Влияние общественного быта на нравственное воспитание в крестьянской семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:16, реферат

Описание работы

Выявить характер семейного воспитания можно, лишь зная те социальные и бытовые условия, в которых проходила жизнь ребенка, проследив особенности взаимоотношений окружающих его людей. Поэтому анализ семейного воспитания предварим рассмотрением этих вопросов.

Содержание

Введение
Быт. Бытовые условия
Состав семьи и взаимоотношения ее членов
Отношение с детьми
Общественный быт, его влияние на воспитание детей
Характер взаимоотношений в общине и дети
Церковь
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

тема 5.docx

— 29.25 Кб (Скачать)

С малолетства  девочка знала, что ее будущее  зависит и от нее самой: если она  расторопна, умеет работать, то будет  в семье уважаема. «Веретеном оденусь, сохой укроюсь» - так выражалось и отношение к результатам своего труда. Рукоделие девушки было видно всем: это вязаные носки и рукавицы, шерсть для которых она пряла сама, наряды, сшитые и расшитые ею. Если у девушки к 15 годам было мало наткано полотна, в глазах общества она могла прослыть ленивой, «неряхой», что считалось позорным.

Неопрятность, нечистоплотность девицы вызывали такое  же порицание и осуждение, ведь они  свидетельствовали о лени. Поэтому  еще маленькую девочку запугивали: «Если плохо подметать пол, муж будет рябой», «Если сметать со стола рукой, муж будет лысым» и т.п.

Отрок, юноша - будущий глава семьи, и его пригодность для этой роли также оценивалась обществом по готовности к труду, способности содержать благодаря ему жену, детей и престарелых родители. К 18 годам парень считался полноценным крестьянином, если мог пахать и сеять - это самое сложное и ответственное дело, -- мог заготовить сено для скота, построить дом, умел столярничать и многое другое. Он уже понимал, что «Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится». К этому времени у юношей появлялась тяга к степенности, они старались усвоить манеру разговора мужиков.

Но если парень ленив, то и на этот случай есть примета: «Если холостой много спит, наспит кривоглазую жену». И правда, кто из родителей захочет отдать дочь за ленивого?

О достоинствах и недостатках молодых людей  было известно всему селу, поэтому людская молва и ее мнение оказывали на юношество большое воздействие.

Не только уроки доброты преподносила общественная жизнь ребенку, он наблюдал и случаи жестокости: таким бывало обращение некоторых мужей со своими женами, родителей с детьми, немало было примеров общественного неравенства и жестокого, бездушного отношения богатых к бедным, которым приходилось унижаться, заискивать перед богатыми.

Таких случаев немало представлено в русской  классической литературе, а в фольклоре  отражено и отношение народа к  ним. Видимо, неслучайными персонажами сказок стали злые мачехи и богатые мужики, нерадивые и плутоватые старшие сыновья и т.п.

Какие из этих разных примеров оказывались  для ребенка наиболее важными, зависело во многом от общей атмосферы семьи, но важным являлось и собственное отношение подростка, юноши к ним. Можно предположить, что вся система организованных и неорганизованных воспитательных воздействий сочеталась с процессом самовоспитания, роль которого в становлении личности в условиях жизни крестьянской общины становилась исключительно значимой. Большой опыт собственной практической деятельности во всех сферах жизни - труде, общественных делах, развлечениях, играх - оказывался решающим фактором самовоспитания.

Церковь

На сельскую жизнь большое влияние оказывала  церковь, определяя нормы общественного  и личного поведения людей. Она  давала свои предписания о соблюдении требуемого отношения к постам, молитвам, иконам, возлагая особую ответственность  в этом на старших членов семьи. Ею проводилось много религиозных  праздников, большие крестные ходы. Церковь определяла и обязанности православных: жить по христианским правилам, посещать храм.

Церковь обычно обслуживала несколько деревень; поэтому на службах встречались  жители различных селений, родственники, друзья. В этом смысле здесь осуществлялись и светские цели сборов: церковная площадь становилась местом общественной жизни, сюда приходили задолго до начала службы и расходились не сразу.

Такое общение вырабатывало и хорошие  манеры и приучало быть опрятно одетым. Здесь узнавали новости, общались, присматривали  женихов и невест. Крестный ход проводился по разным поводам: в честь военных побед, как моление об избавлении от эпидемии или о дожде во время засухи и др.; в них участвовали и взрослые, и дети. Церковь использовала и другие формы религиозно-нравственного воспитания, в частности, распространяла собственную литературу (правда, из-за неграмотности населения немногие ее читали). Деревенская Россия получала церковные сведения не из полных церковных книг, даже сельские священники, а не только полуграмотные крестьяне пользовались адаптированными, упрощенными изданиями «для народа». 

Заключение

Обобщая все вышеизложенное, можно заключить, что под влиянием семейного и общественного быта закладывались основы человеческой личности, развивались ее нравственные установки, складывалась система межличностных отношений, вырабатывался взгляд на все окружающее. Здесь ребенок готовился к своей будущей взрослой роли, впитывая жизненные впечатления, приобретая свою неповторимую индивидуальность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М„ 1992.
  2. Николаев В.А. Истоки русской народной педагогики. М.; Орел, 1987.
  3. Демков М.И.Краткая история педагогики. - М., 1917. - 239 с.
  4. Медынский Е.Н. История педагогики в связи с экономическим развитием общества. - М., 1923-1930. - Т.3.
  5. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. - М., 1989. - 479 с.
  6. История педагогики / Под ред. А.И. Пискунова. М., 1998.
  7. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. - М., 1985.

Информация о работе Влияние общественного быта на нравственное воспитание в крестьянской семье