Управление как социальный феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 21:36, контрольная работа

Описание работы

Существует немало других подходов, отражающих разнообразие отношения к управлению. К примеру, Ф.Тейлор – основатель школы научного управления – определял управление как искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. П. Друкер считает, что управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Роль управления в развитии человека и общества.…………………………………………………………………...5
Социологический подход к управлению…………………………………8
Основные способы и средства непосредственного воздействия на людей и социальные субъекты (методы управления)…………………………………………………..….………...11
Социальное управление как самостоятельный институт………………………………………………………..………….14
Основные направления применения управления………………………17
Заключение……………………………………………………………………….20

Список литературы………………………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

Конторольльная по социологии управления .doc

— 119.50 Кб (Скачать)

       Второе направление применений  разбили на три поднаправления, соответствующие практике управления. К ним относятся:

     - решение сложных социальных проблем;

     -управление  сложной деятельностью;

     -управление  социальными процессами.

     Для этих направлений характерно то, управление не имеет заранее определенных границ объекта управления.

       Решение сложных социальных проблем, осуществляемое с помощью управления, требует проведения предварительных исследований, связанных с правильной постановкой проблем и их изучением с целью определения границ объекта управления (см.№6).  

            Управление сложной деятельностью необходимо везде, независимо от того, рассматривается ли она в рамках социальной организации или нет. Например, для выполнения некоторого срочного проекта или программы может потребоваться непродолжительное участие многих специалистов. В таких случаях границы объекта управления определяется в основном технологией выполнения проекта или программы.

     Управление  социальными процессами предполагает не только управление социальными конфликтами, демографическими процессами или социальной структурой общества, но также решение многих социальных проблем, например, проблем здоровья населения, безработицы, преступности, наркомании, алкоголизма и др. Для решения таких проблем с помощью управления невозможно заранее знать границы объекта управления, поэтому приходится предварительно проводить соответствующее исследование.    

       Помимо указанных выше направлений  применения социального управления, в книге мы рассмотрим еще одно - управление социальной эволюцией. Это сравнительно новое малоисследованное направление, предполагающее возможность управлять человеческой историей. Мы особо выделили это направление, чтобы показать его важность и актуальность, поскольку от него многое зависит. 

       В дальнейшем  остановимся на  каждом из указанных направлений, взяв из каждого по одному характерному примеру. Так, первое направление применения управления рассматривается на примерах общества и фирмы, а второе направление - на примерах управления целевыми комплексными программами, управления здоровьем населения и модели управления социальной эволюцией (см.№8).

     Несмотря на широкий диапазон применений социального управления, разнообразие проблемных областей и объектов управления, существуют общие подходы, методы и универсальные средства управления, которыми должны владеть современные социальные управленцы, независимо от тех конкретных областей, где им приходится или придется работать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 
 

     На  рубеже веков и тысячелетий человечество вступило в качественно новый  период своего развития. При решении  любых проблем все больше приходится считаться с «внешними пределами» планеты и «внутренними пределами» самого человека (А. Печчеи). Наступила эпоха информатизации и глобализации, время стремительных перемен, когда все процессы развиваются быстро и вместе с тем противоречиво. Глобальная трансформация мироустройства, системный характер происходящих на планете изменений заставляют задуматься над общими закономерностями истории, глубинной логикой смены эпох. Прошлое и будущее не существуют сами по себе как полностью автономные пространства; они оказываются слиты в едином потоке времени, стянуты берегами истории, будучи объединены только субъектом исторического действия — человеком.

     Кардинальные  перемены в мировоззрении, общественной психологии и менталитете представляются не менее важными, чем изменения  в материальной, событийной жизни общества, поскольку именно первые являются основным фактором социальных революций, порождающим грандиозные трансформации экономического и политического статуса мира. Развитие информационных технологий и коммуникационных возможностей, всего мощного арсенала цивилизации существенно ослабило в ХХ столетии роль географических пространств и ограничений, налагаемых ими. Сформировалась иная, чем прежде, перспектива глобального развития, претерпела определенные метаморфозы конфигурация цивилизационных противоречий. Новое качество мира — его глобализация — проявилось также в том, что сегодня почти вся планета оказалась охваченной единым типом хозяйственной практики. Возникли также новые, транснациональные субъекты действия, слабо связанные с нациями-государствами, на территориях которых они разворачивают свою деятельность. Соответственно изменились принципы построения международных систем управления, стоящие перед ними задачи.

