Управление занятостью населения в Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 17:12, контрольная работа

Описание работы

В данной курсовой работе отражены основные проблемы занятости в современном Китае, которые обладают рядом специфических черт и находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Речь идет, в первую очередь, о безработице и путях снижения ее уровня; во-вторых, о структуре занятости населения, характерной для КНР. Кроме того, в условиях рыночной экономики одним из решающих факторов эффективности и конкурентоспособности страны является обеспечение высокого качества кадрового потенциала.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Современное социально-экономическое состояние Китая…………………….4
Человеческие ресурсы Китая: основные проблемы……………………………6
Пути решения проблем занятости населения в КНР………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованных источников и литературы…………………………..20
Приложения……………………………………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

Контрольная.docx

— 94.94 Кб (Скачать)

     Дефицит квалифицированных кадров, а также  материальных ресурсов, ухудшение экологической  среды мешают успешному социально-экономическому развитию Китая. Уровень обеспеченности главными естественными ресурсами  на душу населения в стране ниже среднего мирового уровня. Наиболее острой проблемой является нехватка пресной  воды, пахотной земли и лугов: обеспеченность ими на душу населения в КНР  на 1/3 ниже среднемировых показателей. В таких условиях для достижения достойного уровня потребления граждан  необходимо интенсивно развивать сельское хозяйство, повышать эффективность  отраслей промышленного производства.

     К сожалению, экономический рост сопровождается серьезными нарушениями экологии и  загрязнением окружающей среды, что  угрожает существованию и развитию государства. Как лучше использовать ограниченные материальные и экологические  ресурсы, полнее реализовывать человеческие ресурсы страны, рационально и  эффективно содействовать занятости  населения – вот проблемы, над  решением которых продолжают работать власти и общественность Китая.

     Длительное  время в Китае экономический  рост происходил за счет увеличения количества рабочей силы и объемов инвестиций, а производительность труда оставалась на низком уровне. Одна из причин –  в слабом стимулировании людей с  высоким уровнем знаний, квалифицированных  работников, имеющих хорошую профессиональную подготовку и способных трудиться  с большой отдачей. В КНР же действующий механизм оплаты труда  не способствует полной реализации трудового  потенциала работников; уровень их квалификации часто не соответствует  требованиям, определяемым глобальной конкуренцией.

     Таким образом, на данном этапе приоритетным направлением развития Китая является содействие подготовке человеческих ресурсов и трудоустройству граждан. 

     Еще одним важным явлением, характеризующим  кризисные явления в сфере  трудоустройства, является структура  занятости в КНР. Сочетание так  называемых «трех индустрий» в структуре  китайской занятости демонстрирует, что в отличие от государств с  развитой экономикой, Китай в настоящее  время все еще является аграрной страной. Так, в 2007 г. количество населения, занятого в сфере «первой индустрии» составила 314,44 млн. человек, что составляет 40,8% от общего числа трудоустроенных граждан Китая. Количество занятых в сфере «второй индустрии» достигло 206,29 млн. человек, составив 26,8% от общего числа занятых. Количество населения, занятого в сфере «третьей индустрии» составило 249,17 млн. человек, что составляет 32,4% от общего числа трудоустроенных (Приложение 2, рис.2).

     Проблема  избыточной рабочей силы в Китае, в первую очередь, относится именно к «первой индустрии». По данным 2004 г., в КНР как минимум 150 млн. крестьян являлись той самой «избыточной» силой деревни, составляя более 30% от общего числа работников. Такое  развитие событий привело к тому, что в Китае очень высокий  уровень внутренних трудовых миграций.

     Миграция  в данной сфере отличается тем, что  поток трудовых мигрантов направлен  из сельской местности в города и  из центральных и западных провинций  на восток страны. Миграция крестьян обострила  борьбу за рабочие места в городах, крестьяне-рабочие становятся серьезными конкурентами горожан. Тем не менее, несмотря на то, что трудовая миграция китайских крестьян способствует увеличению и перераспределению доходов  и, в целом, сдерживает огромный разрыв в доходах городского и сельского  населения, зарплата сельских трудовых мигрантов почти вдвое ниже, чем заработная плата городских рабочих.

     Таким образом, Китай по-прежнему является аграрно-промышленной, развивающейся  страной с преобладанием сельского  населения и ручного труда  в сельском хозяйстве, существенной долей неграмотного или малограмотного населения в отсталых сельских районах.

