Влияние семьи на эмоционально-нравственную сферу подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 14:00, реферат

Описание работы

Как писала Л. И. Божович, «выражая определенные отношения между людьми, нравственные нормы реализуются любой деятельностью, которая требует общения, - производственной, научной, художественной и др.» [4, с. 33]. Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Но усвоение этого нравственного образца не всегда проходит гладко

Работа содержит 1 файл

Влияние семьи на эмоциональную сферу подростков.docx

— 41.40 Кб (Скачать)

Как бы ни складывались условия жизни в подростковом возрасте, ориентация на семью и потребность в ней в этот период жизни чрезвычайные.

Однако необходимо учитывать и тот факт, что в  отрочестве, как хорошо известно, общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений.

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Обсуждение личности друга в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию.

Успехи в среде  сверстников в отрочестве ценятся  более всего. «В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. Конечно, в целом нормы и правила заимствуются из отношений взрослых. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм, жадность и т.п.

Нормативность в  подростковых группах формируется  стихийно, контроль за ней осуществляется в максималистских формах. Если подросток подвел, предал, бросил, он может быть избит, ему могут объявить бойкот и оставить в одиночестве. Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы» [26, с. 363].

Перечисленные отроческие ориентации в общении, конечно же, в целом совпадают с ориентациями взрослых. Однако оценка поступков сверстников идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых.

При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников  подростки отличаются крайним конформизмом в подростковой группе. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «Мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.

«В неформальных подростковых объединениях формируется (или заимствуется из старших по возрасту группировок) своеобразный сленг (англ.slang) или арго (фр. arg'o) - слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Сленг придает эффект усиления чувства «Мы» тем, что сокращает дистанцию между общающимися через идентификацию всех членов группы общими знаками общения. Речь подростков может быть сплошь сленговая, но может иметь в обороте и 5-7 сленговых слов.

Главное, что эти  слова присутствуют в группе, являются ее достоянием, они преступают нормы обыденной этики, освобождают от нормативной пристойности и дают ощущение раскрепощения в диалоге. Подростки пользуются сленгом в классе, в спортивных группах, во дворах домов, а также в диффузных неформальных объединениях под сленговыми названиями (панки, металлисты, хиппи, фашисты, люберы и др.)» [26, с. 363].

Стремление подростков к взрослости сопряжено с различными формами изживания своей зависимости от родителей и от взрослых в целом. «В сознании подростка проигрываются различные ситуации, где «родители» (речь идет не о своих лично родителях, а о родительских социальных ролях) и другие взрослые выглядят вовсе неприглядно; создаются фантастические образы агрессивных, неумных, бессердечных людей, привязанных больше не к своему собственному ребенку, а к материальным ценностям. Через страшные ситуации фантастических вымыслов подростки изживают свою глубинную зависимость от собственной семьи. Отчуждаясь от своих собственных отношений с родителями, подростки психологически освобождаются от стереотипа детско-родительских отношений как чего-то изначально правильного, добродетельного и неизменного. Так, со смехом и содроганием от отвращения подростки начинают включать в совместное общение «черный юмор», «изобличающий» опасность совместного проживания с родителями» [26, с. 370].

Совместное отчуждение от взрослых может осуществляться в  разных формах: озорство в общественном транспорте, на улице; грубость и демонстрация агрессивного игнорирования и т.д. Нельзя при этом сказать, что подростки осознают эту свою потребность в переживании отчуждения. Часто демонстрация отчуждения возникает спонтанно. Переступая вложенные в него ориентации на нормативное поведение и уважение к старшим, подросток испытывает пьянящее чувство освобождения и укора совести одновременно.

Кроме поведенческих  форм отчуждения подростки могут  обсуждать друг с другом характеристические особенности своих родителей. Содержание этих обсуждений и общий стиль беседы и здесь зависят от их общего культурного развития. Дети из хороших семей, ориентированных на духовность в жизни и в общении, делятся друг с другом своими переживаниями, связанными с тем, что они стали отстраненно наблюдать родителей, смотреть на них как бы со стороны. Это отчуждение души мучает и создает напряжение, раскаяние. У таких подростков внешний план отношений с родителями может сохранять пристойные формы. Дети из деградирующих семей также могут тонко рефлексировать и страдать, но проявляют себя в отчужденных поступках: уходят из дома вместе с приятелями, угрожают, грубят и т.п.

Каково бы ни было воспитание в отрочестве, обособление  от родителей дается подростку нелегко. Обособление, связанное с повзрослением, необязательно происходит именно в отрочестве. Оно может произойти и в более старшем возрасте. 

Важнейшей особенностью личности в отрочестве является быстрое  развитие самосознания посредством  рефлексии подростка на себя и  других. Чем лучшее образование и  воспитание получил подросток в  детстве, тем богаче его рефлексия. Подросток может, забыв обо всех забавах, отвлекшись от любимого занятия в сфере познавательной деятельности, уйдя от общения, подолгу заниматься рефлексией на свои собственные характерологические и общечеловеческие особенности. Это занятие при живости ума может продуцировать важные для подростка откровения общеморального порядка и относительно своей собственной персоны. Подростковая рефлексия хотя и поднимает отрока на исключительную для его возможностей высоту, отличается свободной ассоциативностью - мысли текут по разным направлениям в зависимости от чувств и внешних обстоятельств. Целостность рефлексии придает лишь исключительная направленность подростка на самого себя - куда бы он ни устремился в своих ассоциациях, он неизменно проидентифицирует себя с самим собой, возвратится к самому себе, к своему собственному «Я».

