Управление трудовыми ресурсами в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:39, реферат

Описание работы

Происходящие в нашей стране преобразования нацелены на повышение эффективности общественного производства. Для решения этой задачи осуществляется целый комплекс мер. Развернулась решительная борьба за повышение качества выпускаемой продукции, внедряются более эффективные экономические методы управления взамен изживающих себя административных методов управления, новые формы организации труда и производства, осуществляется переход на принципы полного хозрасчета, происходит реорганизация внешних экономических связей.

Содержание

Введение.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….3
Глава 1 Принципы японского управления………………………………………..9
Глава 2 Японские методы управления производством…………………………12
Глава 3 Управление трудовыми ресурсами в Японии…………………………18
3.1 Управление персоналом……………………………………………….18
3.2 Управленческие решения, стиль и концепция управления…………..21
Заключение………………………………………………………………………...25
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

японские секреты.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

     Глава 2. Японские методы управления производством

     Законодателем моды является компания «Тоёта», разрабатывающая и внедряющая систему «канбан».

     Японские  менеджеры преподносят 9 уроков простого подхода к управлению производством. Японские производители отвергли сложные рецепты управления, их подход заключается в упрощении проблем, а не в поиске сложных решений.

     Японскую  систему управления можно разделить  на две основные группы методов. Первая относится к проблеме эффективности ведения дел, вторая — к проблеме качества продукции.

     Первая  часть нацелена на повышение эффективности  производства и известна как система «канбан» — «точно во время». Она прямо связана с материальными затратами и влияет на все стороны деятельности фирмы. Система «канбан» оказывает частичное воздействие и на качество продукции. Обе группы методов тесно переплетаются. Рассмотрим систему «точно во время».

     Урок  первый.  Управленческая  технология — товар транспортабельный. Секрет успеха заключается в эффективном управлении запасами. Преимущества как может сначала показаться, незначительны. Они сводятся к некоторой экономии затрат на производство запасов, которая возникает от того, что изготавливаются и хранятся самые мелкие партии деталей.

     Японцы  обнаружили, что главные выгоды заключены в улучшении качества продукции, повышении заинтересованности рабочих и в увеличении производительности.

       Вот как это происходит. Рабочий  получает по одной детали. Если  она не годится, он незамедлительно доводит это до предыдущего рабочего, тот выясняет причину и устраняет недостатки. Тем самым оказывается взаимопомощь. Механизм японского управления использует в качестве «горючего» специфические национальные черты японского народа: трудолюбие, бережливость, преданность делу, фирме, восприимчивость к нововведениям, высокий образовательный уровень.

     Урок  второй. Производство методом «точно во время» позволяет выявить проблемы, которые в иных условиях не видны из-за избыточных запасов и лишнего персонала.

     Концепция «точно во время» составляет сердцевину системы управления производством. Идея проста: производить и поставлять готовые изделия как раз к  моменту их реализации, комплектующие  узлы — к моменту сборки изделий, отдельные детали — к моменту сборки узлов, материалы — к моменту изготовления деталей.

     «Канбан»  чисто японское слово и означает «карточка» или визуальная система  записи. «Канбан» — усовершенствованная система, применяемая в компании «Тоёта», при которой заказ на изготовление деталей заносится на специальную карточку.

     Система «канбан» предусматривает выпуск изделий  мелкими партиями, сокращение времени  переналадок оборудования и приспособлений, сокращение затрат при отгрузке, поставке, получении (однодневные поставки осуществляются по заказам по телефону, несколько раз в день небольшими партиями), полный отказ от каких-либо запасов.

     Наличие крупных партий узлов и деталей  скрывает причины появления дефектов и брака. Когда размер партий сокращается, причины брака обнажаются.

     Стоит обеспечить надлежащую видимость — и каждый будет стремиться выбрать правильный курс. Здесь применяется методика «вытягивания» деталей и узлов в противовес практике «выталкивания».

