Внешняя политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ внешней политики России и выявление ее места в системе международных отношений.
Дать определение внешней политике государства (сущность, формирование, функции и методы осуществления);
систематизировать типологию международных отношений;
дать теоретическое обоснование международных отношений;
выявить глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику.
определить место России в системе международных отношений;
установить основные тенденции развития внешней политики современной России;
определить и охарактеризовать современные геополитические реалии России;
охарактеризовать геополитическое положение современной России.

Содержание

Введение 3
Политика и международные отношения 4
Международные отношения 5
Типология международных отношений 6
Теоретическое обоснование международных отношений 7
Глобальные проблемы современности и их влияние на международную политику
Россия в системе международных отношений 11
Внешняя политика современной России 14
Геополитическое положение современной России 15
Заключение 17
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 47.79 Кб (Скачать)

Группа глобальных проблем включает в себя в качестве главных:

нахождение путей  устойчивого экономического развития в связи с тем, что современные  технологические структуры достигли своего предела;

проблемы войны  и мира, обеспечения международной  безопасности, разоружения и конверсии, укрепления доверия к сотрудничеству между народами;

экологические проблемы, поставившие человечество перед угрозой экологического коллапса, сравнимого с последствиями ракетно-ядерной  катастрофы;

преодоление экономической  и культурной отсталости, нищеты в  развивающихся странах Азии, Латинской  Америки, Африки;

проблема человека, включая измерение общественного  прогресса и соблюдения социальных, экономических и индивидуальных прав и свобод личности, борьбу с  международной преступностью и  терроризмом, гуманизацию международных  отношений.

Поскольку эти  проблемы глобальные, общечеловеческие, то естественно, что их решение должно находиться в эпицентре международной  политики. Особо сложной является проблема поиска устойчивого экономического развития, разумности производства и  потребления, ибо от ее решения в  конечном счете зависит решение  всех остальных проблем.

Современная модель производства и потребления в  условиях доминирования капитализма  на большей части земного шара по-прежнему выступает в конкретно-исторической форме производства стоимости и  прибавочной стоимости – капитала. Капитал же не имеет внутренней меры и стремится к бесконечному количественному  возрастанию. Поэтому общественное богатство отождествляется с  огромным скоплением товаров, а общественный прогресс с безграничным умножением их количества и разнообразия. Развитые страны – «золотой миллиард» из 5,6 млрд. людей на планете – обеспечили такое количество этих товаров, что  потребляют в среднем в 20 раз больше ресурсов планеты, чем развивающиеся  государства. На долю 75%, остающегося  за вычетом «золотого миллиарда» населения земли приходится 14% мирового дохода. Это позволило экономистам  и социологам говорить о вступлении развитой части капиталистического мира в новую стадию – стадию потребительского общества .

Все серьезные  западные мыслители в один голос  и с возрастающим беспокойством  признают, что по мере становления  потребительского общества возрастает его отчужденный характер, усугубляется подчиненное, пассивное положение  человека как «винтика тотального общественного  механизма». Потребление превращается в «священную обязанность» человека, от выполнения которой зависит его  социальный статус, личное самочувствие.

В потребительском  обществе принуждение к труду  дополняется принуждением к потреблению  различными средствами манипуляции , в первую очередь при помощи рекламы. Индивидуальная свобода человека низводится до свободы выбирать между различными, беспрерывно меняющимися, но фактически идентичными видами одного и того же товара («шмотки», телесериалы, секс, поп-культура и т.д.).

Разрешение всего  комплекса проблем, стоящих перед  человечеством, невозможно путем превращения  западного потребительского общества в глобальную модель развития. В  настоящее время общепризнано, что  дальнейшее распространение на все  население Земли характерного для «золотого миллиарда» потребления приведет к такому давлению на природную среду, которая вызовет планетарную экологическую катастрофу, сделает Землю непригодной для обитания.

Именно поэтому  участники конференции ООН по окружающей среде и развитию (Бразилия, 1992г.), в которой принимали участие  руководители подавляющего числа государств мира, приняли Концепцию устойчивого развития . Суть ее заключается в том, что дальнейшее развитие производительных сил и повышение уровня благосостояния всего населения Земли возможно лишь на основе качественного изменения модели производства и потребления, предусматривающей сохранение экологического баланса Земли, всеобщего сбережения природной среды, материальных ресурсов и труда, преодоления расточительного характера современной западной цивилизации.