Воцерковленным родителям стоит помнить, что эмоционально-нравственная сфера подростков из воцерковленных семей имеет свои особенности, которые просто необходимо учитывать занимаясь воспитанием таких детей. 

 

Литература

 

1.                     Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни//Вопросы психологии. – 1989. - №5. – С.80-88.

2.                     Альманах психологических тестов. – 2 изд. – М.: КСП, 1996. – 397с.

3.                     Арсеньев Н. С. Духовные традиции русской семьи // Православие в жизни. Нью-Йорк. 1953. С. 226–227.

4.                     Белинская Е.П., Куликова И.В. Представления подростков о своем социальном будущем //Мир психологии. – 2000. - №4. – С.135-147.

5.                     Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство "Институт практиче-ской психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. 352 с.

6.                     Вершинин В. Воспитание в патриархальной семье //Домашнее воспитание. – 2001. – №3. – С.21-31.

7.                     Витек К. Проблемы супружеского благополучия /Пер. с чешск. /Под ред. М.С.Мацковского. – М.: Прогресс. 1988. – 144с.

8.                     Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости: Практический учебник одинокой женщины. – 2 изд. – М.: Мысль, 1993. – 238с.

9.                     Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 4. Вопросы детской (возрастной) психологии. М., 1984.

10.                  Голод С.И. Будущая семья: какова она? – М.: Знание, 1990. – 63с.

11.                  Горин С.А. НЛП: техники россыпью. – М.: КСП+, 2000. – 560с.

12.                  Гроф С. Космическая игра: Исследование рубежей человеческого сознания /Пер. с англ. О.Цветковой. – М.: АСТ, 2001. – 256с.

13.                  Дилтс Р. Стратегии гениев. Альберт Эйнштейн /Пер. с англ. Н.Е.Ивановой. – М.: Класс, 1998. – В 3-х т. Т.2. – 192с.

14.                  Дружинин В.Н. Психология семьи. – 3 изд., испр. и доп. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 208с.

15.                  Дубова Е.Т. Духовный кризис в современной России и практическая психология // Журнал прикладной психологии. – 2000. - №1. – С.29-38.

16.                  Дымнова Т.И. Психологический анализ зависимости структурно-содержательных особенностей супружеской семьи от родительской: Дисс. …канд. психол. наук. – М., 1996. – 128с.

17.                  Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи //Вестник Моск. Ун-та. Сер.14. Психология. – 1996. - №1. – С.42-49.

18.                  Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., Клин, 2002. С. 117-118.

19.                  Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика, 1987. – 160с.

20.                  Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. – СПб.: Питер, 2001. – 464с.

21.                  Кузнецова И. А. Духовно–нравственные ценности православия как фактор семейного воспитания детей: Автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2007. С. 13.

22.                  Кузнецова Л.М. Кто сейчас глава семьи? //Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. – М., 1987. – С.143-151.

23.                  Ларионова Мария, методист Отдела религиозного образования Уфимской епархии Старший подростковый возраст как сензитивный для формирования нравственных убеждений / Православное дело //didaskal.ru/deloN1045

24.                  Майерс Д. Социальная психология /Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1997. – 688с.

25.                  Меньшиков М. О. Размышления // Письма к русской нации. М., 1999. С. 258.

26.                  Меньшиков М. О. Письма к ближним. СПб., 2001. С. 22.

27.                  Михайлов Ю.П. Дающая жизнь. Прекрасная женственность. – СПб.: Общество Русской Православной культуры Свт. Игнатия (Брянчикова); Издательство Буковского, 2000. – 84с.

28.                  Москвичева Н.Л. Семья в системе ценностных ориентаций личности студента: Дисс. … канд. психол. наук. – СПб., 2000. – 155с.

29.                  Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

30.                  Ничипоров Б.В. таинство брака и семьи: Введение в космологию домостроительства //Вопросы психологии. – 1991. - №5. – С.103-108.

31.                  Олисаева А.М. Этнопсихологические особенности социальных ролей в семье: Дисс. …канд. психол. наук. – СПб., 1999. – 193с.

32.                  О православном браке и обязанностях мужа и жены. – 2 изд. – Воронеж: МОДЭК, 2000. – 24с.

33.                  Пек М.С. Нехоженные тропы. Новая психология любви, традиционных ценностей и духовного роста /Пер. с англ. Н.Н.Михайлова. – М.: Аваценна, Юнити, 1996. –301с.

34.                  Перевозникова Е.В. Психологические особенности самосознания подростков из семей православной и атеистической ориентации: Дисс. …канд. психол. наук. – М., 2000. – 162с.

35.                  Пигалев А.И. Мир человека между «законом» и «событием» //Мир психологии. – 2000. - №4. – С.9-30.

36.                  Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие /Под ред. Д.Я.Райгородского. – Самара: БАХРАХ, 1998. – 672с.

37.                  Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб.: Питер, 1999. – 752с.

Информация о работе Влияние семьи на эмоционально-нравственную сферу подростков