У истоков социологии: Огюст Конт

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 17:22, реферат

Описание работы

Энтони Гидденс, один из авторитетнейших социологов нашего времени, остроумно заметил: «Конт ввел два термина «позитивная философия» и «социология» (конец 30-х гг. ХIХ века – Е.Б.), что внесло путаницу, но внесло и известную интеллектуальную традицию, которую подхватил Дюркгейм (90-е гг. ХIХ века – Е.Б.) и с его времени она стала господствующей вплоть до недавнего времени».[1] В приведенном высказывании Гидденса нам надо обратить внимание на отмеченный английским ученым факт методологического единства позитивной философии и социологии на протяжении более130 лет развития науки об обществе и на размывание этого единства в настоящий период ее существования.

Работа содержит 1 файл

У.docx

— 31.37 Кб (Скачать)

    Второй  внешней предпосылкой развития социологии в последней четверти ХХ века, на наш взгляд, следует считать заказ  на изменение структуры науки. С  момента своего становления в  структуре социологии можно было выделить вертикаль – уровни социологического исследования. В трехуровневой структуре  выделялись общесоциологические теории, «теории среднего уровня» и конкретные социологические исследования. Взаимодействие уровней предполагало, во - первых, известную  оторванность и автономию каждого  из них, и, во-вторых, некоторое отставание общих теорий от изменений действительности, фиксируемых эмпирически. Изменение  темпов социальных изменений превратило указанное отставание в значимый недостаток социологии, снижающий ее теоретический и прагматический потенциал. В новой современности  востребована структура элементов  социологии, построенная по горизонтальному  принципу. Данный принцип обеспечивает актуальность взаимодействия общих  теорий, теорий среднего уровня и конкретных исследований при условии постоянства  прямой и обратной связи между  ними.

    Внутренние  предпосылки развития социологии обусловлены, во первых, значительным исчерпанием  эвристических возможностей классической социологии. Характер социального развития т.н. «индустриального общества» позволял отцам – основателям социологии выделять стадию «нормального» состояния  и состояния «аномии» в социальной системе (Э.Дюркгейм). В социологии индустриального  общества, таким образом, важнейшей  являлась задача диагностики состояния  общества и разработки рекомендаций по поддержанию нормы, т.е. равновесия в обществе. В исторически обусловленной  проблемной ситуации фундаментальным становился структурно – функциональный теоретический и методический анализ общества. В изучение этой проблемной ситуации значимый вклад внесли Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс и Р.Мертон. Классиками социологии их сделал социальный заказ, объективно сложившийся в истории Х1Х – ХХ веков. На рубеже ХХ – ХХ1 веков столь же объективно сложился новый социальный заказ. Новое качество социального процесса в современности потребовало неклассической, нетрадиционной социологии. Ее определяющей задачей становится изучение социального процесса в его актуальности и спонтанности. Условием реализации данной задачи является переструктурирование науки, о котором,  мы говорили выше. И, наконец, социологии, исследующей новую проблемную ситуацию, формирующей при этом современную, неклассическую структуру, требуется адекватное определение предмета науки.   

    В 70-е годы авторитетными европейскими и американскими социологами  было предложено несколько определений  «новой» неортодоксальной, неклассической социологии. Приведем наиболее интересные из них. Популярный в мире и России авторитетный английский методолог  Энтони Гидденс указывает на  возможность конституирования социологии как науки, основанной на новых по сравнению с классической «ортодоксальной» социологией принципах. «Социальная теория должна включать понимание человеческого поведения как действия; такое понимание должно быть совместимо со сфокусированностью на структурных компонентах социальных институтов или обществ; понятия власти и господства связаны с понятиями действия и структуры».[1]    

    Основатель  этнометодологии, оригинального направления  в социологии,  Гарольд Горфинкель предлагает следующую программу ревизии предмета  науки: “Программа  социологической дисциплины требует, чтобы социолог, научно описывая мир, включал в него в качестве проблематичных феноменов не только действия других личностей, но и их знание о мире”.[2]

    Сравним предложенные мэтрами современной  социологии определения. В них по существу зафиксировано одно и то же требование к социологическому исследованию: требование рассмотрения в качестве равноправных переменных социального  процесса действий социального субъекта – личности или личностей –  и объективных условий, в которых  сформировалась направленность действий и их реализация. Данное требование отражает реальное изменение характера  современного социального процесса. В нем актуально  и спонтанно конструируется взаимодействие объективных условий, социальных структур и действий социальных акторов (носителей действия по определению Т.Парсонса), каждая ситуащия которого порождает последующую ситуацию взаимодействия. В этом контексте современной социологической мысли уместным будет определение социологии как науки, изучающей социальные взаимодействия. В данном определении социология начала ХХ1 века предстает в преемственности своей истории. Определение предмета как изучение социальных взаимодействий объективного и субъективного требует объединения потенциалов холизма и номинализма, науки о социальном поведении и социальном конструировании реальности. Прошлое живет и обогащается настоящим, умножая современные познавательные возможности социологии.  

Информация о работе У истоков социологии: Огюст Конт