Концепция устойчивого  развития, исходя из анализа современных  достижений науки и техники, предусматривает  необходимость создания более современного технологического базиса. Его основу должны составить дальнейшее совершенствование систем автоматизированного управления, накопления и передачи информации (микроэлектроника, оптико-волоконная техника, «искусственный интеллект» и др.), разработка новых источников энергии, средств ее хранения и передачи (управляемый термоядерный синтез, высокотемпературная сверхпроводимость и т.д.), овладение новыми природными процессами (микро-биотехнология, тонкая химия и т.д.), переход от конвейерного производства к гибкому автоматизированному, дезурбанизация на основе развития транспортных и телекоммуникационных систем и т.д.

Создание материального  богатства все более будет  зависеть не от экстенсивного труда, а от интеллектуального развития его субъекта, от степени научного познания человеком и обществом  законов природы и технологий. Соответственно главными становятся вложения в человека, в науку, образование, культуру. И мерой общественного  богатства все более становится не рабочее время и создаваемая  им меновая стоимость, а свободное  время, необходимое человеку для  непрерывного развития и самореализации в творчестве .

Эта тенденция  свидетельствует о происходящей перемене соотношения объективных  и субъективных факторов производства, о выдвижении человека как его  главной цели, о распространении  принципа «не человек для производства, а производство для человека». Вкупе  с необходимостью разумного ограничения  потребления ввиду ресурсных  и экологических проблем эта  перемена вступает в противоречие с  капиталистической формой функционирования общества с его главной целью  получения максимальной прибыли. Это  и требует ныне качественно нового подхода к определению форм производства и потребления. Его смысл не в  свертывании производства и потребления, а в практическом выявлении подлинного соотношения человеческих способностей и потребностей.

Это соотношение  правомерно определять так: потребности  человека определяются способностями  человека, а не наоборот, как это  еще часто делается. Круг потребностей разумным субъектом определяется в  той мере, которая необходима ему  для реализации своих способностей в окружающем мире. Владение ненужными  вещами – это паразитизм. На смену  «сверх потреблению», губительно воздействующему  на личность, все более часто приходит разумное потребление как функция  развития творческих способностей человека.

Устойчивое развитие, требующее рациональной экономики, снижения расходов материала и энергии  на душу населения, диктует необходимость  усиления общественного характера  материального потребления. Эта  задача предполагает глубокую реконструкцию  всей инфраструктуры жизни, принципиально  новую ступень развития системы  общественного транспорта, связи  и информации, общественного доступного питания, здравоохранения, центров  образования и творчества, культурно-эстетического  развития и отдыха, клубов, театров, парков, стадионов, музеев, библиотек  и т.д.

Технологический процесс устойчивого развития в  своем социально-экономическом измерении  объективно совпадает с процессом  подлинного обобществления труда, усиления его коллективного характера, возрастания  взаимосвязи различных отраслей и секторов производства, подчинения его общегосударственным и глобальным целям и контролю. Но обобществление труда, как подчеркивал В.И. Ленин, – главная материальная основа неизбежного  наступления социализма.

Из всех глобальных проблем проблема войны и мира до недавнего времени представлялась самой жгучей проблемой современности. По некоторым подсчетам за последние 55 веков произошло 14,5 тысяч войн, в которых погибло 3,6 миллиарда  человек. За 50 с лишним послевоенных лет в мире произошло 250 войн, в  них участвовало 90 государств, чьи  общие потери превысили 35 млн. человек. Это свидетельствует о том, что  мировое сообщество еще не созрело  для полного предотвращения войн, хотя объективные условия настоятельно требуют такой зрелости. Но усилия народов и государств должны быть направлены прежде всего на преодоление  причин, порождающих войны. Для этого  требуется ограничить, а затем  и прекратить гонку вооружений –  своеобразную раковую опухоль человечества. Милитаризация стала невыносимым  бременем для всех государств, поскольку  лишает их ресурсов, необходимых для  преодоления отсталости и нищеты.

Экологическая проблема в ее современном виде возникла в 60-х годах текущего столетия. С  этого времени стали проявляться  и усиливаться симптомы экологического кризиса, который в наши дни характерен практически для всех континентов  Земли, всех государств. Экологический  кризис – это резкое ухудшение  состояния естественной среды обитания человека (биосферы) в результате нарастающего отравления и загрязнения земли, воды, атмосферы. Одно из проявлений системного кризиса современной цивилизации. Составные компоненты экологического кризиса:

нарушение естественного  баланса газового состава атмосферы;

разрушение озонового  слоя атмосферы;

состояние живой  и неживой природы;

преодоление отсталости и нищеты в развивающихся странах.

