональная мобильность трудовых ресурсов Российской Федерации.

2.1 Мобильность и миграция трудовых ресурсов.

     Экономика  различных  стран  становится  все  более  зависимой  от  мировых  тенденций  развития  цивилизации.  Сегодня  ни  одна  страна  не  может  добиться  успеха,  будучи  в  изоляции.

     Использование  иностранной  рабочей  силы  уже  давно  стало  непременным  условием  нормального  процесса  воспроизводства.  В  странах,  активно  использующих  иностранных  рабочих,  целые  отрасли  экономики  находятся  в  зависимости  от  импорта  рабочей  силы.

     Миграция  рабочей  силы  -  явление  сложное,  неоднозначное,  требующее  пристального  изучения  в  контексте  современных  тенденций  развития  мировой  экономики,  во  взаимосвязи  с  другими  процессами  и  явлениями  экономической  жизни  общества.

     Всего  из  Европы  эмигрировали  в  поисках  средств   к   существованию  70-80 млн. человек.

     Первый  центр  иммиграции  сформировался  в  странах  Западной  Европы,  где  иностранную  рабочую  силу  стали  использовать  на  постоянной  основе. Вторым  центром  иммиграции  традиционно  являются  США,  трудовые  ресурсы  которых  исторически  сложились  именно  за  счет  иммигрантов.  Сейчас  приезжая  рабочая  сила  постоянно  составляет  около  5%,  а  в  прибрежных  районах  и  больше.

     Если  первоначально  центрами  притяжения  рабочей  силы  были  в  основном  индустриальные  государства  Западной  Европы  и  Северной  Америки,  то  в  70-е  годы  весьма  стремительно  сформировался  мировой  рынок  труда  в  районе  нефтедобывающих  стран  Ближнего  Востока.  Он,  по  существу,  до  последнего  времени  был  третьим  центром  иммиграции.  Сюда  к  началу  80-х  годов  оказалось  стянуто  около  3 млн. иностранных  рабочих.

     Четвертый  центр  сформировался  в  Латинской  Америке,  где  в  основном  Аргентина  и  Венесуэла  принимают  рабочих  из  соседних  стран.  Общее  число  иммигрантов  достигает  здесь  3 млн., подавляющее  большинство  которых  составляет  латиноамериканцы. Наиболее  распространенной  формой  является  сельская  сезонная  миграция,  имеющая давние  традиции.   Однако  существует  миграция  и более продолжительная по  времени.  Она характерна  для работников  промышленности  и сферы услуг.

     Межстрановая  миграция  имеет  место  и  в  Африке  и  в  Азии.  По  приблизительным  оценкам ученых-демографов,  внутренняя  миграция  составляет  2 млн. человек.  В основном  более богатые страны  берут неквалифицированных работников,  специалисты,  приезжающие из  других  регионов  мира,  составляют  не  более 500 человек.  Страны  Азии,  являясь в подавляющем большинстве экспортерами  рабочей силы,  принимают высококвалифицированных специалистов  по  отдельным специальностям  (около 300 тыс.).  Наконец,  Австралия использует  200 тыс.  иностранных рабочих,  многие  из  которых готовятся к получению гражданства страны  пребывания.

     Государство  довольно  активно  влияет  на  процесс  иммиграции.  При  оживлении  производства  допускается  либерализация  импорта,  при  спаде  происходит  его  лимитирование.  Регулируется  не  только  количество  иммигрантов,  но  и  профессиональная,  квалификационная,  половозрастная  структура   и,  конечно  же,  продолжительность  пребывания  в  стране.  В  странах-импортерах  сложилась  система  государственных  мер  регулирования  миграции.  Она  включает  в  себя  законодательство  о  юридическом,  политическом  и  профессиональном  статусе,  национальные  службы  иммиграции,  а  также  межгосударственные  соглашения.3  

     На  международном  уровне  странами  -  участницами  Организации  экономического  сотрудничества  и  развития  создана  служба,  которая  координирует  деятельность  национальных  иммиграционных  управлений.  Иммиграционная  политика  проводится  непосредственно  через  национальные  службы  иммиграции,  которые  обычно  создаются  при  министерствах  труда,  юстиции  или  внутренних  дел.  Иммиграционные  службы  стран  осуществляют  функции  контроля  над  въездом  в  страну  иммигрантов.  Они  выдают  разрешения,  согласованные  с  заявками  предпринимателей  на  въезд   и  работу,  а  также  определяют  время  пребывания.

     Одной из характерных черт обеспечения  занятости в современной российской экономике является заметное, имеющее  тенденцию к расширению привлечение  и использование иностранной  рабочей силы. Иностранные работники, участвуя в производстве товаров  и оказании услуг, вносят ощутимый вклад  в создание валового внутреннего  продукта страны.

     В настоящее время внешняя трудовая миграция является самым массовым и  динамичным миграционным потоком в  России. По объему миграции Российская Федерация вышла на второе место  в мире после США. Численность  официально зарегистрированной иностранной  рабочей силы, привлеченной в экономику  России, в 2006 г. составила 1014013 человек  и возросла в 1,4 раза по сравнению  с 2005 г. и в 8 раз - по сравнению с 1994 г. Однако трудовая миграция на законном основании, по мнению экспертов, составляет 10 - 15% от реального числа работников-мигрантов, находящихся в стране, которое, по разным оценкам, находится в пределах 7 - 15 млн. человек.

