Участие ВУЗов в профессиональной ориентации школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 20:24, реферат

Описание работы

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Содержание

Введение.

1.Цели и задачи профориентации.

2. Профессиональное просвещение.

3. Принципы выбора профессии. Мероприятия по профподготовке, проводимые ВУЗами.

Заключение.

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат социология.docx

— 28.53 Кб (Скачать)
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Белгородский  государственный технологический  университет им. В.Г.Шухова. 

Кафедра социологии. 
 

                         Реферат

на тему: Участие ВУЗов в профессиональной ориентации школьников. 
 
 
 
 

                                                                                Выполнил: студент                                                                          группы ДСм-42 Юрьев П.В.

Принял: профессор Фомин В.Н. 
 

                                                                                               

                                                              

Белгород 2010

Содержание.

Введение.

1.Цели и задачи  профориентации.    

2. Профессиональное  просвещение.

3. Принципы выбора  профессии. Мероприятия по профподготовке, проводимые ВУЗами.

Заключение.

Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

                  В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т. е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, осознание своей необходимости людям.

                  Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной  подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной  части учащихся  зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии. Профориентация молодежи по своей сути является не только и не столько проблемой педагогической. Ее правильней называть общественной проблемой, для решения которой усилий одних педагогов явно недостаточно.  Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему  назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью,  адаптацию ее к профессии. “Система профориентации на современном этапе ее развития призвана обеспечить координацию действий  государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального,  высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное  решение научных и организационных вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза.

                Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом. 
 
 
 
 

                                      
 
 

1.Цели и задачи профориентации. 

        Понятие “профориентация” кажется понятным каждому, кто ознакомиться с ним даже в первый раз- это ориентация школьников на те или иные профессии. Примерно такие же определения даются в методических  пособиях, где профориентацию  рассматривают как оказание помощи молодым людям в выборе профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в моменты профессионального самоопределения.            

      Цель    профессиональной    ориентации    учащих следует рассматривать в общей связи с более широкими целями и  задачами трудовой подготовки школьников. Цель   трудовой   подготовки   определена   следую образом: Сформировать у  школьников готовность к общественно полезному, производительному труду, т. е. выработать совокупность качеств и свойств, обусловливающих потребность и возможность успешно, с пользой для общества, с удовлетворением для себя работать в народном хозяйстве — это чувство общественного долга, трудолюбие, сознательное и добросовестное отношение к труду, коллективизм, организованность, дисциплинированность, прочные знания и умения по основам наук, техники, технологии, организации и экономики производства.

    Основные  задачи центров профориентации связаны  с общими целями трудовой подготовки молодёжи. Эти центры решают следующие задачи:

    1.  Информационная работа: ознакомление  учащихся с профессиограммами, информация   о   потребностях   в   кадрах   различих профессий, об условиях труда, о зарплате, о возможностях повышения квалификации.

    2.  Пропаганда профессий, информация  о потребности в кадра по которым ощущается дефицит в наибольшей степени. При этом используются средства массовой информации, специальные  пропогандистские издания   (плакаты, буклеты,   информационные   сир вочники и т. п.).

    3.  Профессиональная диагностика: для  этого один или два раза  в год в центре проводят полный цикл диагностического обследования школьников данной территории. При этом широко используют анкеты, тесты, технические  средства диагностики   и  обработку  полученных  данных ЭВМ.

    4.  Профессиональная  консультация,  в   процессе   которой   оказывают помощь молодежи при решении вопроса о выборе профессии.

    5.  Разработка методических рекомендаций  по внедрению  профессионального отбора в УПК и на предприятиях.

    6.  Организация совместной деятельности  по улучшению условий социальной  и профессиональной адаптации молодежи в различных отраслях хозяйства.

    7.  Анализ   результатов      профориентационной      деятельности школ, УПК, предприятий и учреждений

    8.Работа  по повышению квалификации педагогов  и настав, занимающихся профориентационной работой

    2. Профессиональное просвещение. 

     Важным  компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – “сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам  личности, способах и путях их получения, оплате труда”.

     Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п.

    Работа  по профпросвещению включает в себя:

    . профинформацию

    . профпропаганду

    . профагитацию.

    Знания  о профессиях учащиеся получают не только в школе, но и от знакомых, родственников, работников  ВУЗов, которые проводят тематические беседы.

    «В  связи с этим перед школой, как  и перед всем обществом, стоит  довольно сложная задача – исправить  идущие вразрез с потребностями  экономики страны и общества отношение  к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий.

       Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии.

    Чтобы работа по профпросвещению имела  положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим  педагогическим тактом. Ориентируя на профессии, в которых страна и общество испытывают недостаток, нужно избегать всякого рода нажим, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потери интереса к данной профессии. Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, - связь его с жизнью. Исходя из этого, основные направления работы в этой области можно выразить так:

    Профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его  отраслях, предприятиях, профессиях;

    В процессе проведения работы по профессиональному  просвещению необходимо учитывать  направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;

    Профессиональное  просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;

    Ознакомление  с миром профессий следует  тесно увязывать с профессиональными  интересами, склонностями и способностями  молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению  должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу.

    Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а основными формами ее проведения – встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах и профессиях и т.д.

    Значительное  место в работе по профпросвещению  занимают беседы, которые проводят представители ВУЗов. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.

    Ознакомление  учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по такому плану:

    1. Общие сведения о профессии:

    Краткая характеристика отрасли народного  хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и  перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.

    2. Производственное содержание профессии:

            Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.

    3. Условия работы и требования  профессии к человеку:

            Санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

    4. Система подготовки к профессии:

    Пути  получения профессии; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии. 
 
 
 
 
 

3. Принципы выбора профессии. Мероприятия по

профподготовке, проводимые ВУЗами.

      Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) девушки и юноши, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

    Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

    Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.

Информация о работе Участие ВУЗов в профессиональной ориентации школьников