     Для разрешения проблем в сфере занятости  населения, перед Пекином стоит  важная задача по разработке стратегии  и проведению соответствующей политики для достижения намеченных социальных и экономических целей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Пути  решения проблем  занятости населения  в КНР

     Последствия массовых проблем с занятостью населения  в КНР привели к тому, что  вопросы оптимизации сферы трудоустройства, наряду с рядом других социальных проблем, вошли в сфере приоритетов  политики КНР. Накопившиеся социально-экономические  и социально-политические противоречия заставили руководство Китая  в корне изменить свое отношение  к проблемам социального блока. Так, в 2007 году впервые за всю историю  китайских реформ была включена глава, посвященная социальным проблемам, причем эта глава была отнесена не к экономическому как прежде, а к социальному блоку проблем.

     В 2008 году Пекином были намечены основные направления деятельности в социальной сфере, к которым были отнесены: поощрение  самостоятельных поисков работы и самостоятельного предпринимательства; усиление профессиональной подготовки и совершенствование обучения желающих обзаводиться собственным делом; ускорение  формирования единого нормированного рынка людских ресурсов в городе и на селе; совершенствование системы  социального обслуживания по трудоустройству; усиление профессионального ориентирования среди выпускников ВУЗов; реформирование системы трудоустройства инвалидов, сокращенных с государственных  предприятий и прошедших военную  службу; усиление контроля за исполнением  условий труда.

     Кроме того, в течение длительного времени Китаю предстоит строго ограничивать прирост населения, регулировать спрос и предложение в сфере трудоустройства. Важно продолжить политику «планирования рождений» и гарантировать ее осуществление путем реализации соответствующих законов, экономических мер и организации работы СМИ, занимающихся ее разъяснением.

     Целесообразно сократить длительность рабочей  недели на предприятиях, контролировать уровень безработицы, создать широкую  сеть бирж труда, обеспечивая первоочередное трудоустройство квалифицированных  работников в соответствии с их профессиональной подготовкой. В случае приближения  уровня безработицы к критической  отметке необходимо расширять занятость  в сфере общественных работ, помогать перемещению безработных в развивающиеся  районы и отрасли, способствуя тем  самым снижению уровня социальной напряженности.

     Подготовку  и рациональное использование человеческих ресурсов, представляющих собой основную и постоянно действующую движущую силу прогресса современного Китая, следует поставить во главу угла стратегии долговременного развития страны. Ведь ее крупнейший в мире человеческий потенциал – мощное конкурентное преимущество. Задача заключается в  том, чтобы придать этому ресурсу  такие качества, которые позволили  бы реализовать его в полной мере. это возможно посредством массового  и существенного повышения квалификации работающего населения.

     Разрабатывая  и осуществляя стратегию эффективного использования человеческих ресурсов в народном хозяйстве, финансируя меры по содействию трудоустройству населения, правительство влияет на формирование качества рабочей силы, соответствующего современному научно-техническому уровню.

     В первую очередь, необходимо создать  новые рабочие места в промышленности и сфере обслуживания, потребности  которой в рабочей силе весьма велики. Во-вторых, целесообразно проводить  курс на развитие городов и поселков, привлечение свободной рабочей  силы из деревень, строго контролируя  миграционные процессы. В-третьих, улучшать ситуацию на рынке труда, формируя институты  и механизмы трудоустройства, адекватные рыночной экономике. В-четвертых, усилить  внимание к профессиональной подготовке, ввести общую систему определения уровня квалификации, единую для страны и позволяющую легче переходить в те отрасли и регионы, которые быстро развиваются и испытывают потребность в кадрах. Это позволит оптимизировать профессионально-квалификационную структуру занятых.

     Следует отметить, что во всем мире китайские  студенты, как и специалисты, повышающие квалификацию, зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. При, как  правило, довольно невысоком уровне базовой подготовки они, тем не менее, отличаются огромным трудолюбием, дисциплинированностью, прекрасно усваивают материал и  демонстрируют неплохие показатели в учебе. Однако, по получении соответствующего образования эти молодые специалисты  далеко не все и не всегда горят  желанием вернуться на историческую родину и самоотверженно работать на ее благо. Наиболее популярными регионами, куда направляются на учебу китайские  студенты, являются Западная Европа и  Северная Америка, а также Австралия  и Новая Зеландия.