Мировое сообщество пока не добилось крупных достижений в защите окружающей среды, но активно  стремится воспрепятствовать ее разрушению. Под эгидой ООН и ее учреждений действуют многочисленные исследовательские институты, общества, комиссии, фонды, цель которых предотвращение экологической катастрофы. Государства  создают министерства, ведомства, научные  организации для перспективного и оперативно-технического решения  проблем окружающей среды. Однако озабоченности, адекватной значению проблемы защиты окружающей среды, во многих государствах еще не выработано. В явном противоречии с реальными потребностями находятся  расходы развитых государств на цели, связанные с экологией: они составляют 1-2% от валового национального продукта (ВНП). 
 
 
 
 

Россия  в мировом политическом процессе

Россия  в системе международных  отношений

Система международных  отношений характеризуется совокупностью  связей и взаимодействий между народами, государствами и группой государств. За последние десятилетия в системе  международных отношений произошли  коренные изменения. Эти изменения  связаны с распадом «социалистического содружества», затем и самого его  создателя – Советского Союза.

В истории крах одной системы международных  отношений вызывался либо масштабными  войнами, либо революциями. Своеобразие  современного периода заключается  в том, что замена системы международных  отношений (или, как говорят, международного политического порядка), сложившейся  после 1945 г., произошла в условиях относительно мирного времени, несмотря на наличие многочисленных региональных вооруженных конфликтов, и «холодной  войны», вызывавших постоянную напряженность  между двумя противоположными блоками.

Исследователи считают, что в 1945-1989 гг. существовала особая система международных отношений, для которой характерными были следующие  черты: биполярная структура; придание мировой политике нормативного порядка, создание ООН, других международных  организаций и институтов; углубляющиеся  противоречия между экономически развитыми  и слаборазвитыми странами. В этой системе СССР принадлежала одна из ведущих ролей, определяющая международный климат.

В условиях перехода к новой системе международных  отношений Россия (преемник СССР) претерпела глубокую трансформацию как участник системы международных отношений. Российское государство столкнулось  с серьезными геополитическими сдвигами, временной дезориентацией в определении  главного противника на международной  арене, перегруппировкой сил, коалиций и союзов, заменой ряда прежних  идеологических стереотипов, сменой политических режимов, возникновением новых государств и т.д.

Подобные процессы не могли не ослабить внешнеполитические позиции России. На Западе широкое  распространение получил тезис  о том, что СССР проиграл холодную войну. Однако в холодной войне проиграли  все, и все выиграли от ее окончания. Тем не менее основу взаимоотношений  в период распада мирового социализма, Варшавского договора и СССР составляли заявления западных политиков о  «ненанесении ущерба интересам СССР» (затем они трансформировались в  «неиспользование нынешней слабости России в своих односторонних интересах»). Такие формулировки свидетельствуют  об одном: сложилось новое соотношение  сил не в пользу России. Возникла реальная перспектива утраты Россией  статуса великой державы на мировой арене.

Россия не в  состоянии была оказать противодействие  созданию своего рода «санитарного кордона», расширению НАТО за счет бывших государств — членов Варшавского договора (Чехии, Венгрии, Польши), а в дальнейшем и за счет «второго эшелона» (стран  Балтии и других стран). Все это  — попытки исключить Россию из механизма принятия решения по ключевым вопросам европейской и мировой  безопасности. Такое развитие событий  может придать России роль «побежденной державы», не имеющей равноправного  статуса в международных делах. В создавшихся условиях, т.е. в  крайне невыгодной обстановке для обеспечения  своего участия в формировании положения  дел в Европе и мире, России нужно  в максимальной степени использовать дипломатические средства, переговорный процесс.

Одним из результатов  таких дипломатических усилий стало  подписание Основополагающего акта, регулирующего отношения между  Россией и НАТО (май 1997 г.). Этот документ предусматривает в рамках деятельности Совместного постоянного совета участие сторон на равноправной основе в случае достижения консенсуса в планировании и подготовке совместных операций, в том числе и миротворческих под руководством Совета Безопасности ООН или под ответственностью ОБСЕ. Вместе с тем положения Основополагающего акта не дают России или НАТО права вето по отношению к действиям другой стороны, а также не ущемляют и не ограничивают права России или НАТО принимать решения и действовать самостоятельно. Они не могут быть использованы как средство ущемления интересов других. Тем самым партнерство между Россией и Западом получило свою институционализацию .

Информация о работе Внешняя политика России