     В Российской Федерации на законных основаниях работают граждане почти 140 государств. Самые масштабные миграционные потоки направлены в Россию из государств - участников СНГ. На их долю приходится 53% всей привлеченной иностранной рабочей  силы. При этом выделяется ряд стран, наиболее активно поставляющих работников на российский рынок труда (1000 и более человек в год). В 2006 г. насчитывалось 29 таких государств. Из них на долю семи государств пришлось около 80% иностранных работников, привлеченных в Россию. Это: Китай - 20,8% от общей численности привлеченных иностранных работников, Украина - 17%,Узбекистан - 10,4%, Турция - 10%, Таджикистан - 9,7%, Вьетнам - 6,8%, Молдова - 5%.4

     Сегодняшняя  ситуация  грозит  новым  бумом  нелегалов  из  стран  Восточной  Европы. В этой связи законодательное, институциональное, финансовое, информационное, научное и кадровое обеспечение  государственного регулирования миграции нуждается в совершенствовании  с учетом проблем, возникающих в  процессе государственного регулирования  миграции. Главная проблема миграционных процессов - теневой бизнес, когда  большая часть средств, которая  могла бы быть легализована, вращается  на криминальном рынке, к услугам  которого обращаются 90% трудовых мигрантов. Регистрация мигрантов не только позволит получать налоги в местный  бюджет, но и обеспечит социальными  гарантиями и более комфортными  условиями самих приезжих, снизит криминогенную обстановку.

     По  данным Федерально-миграционной службы (ФМС), из 10 стран - основных поставщиков рабочей силы в Россию в 2005 г. лидировали Китай, Украина и Турция. В последнее время к ним добавились Азербайджан и Узбекистан. В общей сложности, по некоторым данным ФМС, в России примерно 10 млн. мигрантов пребывают нелегально. Многие из них приезжают на временные заработки и не регистрируются. Представители ФМС России определяют число нелегальных трудовых мигрантов, пребывающих в России, на уровне не менее 10 млн. человек. Нелегальность положения трудовых мигрантов создает условия для их дискриминации на рынке труда, а порой и ограничивает в правах. Многие трудовые мигранты вынуждены работать без договора, в антисанитарных условиях, без страховок, за них не перечисляются социальные отчисления.

     Трудовая  миграция в странах СНГ стала  масштабным и значимым социально-экономическим  явлением, в котором участвуют 8 - 11 млн. человек, или 6 - 8% экономически активного  населения стран региона. На фоне снижения уровня жизни, свертывания  производства и роста безработицы  некоторые государства региона (например, Россия и Казахстан) отличаются социально-экономической  стабильностью, емким рынком труда  и высоким уровнем заработной платы. Эти факторы в сочетании  с географической близостью, безвизовым режимом, "прозрачностью" пересечения  границ, общностью культуры и языка, наличием родственных связей и деловых  отношений, конвертируемостью дипломов об образовании формируют потоки трудовых мигрантов внутри СНГ в  пользу России и Казахстана.5

     Можно сделать вывод, что регулируемая и организованная трудовая миграция имеет множество позитивных аспектов для России (как страны приема мигрантов) и стран СНГ (как стран выезда трудовых мигрантов). Благодаря трудовым мигрантам в России развиваются целые сектора экономики - торговля, строительство, транспорт и сельское хозяйство. Главным экономическим эффектом для стран выезда трудовых мигрантов является сокращение дефицита платежных балансов за счет поступления денежных переводов. Сейчас трудовая миграция стала не только средством выживания значительной части населения, но и реальным механизмом стихийной экономической интеграции между некоторыми странами СНГ.

 

2.2. Профессиональная подготовка как основная помощь  государства гражданам, совершающим трудовую и профессиональную мобильность.

     Профессиональная  подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан  и незанятого населения являются важнейшим фактором активной политики занятости населения и направлены на развитие трудовых ресурсов, обеспечение  продуктивной, свободно избранной занятости  граждан, усиление их социальной защищенности посредством повышения роста  профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности  на рынке труда. Это обеспечивается действующей и постоянно развивающейся системой профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения.

     В нашей стране профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения проводится по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, и повышает возможности безработных граждан и незанятого населения в поиске оплачиваемой работы (доходного занятия). Также профессиональное обучение может также проводиться по профессиям, специальностям под конкретные рабочие места, предоставляемые работодателями в соответствии с заключаемыми с ними территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения  в установленном порядке договорами.

     При организации профессионального  обучения безработным гражданам  и незанятому населению органами по вопросам занятости могут быть предложены с учетом их образования, профессионального опыта и состояния  здоровья варианты выбора профессии, специальности (по которым возможно обучение), пользующихся спросом на рынке труда. Гражданину не может быть предложена профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности дважды.

     Сейчас  в России органы по вопросам занятости формируют и систематически обновляют территориальные банки данных по профессиям, специальностям, роду занятий, по которым осуществляется либо может осуществляться с учетом прогнозов рынка труда профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения.

     Профессиональное  обучение безработных граждан и  незанятого населения включает в  себя следующие виды обучения:

     - профессиональная подготовка с  целью ускоренного приобретения  обучающимися навыков, необходимых  для выполнения определенной  работы, группы работ;

Информация о работе Трудовая и профессиональная мобильность россиян