     Глобальное  управление при этом отнюдь не предполагает унификацию социальной и экономической жизни плане ты. Феномен управления порождает управленческий образ мышления. Однако, как полагают многие исследователи, в ходе своей эволюции теория и практика управления подошли к рубежу, когда необходимо интегрировать разрозненные модели предмета исследования. Следует выстроить управленческую метатеорию на основе целостной концепции, объединяющей методы и идеи социологии, экономики, психологии, культурологии, философии, менеджмента. Главной проблемой, которая как бы стоит на пути превращения управления в науку, является сам человек. Его поведение непредсказуемо, поскольку определяется множеством факторов и обстоятельств – ценностями, потребностями, мировоззрением, установками, уровнем волевых усилий, т.е. тем, что невозможно предвидеть и учесть.

     Современное социальное управление еще далеко не отвечает требованиям времени. Назрела  потребность в его обновлении, в коренных изменениях, которые позволят влиять на главную причину всеобщего  кризиса управления – усугубляющееся противоречие между субъектом и объектом управления. Важнейшим условием решения этих проблем является возрастание роли культурного и социально-психологического факторов. В управленческой культуре особое значение имеют рациональное начало, знания, современные концепции, наукоемкие технологии. Совершенно очевидно, что особое управленческое действие начинается с познания сути происходящих процессов, выдвижения новых идей, что характеризует, прежде всего, содержание управления, уровень управленческого мышления. Без умения выдвинуть инновационные цели и задачи, а затем найти адекватные методы их решения не может быть эффективного управления. Не менее значимую роль играют и управленческие идеи.

     Сегодня для управленцев становится приоритетным изучение поведения человека в социальной организации, в обществе, осмысление законов раскрытия творческого потенциала каждого работника, культура и психология человеческого общения. Словом, знание и понимание человека, форм его поведения в социальной организации — важнейший элемент управленческой культуры и суть управленческой революции, которую переживает мир. А управленческий интеллект становится важнейшим ресурсом человечества и частью общей культуры как общества, так и отдельной личности.

     В современных системах управления организуются и взаимодействуют личности, которые выступают носителями знания и интеллекта, К тому же они постоянно совершенствуют свои интеллектуальные возможности, поэтому игнорировать интеллект как качество личности неправомерно ни с точки зрения науки, ни с точки зрения практики организации управленческой деятельности; ведь осуществляется организация не только средств, умения, навыков, способов взаимодействия и организационных структур, но и личностей.

     Носителями  новой управленческой и организационной  культуры являются как общество в целом, так и его отдельные социальные группы, прежде всего образованные слои, наконец, отдельные личности. И сегодня особенно перспективной является идея формирования современной политической и управленческой элиты, которая способна влиять на общественную жизнь как бы с упреждением, опираясь на профессиональные знания, творческое воображение, нетрадиционное восприятие и инновацию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

  1. Андреев С. С. «Теория социального управления. Объективная необходимость и  сущность социального управления» // Социально-гуманитарные знания, 2004.
  2. Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами. -М, Владос, 2004.
  3. Зинченко Г.П. «Социология для менеджеров» — Ростов н/Д, 2007.
  4. Зинченко Г.П. От администрирования к менеджменту // Политические исследования. - 2004.- №1.
  5. Кравченко А.И. «История менеджмента» — М., 2008.
  6. Методы и формы государственного управления. - М., Норма, 2001.
  7. «Основы социального управления: Учебное пособие» / Под ред. проф. В.Н. Иванова. — М., 2009.
  8. Ромашев О. В., Ромашева Л. О. «Социология и психология управления» — М., 2003.
  9. Удальцова М.В. «Социология управления» Учебное пособие. — М.—Новосибирск, 2007.
  10. Франчук В.И. «Основы общей теории социального управления» — М., 2006.
  11. Функционирование государственного аппарата управления. - М., Юристъ, 2003.
  12. Кнорринг В.И. «Теория, практика и искусство управления». М., 2008.
  13. Сергейчук А.В. Социология управления. СПб., 2007.
  14. Солодкая М. С. «Сущность управления и проблема управляемости» //Credo, 2005.
  15. Удальцова М.В. «Социология управления» М.—Новосибирск, 2008.

  

Информация о работе Управление как социальный феномен