     Эффективность системы «точно во время» определяется рядом факторов. Во-первых, обеспечивается повышение эффективности производства за счет сокращения запасов, отходов и косвенных издержек, уменьшаются прямые затраты труда на переделку. Кроме того, сокращаются потребности в складских помещениях, оборудовании, механизмах, рабочей силы, затраты на транспортировку грузов, потребности в контроле и бухгалтерском учете, в обработке информации. Снижаются управленческие расходы.

     Во-вторых, извлекаются дополнительные выгоды от изучения конъюнктуры рынка и  прогнозирования ее изменения, связанные с размерами закупок и поставок, сроками поставок и др.

     В-третьих, постоянное повторение цикла (сокращение запасов, улучшение качества, рост производительности и т. д.) в конечном счете означает, что товары становятся все более дешевыми и качественными.

     В-четвертых, ценовая тактика японских фирм заключается в ориентации на низкую норму прибыли. Невысокие затраты и низкая норма прибыли приводят к приемлемым ценам, что позволяет заключать все новые и новые контракты, а это влечет за собой развитие производства и стимулирует рост объемов выпуска. Величина валовой прибыли высока ввиду повышения объема продаж.

     Второй  урок можно сформулировать следующим  образом: избегайте излишеств, потерь, неравномерности.

     Урок  третий. Качество начинается с организации производства. Необходимо, чтобы весь персонал компании выработал привычку совершенствовать качество. Задача состоит в том, чтобы все сразу делать правильно. Ответственность возлагается на самих изготовителей. Это базовый принцип японского подхода. Он основывается на следующих положениях:

     — массовое обучение персонала;

     — организация кружков качества;

     — выработка целей, привычка к улучшению и стремление к совершенству.

     Рабочим предоставляется право останавливать  линию конвейера (применяя желтый и  красный сигналы).

     Принципы, способствующие дальнейшему повышению  качества:

     — производство мелкими партиями;

     — порядок на рабочем месте;

     — запланированная недогрузка;

     — ежедневная проверка состояния оборудования.

     «Качество — прежде всего» — это не просто лозунг, а стратегия организации производства и всего персонала — снизу доверху.

     Урок  четвертый. Культурные различия наций не являются препятствием. Применение метода способствует изменению отношения рабочих к труду и управляющих к своей деятельности.

     Урок  пятый. «Стремитесь к упрощениям, и товары польются рекорд». Смысл: упрощайте производственную структуру предприятия, ломайте границы между технологически специализированными цехами.

     Урок  шестой. Гибкость открывает двери к успеху. Гибкость производства, его быстрая приспособляемость к условиям рынка — фундамент положения. Отсюда — выпуск смешанных моделей, гибкое использование высококвалифицированной рабочей силы (многопрофильных рабочих). Гибкое использование рабочей силы — ключ к эффективному управлению ресурсами.

     Урок  седьмой. Не берите сразу слишком большой груз: лучше совершить несколько путешествий (речь идет о закупках материалов, снижении издержек, точном соблюдении объема, сроков поставок и доставки грузов). Японские покупатели стремятся к одному поставщику одного изделия.

     Закупки из одного источника: фирма, 60% поставок которой предназначается для одного покупателя, приложит все усилия, чтобы угодить партнеру, чтобы не имел дела с другими фирмами. Еще одна формулировка: заставляйте своих поставщиков осуществлять поставки ежедневно или еще чаще.

     Урок  восьмой. Большой упор на самоусовершенствование. Меньше программ, меньше вмешательства со стороны специалистов. Кружки качества сочетаются с получением рабочими смежных профессий и ротацией рабочих и управляющих.

     Японцы  не открыли ничего нового и не внесли никаких поправок в старые представления о линейном и штабном персонале. Они просто придерживаются желания помочь линейным руководителям и рабочим улучшить свою работу. Поэтому производственный персонал обучают и готовят так, чтобы сделать знатоками своего дела и вовремя перемещают его, чтобы работники смогли самоусовершенствоваться. Они все делают в соответствии с наукой. И снова подчеркивается та же мысль: фирма не нуждается в большом числе реализуемых или управляемых специалистами программ, управляющие производством и рабочие могут справиться сами.