     Кроме того, при разработке фундаментальных  направлений экономической политики и составлении общегосударственных  проектов и программ, связанных с  перестройкой народного хозяйства, следует в обязательном порядке  оценивать их влияние на человеческие ресурсы и занятость населения. Формируя политику в области финансов и налогообложения, важно уделять  особое внимание и оказывать поддержку  тем организациям и отраслям хозяйства, которые создают новые рабочие  места, способствуют трудоустройству  граждан, повышению уровня их квалификации, внедряют передовую технику и  технологии, позволяющие снизить  затраты материалов и энергии, уменьшить  загрязнение окружающей среды.

     Пока  что успехи Китая в области  использования человеческих ресурсов и трудоустройстве граждан невелики. Безусловно, создать и усовершенствовать эффективный механизм, способный расширить масштабы трудоустройства в стране, где человеческие ресурсы огромны, а количество рабочих рук избыточно, непросто. Тем более что в системе хозяйствования сосуществуют рыночные и нерыночные элементы.

     С одной стороны, согласно требованиям  реформы государственных предприятий  в целях создания современной  системы рыночного производства, следует всемерно активизировать выход  на рынок труда как можно большей  части человеческих ресурсов городов  и сельских поселений, расширять  обмен информацией о спросе и  предложении труда, повышая при  этом строгость отбора работников.

     С другой стороны, нельзя допустить, чтобы  рынок стал единственным регулятором  отношений в сфере занятости. Вполне возможны иные способы трудоустройства  и «исключения». Так, в отношении  бывших военнослужащих было бы целесообразно  соединить рыночный механизм отбора с предоставлением этой категории  граждан некоторых преимуществ, в том числе в области профессиональной переподготовки или в форме определенных компенсаций.

     Но  главное воздействие государства  на состояние занятости и рынок  труда – это применение страхования  на случай безработицы, поддержка занятости, финансирование соответствующих направлений  профессиональной подготовки населения, а также развитие инфраструктуры служб, занимающихся трудоустройством. Что касается сокращения излишних работников и возвращения их на рынок труда, то их материальная поддержка в период поиска нового места работы должна обеспечиваться не за счет государственных пособий, а средствами страхования от безработицы.

     Еще одно направление, способное оживить  рынок труда,  - реформирование системы  обеспечения права на жилье и  свободу передвижения, цель которого – постепенное разрушение существующих барьеров между городом и деревней и облегчение миграции населения по регионам страны.

     Государство, выражая общенациональные идеи, заинтересовано в том, чтобы разрабатывать и  применять на практике справедливые и рациональные правила конкуренции  на рынке труда и предоставлять  всестороннюю симметричную информацию всем участникам трудовых отношений, действующим  как со стороны спроса, так и  со стороны предложения. Власти должны обеспечивать периодическую публикацию и доступность информации о состоянии  рынка труда, разрабатывать прогнозы занятости, контролировать работу государственных  организаций, обслуживающих население, заботиться об их техническом оснащении  и поддержании высоких этических  стандартов в работе специалистов, осуществляющих прием граждан. При  этом, следует постепенно переносить акцент с прямых административных мер  на опосредованное управление с использованием системы налогов, льгот и других экономических инструментов.

     Наличие у Китая огромных человеческих ресурсов позволяет говорить о том, что, помимо развития техноемких и высоконаучных  отраслей промышленности, он может  позволить себе развивать и трудоемкие отрасли, требующие высокой концентрации рабочей силы и обеспечивающие рост занятости. Хотя, конечно, некоторые формы безработицы неизбежно будут существовать, оказывая определенное давление на экономику и трудовые отношения. Очень важно не допустить превращения безработицы в массовую и использовать время «простоя» людей для их профессиональной подготовки и переподготовки, для наращивания таким образом их человеческого капитала и повышения конкурентоспособности на рынке труда.

     С учетом глобализационных процессов, следовало  бы создать координирующую организацию  правительственного уровня и информационные центры, ориентированные на мировой  рынок труда, оказывающие соответствующие  услуги безработным гражданам страны. Целесообразно начать подготовку персонала в соответствии с требованиями международных стандартов для направления людей на работу за рубеж. Тем самым найдут себе применение избыточные человеческие ресурсы Китая. Несомненно, это позволит увеличить инвалютные поступления в страну. Но главное все же в другом – китайские труженики смогут на практике знакомиться с передовыми методами управления и организации производства, приобретать опыт работы с современной техникой и технологиями.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Управление занятостью населения в Китае