     Урок  девятый. Простота — это естественное состояние. Стремление к дебюрократизации, к устранению излишнего бумаготворчества там, где можно обойтись устным распоряжением и телефонным разговором, отказ от ненужных административных звеньев.

     Простота  японской системы не терпит излишних органов и бюрократической волокиты. Японцы все больше прибегают к простым и ясным решениям. Основной девиз: упрощать и сокращать.

     Немаловажное  значение имеет и выбор времени  перемен — символично, что в «Тоёте» эта система зародилась во время настоящего кризиса, под угрозой банкротства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Управление  трудовыми  ресурсами в Японии.

     Основа  японского менеджмента — это  управление людьми, человеческими ресурсами. В противоположность широко распространенному термину «управление кадрами» японские руководители и специалисты по управлению предпочитают термин «управление людьми», подчеркивая этим необходимость всей гаммы воздействия на персонал фирмы, включая основанные на глубоком понимании человеческой психологии эффективные социально-психологические методы.

     В основном система управления трудовыми  ресурсами в Японии сходна с американской. Японские корпорации управляют своими служащими таким образом, чтобы  последние  работали максимально  эффективно. Для достижения этой цели японские корпорации используют американскую технику управления кадрами, в том числе эффективные системы заработной платы, анализа организации труда и рабочих мест, аттестации служащих и др.

     Но  существует и большая разница  между американским и японским управлением. Японские корпорации больше используют преданность своих служащих компаниям. Сильное отождествление служащих с корпорацией создает крепкую мораль и ведет к высокой эффективности. Японская система управления стремится усиливать это отожествление, доводя его даже до жертвенности  интересам фирмы.

     3.1  Управление персоналом

     Обычно  управление включает четыре основные функции: планирование, организация, мотивация  и контроль. Ключевым аспектом японского  менеджмента является управление персоналом. В Японии, как говорят сами японцы, есть лишь одно богатство – люди.

     Именно  эффективное управление человеческими  ресурсами, которые, по мнению японских специалистов, остаются единственными неисчерпаемыми  
ресурсами, обеспечивают достижение высокого качества продукции и конкурентоспособности японской продукции и технологий на международном рынке.

     То  ключевое значение, которое придается  этому направлению японского менеджмента, является признанием и осознанием факта, что именно оно является фундаментом успехов фирмы во всех остальных аспектах и направлениях управления.

     Более того, основной чертой и особенностью японского менеджмента является то, что управление фирмами строится в зависимости от возможностей человека, а не машины или производственных функций. Эта особенность японского  управления стала основополагающей.

     Поэтому в японских фирмах с течением времени  сложилась развитая концептуальная схема управления человеческими  ресурсами, которую можно представить в виде следующей таблицы. 

     Стратегия      Концептуальные  установки            Методы      
 
      
Преимущественная 
ориентация  на 
эффективное

     использование 
"человеческого фактора" в  
управлении

 
 
     Система долгосрочного (пожизненного) найма 
 

     Развитая  система морально-психологического и материального стимулирования 
 

     Развитая  система интеграции персонала 
 
 
 

     
     Медленное продвижение по лестнице (принцип "старшинства")

     Комплексная система оценки эффективности

     Горизонтальная  ротация кадров 

     Ориентация  на групповые методы работы

     Взаимозаменяемость  кадров. Универсализм в профессиональной подготовке. 

     Постоянная  переподготовка кадров по принципу "сверху вниз"

     Развитая  система коммуникации     и взаимодействия

     Внешнее сглаживание социальных различий между  руководством        и  рабочими

     Консультативный (групповой) характер принятия решений

     Повышенное  внимание к работнику

Информация о работе Управление трудовыми ресурсами в Японии